Смекни!
smekni.com

Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести – Южный Урал" и "Вести – Южный Урал, События недели" (стр. 2 из 9)

Телевидение заимствовало у кинематографа язык, но при этом не утратило и никогда не утратит «эффекта присутствия». В отличии от кино, телевидение способно показать на экране образ настоящего. Следовательно, чувства зрителя носят совсем иной характер – это переживание, одновременное с происходящими событиями.

Другая важная особенность, отличающая телевидение от кино, - условия просмотра и характер аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана телевизора, определяемый размером помещения, требуют между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту, какой обычно существует в жизни. Коротко говоря, условия восприятия программы есть причина особого характера общения между телеэкраном и аудиторией. Кино функционирует дискретно, тогда как телевидение функционирует непрерывно. Кино как род искусства, адресовано массовому сознанию, в то время, как телевидение адресовано общественному мнению, не только отражая его, но и формируя.

1.2 Функции телевизионной журналистики

Знание функций телевидения, его потенциальных возможностей необходимо любому журналисту для того, чтобы точнее определять цель своей работы, цель каждого выхода на экран. В перечне профессиональных качеств журналиста независимо от специализации или экранного амплуа важнейшее место занимает социальная ответственность, четкое понимание и прогнозирование результатов телевизионного воздействия на массы людей.

Информационная функция

Средства массовой информации потому и называются так, что первым и главным их качеством – тем, ради чего они создавались и создаются, - является способность удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Телевидение распространяет информацию быстрее, полнее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников. Из общетеоретичеких курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем его в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в регионе, стране и в мире, показ новостей. Лишь в этом смысле можно выделить информационную функцию телевидения, поскольку в широком плане информацию информацией можно считать и телевизионную трансляцию театрального спектакля, и сам факт работы телевизионного передатчика (парадокс Макклюэна). Попадая в контекст телевизионной программы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня. Так, например, до сих пор еще не забыта трансляция «Лебединого озера» 19-го августа 1991 года.

Регулярное получение информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные телепередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное.

Культурно-просветительская функция

Стоит признать, что для многих людей телевидение – это единственная возможность познакомиться с произведениями классиков и работами современных мастеров. К культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть и телепрограммы и каналы, которые специально создаются для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. В культурно-просветительских телепередачах так или иначе присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

Интегративная функция

Все средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Сам факт просмотра одной программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем. Доминанта вещания – выявление общих для аудитории ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Социально-педагогическая функция

Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Зависимость этой вовлесенности и мера воздействия зависят от характера государства. Очевидно граничит с интегративной и информативной функциями.

Организаторская функция

Ее следует отличать от управленческой, где формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства и (или) иных административных структур и осуществляется регулярно. В отличии от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя совместные действия масс людей. Нередко телевидение играет роль организатора, ставя какие-либо вопросы перед влстями, побуждая их к действию.

Образовательная функция

Непосредственно не относится к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дедактического материала в помощь лицам, получающим образование. Учебные передачи транслируются, как правило, по специальным телеканалам.

Рекреативная функция

Рекреация (от лат. Recreatio – восстановление ) – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большинство рекреативных телепрограмм, в сущности, лежат за пределами журналистики. Но все же отметим граничащие с документалистикой игровые телесериалы, позволяющие аудитории узнать о жизни различных слоев общества, о повседневных заботах обычных людей. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, шоу) создается, как правило специализированными телекомпаниями.

1.3 Жанры информационной телепублицистики

Любое содержание укладывается в некие формы, эти два понятия находятся в неразрывном диалектическом единстве. Форма есть выражение внутренней связи и способа организации элементов и процессов, как между собой, так и с внешними факторами. Именно исходя из этого, можно рассматривать наиболее формализованные признаки журналистского творчества. Обычно журналистскую деятельность подразделяют на три основных вида – это информация, аналитика, публицистика. Каждый их них подразделяется на подвиды, которые и принято считать жанрами журналистики.

Жанр – это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков. Понятие того или иного жанра формировалось многие годы, менялась жизнь, какие-то явления ее исчезали, становились достоянием истории, возникали новые, однако, каждое новое явление, будучи принципиально иным по содержанию, сохраняло прежнюю форму. Это же относится и к жанровым формам, основанным на общности функций каждой из них, независимо от конкретного наполнения. Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации – печати и радио. И точно так же, как печать и радио, телевидение во всем богатстве и разнообразии его продукции, можно классифицировать по ряду устоявшихся формальных признаков, разделить по принадлежности к тому или иному жанру. «Теория жанров постоянно находится в развитии, видоизменяясь, происходит становление, развитие новых и отмирание старых жанров, впрочем, это не означает, что жанровое деление творчества тележурналиста есть бессмысленное теоретизирование»[1]. В адекватном понимании природы того или иного жанра заложен потенциал реализации творческого развития. Понимание же неразрывно связано со знанием.

Жанр – категория общественно-историческая. Поэтому, например, в ситуации ограничения свободы слова и печати происходит всплеск в развитии жанров аналитических и даже дидактических, напротив, расширение информационных свобод влечет за собой развитие информационных жанров, потребитель информации уже не нуждается в назиданиях, а стремится сам оценивать и анализировать факты. При всей динамике и диалектичности понятия жанра, существует, тем не менее, ряд довольно-таки устоявшихся форм, в развитии которых на протяжении продолжительного времени сохраняются сущностные признаки.

Так, к жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, заметку (сюжет), выступление, интервью; к жанрам аналитическим – беседу, комментарий, обозрение; к жанрам художественной публицистики – зарисовку, очерк, эссе.

Заметка (видеосюжет)

Жанр информационной журналистики, представляющий из себя краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют хроникальным сообщением. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка (Out Of Voice). Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент новостных выпусков.

Отчет

Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события.

Выступление

Любое обращение человека к массовой аудитории при помощи телеэкрана, когда сам этот человек является основным объектом показа, и есть выступление в кадре. Выступление может солпровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только информацию, но и свое отношение к ней.