Смекни!
smekni.com

Профессионально-этические ориентиры в журналистике (стр. 3 из 5)

Необходимо отметить то, что важным пунктов в соблюдении этических

пунктов является и самоуправление журналиста. В структуре самоуправления обычно выделяется три процесса: самоорганизацию, самоконтроль и саморегуляцию. Если благодаря самоорганизации складывается стратегия деятельности журналиста применительно к конкретным условиям подготовки материала, то функция самоконтроля - это проверка качества решения той или иной задачи, установление рассогласований между эталоном и результатом действия. Журналистика предполагает в качестве обязательного свойства тех, кто ею занимается, сознательное отношение к своей деятельности, т.е. способность представлять все общественные последствия. Соблюдая самоограничение (самоконтроль) журналисту легче добиться общественной поддержки и уважения. Механизмами саморегулирования выступают как журналистские кодексы, так и медиакритика, публикуемая в специализированных издания, советы по делам прессы (Большое жюри союза журналистов и др.). В некоторых странах, в том числе в России, существует Омбудсмен - должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. С 30 декабря им является Павел Сергеевич Астахов.

Московские исследователи теории и практики журналистики, и в частности, известные специалисты МГУ Я.Н. Засурский и Е.И. Пронин, считают, что «подобно другим наукам, теория журналистики жанры рассматривает как исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различающиеся по способу освоения жизненного материала. Жанр, бесспорно, весьма важен для адекватного выражения смысловой основы журналистского произведения… Это общепринятый способ подбора, своего рода алгоритм необходимых и достаточных для достижения определённой цели выразительных средств журналистики и структурирования их в целостную публикацию, оптимально соответствующую реальной коммуникативной ситуации, возникшей в процессе актуальной социальной практики. Журналистика, обращаясь к тем или иным событиям действительности, стремится дать читателю практически ценное понимание сути дела и надёжное руководство к действию. Журналист, обращаясь к реалиям общественной жизни, концентрирует внимание на том аспекте отображаемого явления, который имеет наиболее существенное значение для повышения эффективности практической деятельности».[12] А.С. Лавреневская выделяет составляющие авторской позиции. Это - «образный ориентир», «авторский приём», «мнение» (имеющее определённую «направленность», «тональность», «персонифицированность» и «охват»), а также «роль» повествователя («художник», «прагматик», «исследователь» и «пропагандист»). Исследователь определяет позицию как интегральное выражение субъективности. Раньше журналист находился как бы вне ситуации, он старательно показывал, что «списывает всё с натуры», но в событиях лично не участвует. Это роль «художника» и его текст - это «рисунок», в котором реальность неотличима от игры и творческого воображения. Позже журналист берёт на себя роль «пропагандиста», и его текст становится своего рода «прокламацией», цель которой широкое распространение каких-либо установок. Затем журналист становится социальным «исследователем», который доносит до аудитории результаты собственного анализа объективных обстоятельств. В его тексте рассматриваются реальные жизненные проблемы и комментируются журналистом.[13]

По всей видимости, комментарий является наиболее подходящим жанром для выражения позиции. Однако, анализируя явления и беря на себя смелость делать какие-либо выводы, автор должен чётко осознавать степень ответственности перед аудиторией. Однако, как показывают частые скандалы и опровержения, субъективизм слишком часто встречается не только в авторских комментариях, но и в материалах в общем.


2 Нарушения профессиональной этики в печатных средствах массовой информации «Комсомольская правда» и «Московский Комсомолец»

В типологической структуре современной российской прессы особое место принадлежит общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого информационного пространства государства, той ролью, которую они играют в организации широкого информационного обмена между регионами страны, имеющей огромную территорию.

Статус «общероссийской газеты» предполагает распространение издания на всей территории страны с целью установления широких социальных контактов.

Лидеры общероссийского рынка относятся к первой модели, к универсальным изданиям. Это «Аргументы и Факты», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», имеющие ряд общих черт. У них советское происхождение, на организационном уровне нет связи с государственными институтами, информационная политика строится на принципах независимости. Особенности последних двух изданий заключаются в следующем. «МК» имеет широкую информационную географию (СНГ, мир), содержит меньше утилитарной информации. Балансирует на грани «газеты новостей» и «газеты сенсаций», участвует в своеобразных политических играх. «КП» похожа на «МК» - та же балансировка между качественной и бульварной прессой. В целях повышения конкурентоспособности предложила «толстушку» - «газету, которую можно читать всю неделю», использующую модель газеты выходного дня: позитив, культура, личные интересы, обратная связь с читателем, то есть доступность для каждого – является целью данной газеты.


2.1 Типологические характеристики «Комсомольской правды» и «Московского Комсомольца»

«Комсомольская правда» — ежедневная газета-таблоид, основана 13 марта 1925 года. Выпускается Издательским домом «Комсомольская правда». Занимает первое место по количеству читателей по России. Издательский дом находится в Москве, но «КП» также имеет филиалы в регионах. Формат газеты А2, обьём страниц у еженедельной «толстушки» - 80, у ежедневного номера – 20. Главный редактор: Сунгоркин Владимир Николаевич.

Газета изначально ориентировалась на молодёжную аудиторию, поэтому в ней было много научно-популярных и приключенческих статей. С началом перестройки в газете начали появляться социально-критические статьи, которые ещё больше повысили популярность газеты. C 1 декабря 1990 года «Комсомольская правда» перестала быть органом ЦК ВЛКСМ, чем являлась в советское время, превратившись во «Всесоюзную ежедневную газету». В 1990—2000-е от общественно-политической тематики газета заметно сместила акцент внимания на светскую хронику, жизни знаменитостей и развлечение читателя, став одним из крупнейших «таблоидов». Политический обзор в газете остался, но стал занимать меньше места.

«Комсомольскую правду» часто критикуют за тенденциозную подачу материала и за публикацию «уток». Критики относят газету к жёлтой прессе.

В 1982 году газета опубликовала статью «Рагу из Синей птицы», написанную по письму видных деятелей культуры. В статье критике была подвергнута популярная в то время рок-группа «Машина Времени». Статья стала заметным событием в контексте борьбы с молодежной музыкой и субкультурой, вызвав возмущение аудитории. Но и в настоящее время некоторые публикации в этой газете вызывают скандалы и судебные разбирательства.

Кроме того, «Комсомольскую правду» считают проправительственным изданием, на страницы которого почти никогда не попадает критика действующей власти. С сайта газеты удаляются все комментарии, которые содержат негативную оценку действий президента, премьера и других высоких чиновников.[14] Несмотря на критику, информационно – развлекательное издание продолжает удерживать самый высокий тираж и удостоено нескольких наград.

«Московский комсомолец» — ежедневное общественно-политическое издание, публикуется с 1919 года, распространяется во всех 83 субъектах РФ, странах СНГ, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Одно из крупнейших изданий в России. Общий тираж издания составляет свыше 30 миллионов экземпляров. Газета специализируется на публикации острых социальных и политических материалов, экономических обзоров, городских новостей, светской хроники и развлекательной информации. Формат газеты А2, объём – до 30-ти страниц. Главный редактор: Павел Гусев.

В момент основания называлась «Юный коммунар», через несколько месяцев переименована — стала «Юношеской правдой»; в 1924 году, после смерти Владимира Ленина, — «Молодой ленинец». Своё современное название газета приобрела в сентябре 1929 года.

В 1931—1939 годах газета не издавалась. Издание «Московского комсомольца» возобновилось в 1940 году, но вновь ненадолго: с началом войны в августе 1941 года наступил новый перерыв в её издании. И лишь 2 октября 1945 года издание было возобновлено.

Являлась органом МК (Московского комитета) и МГК (Московского городского комитета) ВЛКСМ вплоть до 1991 года.

Помимо рубрик, названия которых говорят сами за себя («Спорт», «Культура», «Экономический вторник»), в издании есть много разделов, таких как «Звуковая дорожка», «Письма президенту», «Свободная тема».