Смекни!
smekni.com

Сатирические журналы Н.И. Новикова (стр. 3 из 4)

“Кошелек” (1774) – новый еженедельный сатирический журнал, который должен был прославлять древние российские добродетели и в первую очередь – национальное достоинство, порицать дворянскую галломанию, космополитизм. Вышло 9 номеров журнала. Его название связано с “кошельком” – кожаным или тафтовым мешком, куда укладывалась коса парика. Поэтому смысл заголовка должен был разъясняться читателя в первом номере в статье “Превращение русского кошелька во французский”, но она не была опубликована. Идея же Новикова состояла в том, что погоня за иностранной модой разоряет дворян, портит их нравы и приносит вред России. В первом номере “Кошелька” помещена беседа нечестного на руку и корыстолюбивого француза с русским, а затем с защищающим “российские добродетели” немцем. Здесь печатается ода А. Байбакова по случаю победы над турецким флотом и взятия крепости Бендеры в 1770 г. Далее опубликована анонимная одноактная идиллическая пьеса из крестьянского быта “Народное игрище” - добрейший барин живет душа в душу со своими крепостными, заботится о них, учит грамоте, и они платят ему взаимностью. Есть мнение, что автором ее являлся кто-то из придворных и Новиков был вынужден опубликовать ее, ибо в стране в это время шла крестьянская война. Кроме этого на страницах журнала появляются и материалы под рубриками “Ведомости”, “Известия”, публикуются фельетоны, сатирические портреты конкретных людей, чьи имена не называются, но легко угадываются. Новиков составляет сатирические словари и сатирические рецепты. Эти жанры помогают ему высмеивать не абстрактные пороки, а поражать порок сатирой “на лица”. Все материалы в журналах Новикова написаны понятным простым и естественным языком, близким к разговорной литературной речи.

Новиков маскирует наиболее острые в критическом отношении материалы, перемешивает их с публикацией панегирических сочинений.

Тема угнетенного крестьянства. «Отрывок путешествия в ***И***Т***».

Цикл «Писем к Фалалею». Раскрывается оборотная сторона крепостного права – разлагающее влияние рабства на дворян. (Существует полемика, кому на самом деле принадлежат оба эти произведения. Берков считает, что «Отрывок» написан Радищевым, а «Письма к Фалалею» - Фонвизиным. Но нам Бухаркин говорил, что оба эти произведения принадлежат Новикову.)

Сатирические «Ведомости». Не имеют такого резкого памфлетного и портретного характера, как в «Трутне».

«Опыт модного словаря щегольского наречия». Используется для осмеяния галломании. Продолжение традиций «Трутня». Следствия худого воспитания как эскизный набросок романа о воспитании.

Кроме Новикова, в «Живописце» принимали участие Екатерина II, Потемкин, Дашкова, Рубан, Фонвизин, Радищев, Победов и др. Новиков дважды переиздает журнал; первое издание – 636 экземпляров (первая часть) и 758 экземпляров (вторая).

Тематические журналы Новикова – это просветительские периодические журналы, отражающие его желание способствовать моральному совершенствованию людей, их личному освобождению от пороков, и как результат – исправлению общества в целом. Главный лейтмотив всех этих изданий Новикова таков: каждый должен заботиться о своем нравственном перерождении, активно действовать на пользу другим людям. Кроме того на характер этих журналов, на их тематику накладывал отпечаток тот факт, что в 1775 г. Новиков вступил в ложу масонов. Это дало ему новые средства и возможности для издательской деятельности.


3.Вывод

Сатирическая журналистика 1769–1774 гг. представляет, бесспорно, самое значительное общественное и литературное явление в истории русской журналистики 18 в. Именно в ней проявились лучшие стороны тогдашней литературы, и определилось развитие прогрессивных тенденций в литературе последующего времени. Сатирические журналы показали, что литература делается серьёзной общественной силой и помогает оформлению общественного мнения. Именно боязнь пробуждения в народе сознательного отношения к социальным проблемам влекла за собой закрытие лучших изданий этого периода. Кроме того, серьёзное, честное отношение к социальным бедствиям эпохи требовало простоты и точности в изображении действительности, что порождало нарастание в недрах классицизма реалистических элементов.

С 1774 г. русская журналистика 18 в. вступает в последнюю фазу своего развития. К этому времени завершается Первая турецкая война, значительно повысившая политический вес России. Во внутренней политике тоже произошли значительные события: подавлено движение Пугачёва, усиливается централизация власти, наступает период наибольшего укрепления и развития крепостных порядков. Это время является также периодом наибольшего развития в России фаворитизма. Всех своих любимцев Екатерина щедро одаривала, что вкупе с выше указанными обстоятельствами не могло не повлечь за собой новой полосы крестьянских волнений, продолжавшихся в течение всего царствования Екатерины и Павла 1. Поэтому правительство стремилось удушить общественную жизнь в её литературных проявлениях (арест Новикова, уничтожение «Вадима Новгородского» Княжнина, указ о закрытии частных типографий). Большая часть журналов, издававшихся в этот период, просуществовала не более года. Тем не менее, вопреки желаниям Екатерины и Павла, русская журналистика продолжала развиваться. Усиливается журнально-издательская деятельность учебных заведений, появляются новые виды журналов (музыкальные, модные, детские и др.), возникают литературные и научно-популярные издания в провинции (в Ярославле, Тобольске, Тамбове). Наконец, появляются такие крупные факты в истории нашей журналистики, как издания Крылова и Карамзина. Конечно, уровня журналов 1769–1774 гг. периодика последней четверти 18 в. не достигает, но культурно-воспитательная её роль делается заметнее, вводятся регулярные отделы библиографии, регулярной критики и др. В это время возникает свыше восьмидесяти новых периодических изданий. Кроме старых правительственных журналов, появляются новые, также имеющие официальный характер и стоящие на екатерининских позициях. Журналы эти лишены какой бы то ни было яркости, за исключением «Собеседника любителей российского слова». В них отсутствуют серьёзные, значительные темы, в вопросах литературной современности эти журналы также очень осторожны и смирны. В первую половину рассматриваемого периода возникают масонские издания (на левом фланге – новиковские «Утренний свет» и «Московское ежемесячное издание», а на правом – «Вечерняя заря», «Избранная библиотека для христианского чтения» и «Магазин свободно-каменьщический»). Уже с 1780-х гг. вновь появляются журналы сатирического характера («Что-нибудь», «Раскащик забавных басень», «От всего помаленьку» и др.). Но все они имеют больше развлекательный характер и никогда не поднимаются до постановки серьёзных вопросов. По существу только «Почта дУхов» Крылова, «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий» Крылова и Клушина могут считаться журналами сатирического направления. Близко к ним примыкает «Сатирический вестник» Страхова. «Московским журналом» начинается серия периодических изданий Карамзина, представляющих явление выдающееся. Последняя, и наиболее важная, группа журналов этого периода – издания, отражавшие настроения радикальных литературных кругов. Почти все эти издания связаны с Радищевым («Беседующий гражданин», «Санкт-Петербургский журнал»). Сюда же относятся журнал Рахманинова «Утренние часы». Таким образом, журналистика этого периода растёт вширь, захватывая и провинциальных читателей; она обращается к особым интересам публики, переходя к журналам специальным и научным. Наряду с этим возникают, в изданиях Карамзина, собственно литературные журналы. Вместе с тем необходимо отметить, что в течение последней четверти 18 в. в нашей журналистике не возникало никаких крупных теоретических споров и конкретной полемики, подобной борьбе сатирических журналов в 1769 г. Наиболее часто освещавшимися темами следует признать войну Северо-американских английских колоний за независимость (особенно большое внимание уделялось политическому строю, определившемуся в Соединённых Штатах после окончания войны) и Французскую революцию. Что касается последней, то вследствие реакции в журналистике того времени отражается резкое её неприятие. События внутриполитические не могли быть предметом откровенного и безбоязненного обсуждения, а потому оценку и освещение получали в форме оды (например, ода Капниста «На истребление на Руси звания раба Екатериною 2»). Однако именно в этот период в русской журналистике происходит накопление сил, подготовляющих падение господства классицизма. Такие явления, как «Сатира» Капниста, как оды Державина были явными признаками того, что в нашей литературе, под влиянием нового подъёма недовольства крестьян, обозначился рост сатирических, реалистических и критических тенденций. Отход от классических канонов наблюдался и в направлении, которое принято называть «ранним романтизмом». Деятельность Муравьёва, Кострова, Боброва, особенно писателей, связанных с масонством, определила идейные и художественные черты этого нового направления в русской литературе. В особенности сказалось это в журнальной практике, где наряду с оригинальными произведениями печатались и переводы западных «преромантиков» (Юнга, «Оссиана»). Много переводов Руссо, Вольтера, Гельвеция. Таким образом, журналистика этого периода делает большую и полезную работу по ознакомлению русского читателя с философскими и литературными течениями Западной Европы. Заканчивая общую характеристику журналистики 1775–1799 гг., следует отметить огромную её роль в развитии русского литературного языка. Обычно «реформу» языка приписывают Карамзину, но уже у писателей конца 1770-х – начала 1780-х гг. заметен новый подход к слову. Оно теперь воспринимается как источник «настроений», отсюда более тщательный отбор словесных комплексов, конструируются новые стилевые принципы, перерастающие в формирование новой семантики и нового синтаксиса.