Смекни!
smekni.com

Технология моделирования культурных программ на телевидении на примере анализа состояния и перспектив современных шоу-программ (стр. 12 из 13)

3. Принципы композиционного построения: дивертисмент; связка; конферанс (виды конферанса); образ и роль ведущего; театрализация.

7. Телевизионные шоу-игры

МОДЕЛЬ ПЯТАЯ - телевизионные шоу-игры.

Основными игровыми формами являются конкурсы и викторины. С точки зрения жанрово-тематической принадлежности шоу-игр можно выделить музыкальные, спортивные, интеллектуальные, профессиональные и т.д. Игра - это развлекательная программа, дающая возможность продемонстрировать свою изобретательность, ловкость и находчивость. Что касается телевизионных игр, то они чрезвычайно разнообразны и содержат в себе огромное количество самых разных элементов.

Н. Сазонтьева определяет природу игры по следующим аспектам:

1. Игра есть условность, которая может проявляться или как условность состязания, или как условность представления.

2. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, определяющих нормы взаимоотношений участников.

3. Сущность игр заключается в апробации, закреплении, выявлении некоторых норм отношений между людьми (как социальных, так и личностных) и установлении гибких переходов между ними".

Теоретические аспекты игры как зрелищной телевизионной формы описаны В. Ворошиловым. Он выделяет следующие необходимые составляющие игровой формы: сюжет игры, правила игры, система судейства, участники. В центре игры запланированы события, внутри событий - борьба и конфликт противоборствующих сторон, а сюжет игры - это поэтапность действий, событийное выполнение правил игры.

В свою очередь, правила игры - это закономерности, заложенные в самой игре, без выполнения которых игра не может быть осуществлена (суть игры и заключается в выполнении определенных правил).В. Ворошилов указывает на то, что должно быть минимум усилий, внимания на разбор правил и максимум на сам процесс игры. Чем проще, жестче, примитивнее правила игры, тем свободнее, неповторимее процесс этой игры. Пренебрежение к четким правилам - самая распространенная ошибка при проведении игр. Манипулирование с правилами может привести к искажению смысла игры. Система судейства в игре должна отвечать наглядности, объективности, простоте и гласности. Но многие игры нельзя объективно оценить, так как нет четких критериев, поэтому данный барьер может быть устранен через комиссию экспертов (жюри), гласность оценки и апелляцию к публике. Система подсчета очков должна быть однозначна, конкретна и понятна каждому. О критериях оценки должны быть оповещены как участники, так и зрители игры. Когда задача имеет только одно решение, то возможна игра и без судейства. Участником игры потенциально может быть любой человек, прошедший устраиваемый, как правило, предварительный отбор, задачей которого является выявление у претендентов тех или иных способностей. Победителей и участников игры принято поощрять различного рода призами. Приз - это не только материальная категория, это измеритель успеха игрока, поэтому призы не имеют права быть случайными и должны соответствовать определенным критериям.

Ведущий в этом типе программ - фигура особая. Чем меньше игра зависит от ведущего, тем профессиональнее она смоделирована. В идеале процесс игры происходит сам по себе. Роль ведущего в игре - это координация процесса в том случае, если игра без ведущего невозможна. Игра является формой документального спектакля, отсюда вытекает репортерская функция ведущего игры. Ведущий должен обладать гипертрофированным чувством происходящего, делать его для зрителей более острым, захватывающим, укреплять события.

Важно отметить, что в основе любой сложносоставной телевизионной игры лежит простая форма. Игр, прошедших испытание временем, весьма ограниченное количество, поэтому именно они могут быть основой для моделирования все новых игровых форм. В уже существующую игровую структуру возможно добавление новых элементов, являющихся художественной переработкой личного, литературного опыта, предметной и социальной действительности.

Игра может быть использована как композиционный прием в телевизионном шоу (в качестве сюжетного хода) или как составная часть общего замысла (например, как прием активизации "внутреннего" зрителя программы).

Выделим принципы моделирования телевизионных шоу-игр:

1. Инициация создания теле-шоу-игры: социальный заказ; авторское начало.

2. Поиск первоисточника для создания новых моделей игр: литература; личный опыт; художественная переработка предметной и социальной действительности.

3. Разработка игрового сюжета: правила поведения игроков; система судейства; прогнозирование возможного развития игровых ситуаций; композиция действующих лиц; определение задач ведущего игры.

4. Многообразие игровых форм: музыкальные, спортивные, интеллектуальные, профессиональные, ролевые, смешанные и др. типы.

5. Своеобразие организационно-методических условий: ведущий - главный консолидатор проведения игры; образное решение (декорации, световое и музыкальное оформление, выбор места проведения); функциональные особенности творческой группы: методика подбора и подготовки участников; реклама; отборочные туры; репетиции.

6. Технические средства.

На основе рассмотренных шоу-программ Российского телевидения (здесь мы имеем в виду всю совокупность телевизионных шоу-программ) можно выделить общие принципы их моделирования:

I. Замысел и сценарий моделируются:

1) в зависимости от структурных составляющих, входящих в него: темы, идеи, конфликта, сюжетного хода (с учетом специфических особенностей телевидения: факта и художественного образа);

2) во многовариантности композиционного построения: а) в композиции сюжета (полярность, закольцованность, ритмический повтор, трехчленность, представленность действующих лиц, ведущего, внутренних зрителей); б) в композиции кадра (пространственное, цветовое и звуковое решения);

3) по выбору жанра теле-шоу (ток-шоу, шоу-театр, музыкально-развлекательное шоу, шоу-игра, документально-развлекательное шоу), куда составляющими компонентами могут входить заметка, видеосюжет, интервью, репортаж, комментарий, дискуссия, миниатюра, интермедия, номер, клип, различные типы ведения программы, телевизионные заставки;

4) в зависимости от адресности телеаудитории.

II. Организационно-методические условия создания телевизионных шоу моделируются в зависимости от:

1) инициации создания теле-шоу: личного или социального заказа;

2) экономического обеспечения;

3) рабочего плана создания программы;

4) принципа отбора участников;

5) образного решения съемочной площадки: декораций, светового оформления, спецэффектов;

6) технических условий съемки и монтажа программы.

Шоу-программы на телевидении - это реальность, не считаться с которой невозможно. Безусловно, на первый план в телевизионных шоу-программах выходит функция развлечения, рекреации, неоправданно оттеснив все другие функции. Но именно она позволяет воздействовать на аудиторию не через разум (как в политических, новостных и других программах), а через эмоции, что способствует лучшему усвоению содержательного материала, развитию интереса к тому, что составляет "сердцевину" информации, стимулирует эстетическое начало человека и, наконец, просто дает возможность психологического расслабления, отдыха, релаксации.

Заканчивая свою курсовую работу, я отмечаю (здесь я впервые, отставив в сторону академический стиль, говорю "Я"), что не претендую на всеохватывающий характер в анализе и построении моделей создания теле-шоу; в своем исследовании я пытался выявить основные закономерности этого процесса. Моделирование бесконечно, как и само творчество. Понятие "телешоу" вошло в практику телевидения (оно разрабатывается режиссерами, операторами, телекритиками, т.е. практиками телевидения), а это значит, что и на теоретическом уровне данное явление культурной жизни России еще будет неоднократно подвергнуто изучению и анализу. В своей работе я попытался сделать лишь скромный шаг в исследовании этого нового для России культурного явления.

Заключение

Глобальной задачей культурных телевизионных программ выступает приобщение телеаудитории к общечеловеческим идеалам и ценностям, к культуре в самом широком смысле этого слова. Для осуществления данной функции культурные телевизионные программы должны обращаться не только к разуму человека, но и к его чувству, воздействовать на него не только рационально, но и эмоционально. Шоу-программы, как уже было доказано, также относятся к категории культурных телевизионных программ. Однако в результате нашего исследования выяснилось, что большинство современных шоу-программ на российском телевидении не могут претендовать на "звание" высококультурных, несущих истинные ценности. К сожалению, они представляют собой типичную продукцию "массовой культуры" со всеми своими недостатками и достоинствами.

Исследовав критические оценочные модели "массовой культуры" на телевидении, разобравшись как в природе "массовой культуры", так и самого телевидения, мы приходим к выводу, что качество культурных телевизионных программ может быть существенно улучшено. Мы выяснили, что существуют реальные технологии перевода телевизионных шоу-программ как продукции "массовой культуры" из разряда "китча" в разряд "арта", на облагороженный, охудожествленный, принципиально иной уровень. Главное же место среди этих технологий занимает технология моделирования телевизионных шоу-программ. К такому заключению мы приходим на основе следующих положений.

I. Задачи моделирования в сфере культуры различны, они отвечают тем проблемам, которые ставит для себя исследователь и решает их с помощью данного метода.

Вообще, в качестве модели в "массовой культуре" может выступать любой объект, подчиняющийся всем известным принципам подобия, которые описаны в общей теории моделирования: объект абстрактно вычленяется и сравнивается с другим объектом, подобным ему, по принципу "оригинал- модель". В этом смысле возможно выделить как минимум три основных направления построения моделей в "массовой культуре":