Смекни!
smekni.com

Факт - основа журналистского произведения (стр. 5 из 5)

В образной трактовке фактов большую роль играет авторское воображение. Если в аналитических произведениях основная задача – анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений. В данном случае журналист может столкнуться с определенными противоречиями: с одной стороны, следует как можно точнее воспроизвести те или иные факты действительности, а с другой – создать новый образ за счет преобразования отдельных характеристик объекта. Поэтому в свое время был так актуален вопрос: может ли образ повредить документальной точности? По мнению Е.П. Прохорова, «эпоха полного “документализма” (кавычки здесь необходимы, потому что полнота неизбежно имеет пределы: всякое отражение предполагает фантазию) не отрицает образность в публицистике, но резко подчеркивает ее специфичность». В чем же проявляется данная специфичность? Во-первых, с помощью творческого воображения автор производит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходимые детали для создания документального образа. Во-вторых, специфика воображения заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей. В этом смысле основная функция воображения заключается в перекомбинировании образов и в переносе признаков одного объекта на другие. В публицистике выработана целая система художественно-выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить тот или иной факт или явление действительности: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.


Заключение

Итак, рассмотрев сложную природу факта и его назначение в журналистском произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мастерство журналиста в том и заключается, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.

Проделав исследовательскую работу, я добилась поставленных целей и задачи пришла к следующим выводам: основа журналистского произведения – это факт, он в свою очередь может использоваться в двух значениях.

Во-первых, фактом называется любой состоявшийся, происшедший момент действительности. Во-вторых, под фактом подразумевают форму человеческого знания. К тому же мнения, объяснения, прогнозы также могут рассматриваться как факты.

Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать их соответствие действительности. Выразительность, наглядность, ситуативность, драматизм, конфликт, интрига – все это создает своеобразие формы журналистского теста.


Список использованной литературы

1. Антонов С.// Первоклассник Дима подал в суд на школу//Российская газета. – 2006. - № 37(4352)

2. Баршев В.//Отдается машина с ребенком//Российская газета. – 2008. -№43 (4600)

3. Безрукова Л.//Все личное - вне льда//Российская газета. – 2008. - №60 (4617)

4. Емельянов Г.//За Россию//Российская газета. – 2006. - № 37(4352)

5. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002

6. Козлова Н.//Брянский мститель//Российская газета. – 2007. - №239 (4502)

7. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему// Речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999

8. Куликов В.//Чисто английская экстрадиция//Российская газета. – 2007. - №167 (4430)

9. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2002

10. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2008

11. Мисоножников Б.Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. Пособие. СПб., 2002

12. Невинная И.//Автомобиль к 9 Мая//Российская газета. – 2008. - №84 (4641)

13. Овчинников Р.//Вашингтон, Пекин и Далай-лама//Российская газета. – 2007. - №239 (4502)

14. Русакович А.//Автостопом по Чечне//Российская газета. - 2007. - №239 (4502)

15. Рэндалл Д., Универсальный журналист. В. Новгород, 2000

16. Шостак М.И Журналист и его произведение. М., 2001

17. Ячменникова Н.//Диспетчер спас 288 человек//Российская газета. – 2008. - № 84