Смекни!
smekni.com

Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века (стр. 5 из 6)

Страницы "Крокодила" начинают заполняться произведениями профессиональных литераторов и художников. С середины 1924 г. исчезает самый боевой отдел — "Вилами в бок". Вслед за этим рабкоровские заметки перестают печататься и в других отделах и рубриках. Некоторое время они концентрируются в "Кипятке" — специально созданной для обслуживания рабочего читателя сатирико-юмористической газете "Крокодила", однако произведениями штатных сотрудников вскоре вытесняются и оттуда.

В апреле 1927 г. "Крокодил" наряду с некоторыми другими сатирико-юмористическими журналами подвергся суровой и справедливой партийной критике. Центральный Комитет партии обязал редакцию в корне перестроить журнал, повысить идейно-художественный уровень печатаемых материалов и превратить его в орган, обслуживающий политически зрелые слои рабочих. Партийная критика недостатков сатирико-юмористических журналов, большой разговор о путях развития сатирической периодики, о ее задачах, состоявшийся в Центральном Комитете партии, оказали благотворное влияние на процесс перестройки "Крокодила". Он вновь берет ориентацию на рабочего читателя, постепенно восстанавливает связи с массами, привлекает к сотрудничеству видных советских сатириков. Вновь создаются отделы "Вилами в бок" и "Страничка читателя". К концу 20-х годов "Крокодил" восстанавливает свою славу лучшего массового органа советской сатиры. Неуклонно растет тираж издания. К 1932 г. он уже составляет 500 тыс. экз. Редакторами в эти годы являются: с апреля 1927 г.— К. Мальцев, с сентября 1928 г.— Н. К. Иванов-Грамен и Феликс Кон, с мая 1930 г.— М. 3. Мануильский.

В конце 20 — начале 30-х годов "Крокодил" взял курс на расширение связи с крупнейшими заводами и новостройками страны.

В августе 1930 г. "Крокодил" берет шефство над Магнитостроем. Выездная бригада регулярно публикует в журнале отчеты о ходе строительства, выпускает сатирическую газету ""Крокодил" на Магнитке".

"Крокодил" начала 30-х годов в значительной мере избавился от тех ошибок, которые появились у него в середине 20-х годов.

Большую помощь в устранении этих недостатков оказал советским сатирикам 30-х годов А. М. Горький. Он советовал чаще и шире использовать такой художественный прием, как противопоставление, подчеркивание контрастов между миром капитализма и миром социализма. Этот прием помогал читателю ярче увидеть то новое, что появлялось в жизни страны, глубже понять значимость происходящих перемен. Установка сатириков на преимущественный показ внутренних неполадок, сосредоточение внимания на отдельных, зачастую мелких, явлениях приводила к потере перспективы. Горький настаивал на необходимости освещать в журнале не только внутреннюю, но и международную тему. Горький требовал отказаться от натуралистического воспроизведения жизни, учил подвергать факты сатирическому обобщению.

Еще большие изменения происходят в "Крокодиле" в связи с приходом в него в 1934 г. в качестве редактора М. Кольцова, который близко был связан с А. М. Горьким по совместной работе в ряде журналов, хорошо видел недостатки молодой советской сатиры и разделял взгляды Горького на ее характер и значение в условиях социалистической действительности.

М. Кольцов привлекает к активной работе в "Крокодиле" талантливых советских сатириков. Среди них Д. Бедный, А. Безыменский, В. Ерми­лов, Д. Заславский, Е. Зозуля, И. Ильф, В. Катаев, Е. Петров, М. Светлов, И. Эренбург и др. В середине 30-х годов в журнале сотрудничают И. Абрамский, Н. Адуев, М. Андриевская, В. Ардов, А. Архангельский, Н. Асеев, А. Бухов, Н. Вержбицкий, В. Воинов, В. Гранов, А. д'Актиль (А. Френ­кель), Н. Иванов-Грамен, В. Инбер, С. Кирсанов, Н. Кружков, В. Лебедев-Кумач, Л. Мнтницкий, И. Молчанов, Л. Никулин, И. Прутков (В. Жир-кович), М. Пустынин, П. Романов, Г. Рыклин, Л. Саянский, В. Соловьев, А. Стоврацкий, А. Толстой, Ю. Фидлер, В. Шишков и др.

В "Крокодиле" этой поры опять собираются лучшие силы советской сатиры. Это позволило редколлегии журнала (с апреля 1934 г.— Л. Гинз­бург, В. Ермилов, Б. Левин, М. Кольцов, М. Мануильский, Л. Ровинский, в 1938 г.— В. Катаев, М. Кольцов, Л. Лагин, А. Назаров, Е. Петров, Л. Ро­винский, Г. Рыклин) расширить тематику, сделать ее социально острой, высокохудожественной. Почти каждый номер открывался злободневным фельетоном М. Кольцова, определявшим главный удар сатиры журнала. Совершенствуются и разнообразятся формы подачи материалов, методы массовой работы.

С декабря 1938 г. с последней страницы "Крокодила" исчезла подпись ответственного редактора М. Е. Кольцова, подвергшегося репрессии. Во главе журнала стала безымянная "Редколлегия". Печатается "Крокодил" по-прежнему большим тиражом (275 тыс. экз.), продолжает оставаться одним из наиболее любимых массовых изданий, однако лицо его претерпевает существенные изменения.

С первых дней Великой Отечественной войны все содержание "Крокодила" подчинено одной задаче — борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Журнал изобличает планы фашистской армии, призывает к беспощадной борьбе с врагами, выражает твердую уверенность в окончательной победе над фашистскими захватчиками. Сатира "Крокодила" мобилизовала трудящихся и воинов Советской Армии на подвиги в тылу и на фронте. Наряду с политическими плакатами, "Окнами" ТАСС сатира "Крокодила" в эти годы стано­вится большой агитационной силой.

В военные годы в журнале сотрудничали Н. Адуев, С. Алымов, Ю. Арбат, Арго, В. Ардаматский, В. Ардов, Е. Вермонт, Е. Долматовский, В. Дыховичный, А. Жаров, М. Зощенко, Вл. Иванов, А. Исбах, В. Карбовская, Б. Ке-жун, О. Колычев, Е. Копылов, Б. Котляров, Э. Кроткий, С. Нариньяни, А. Недогонов, А. Про­кофьев, А. Раскин, А. Резапкин, И. Рябов, Л. Славин, Ц. Солодарь, А. Твардовский, Ю. Фидлер, А. Флит, Ю. Чаплыгин, М. Червинский, А. Яшин и др.

В постановлении ЦК партии, опубликованном в сентябре 1948 г., журнал подвергся справедливой критике. Отмечался отрыв редакции от жизни, отсутствие необходимой требовательности к идейному и художественному уровню произведений, указывалось на непривлекательный внешний вид.

Центральный Комитет поставил конкретные задачи перед "Крокодилом". "Журнал,— говорилось в постановлении,— должен оружием сатиры обличать расхитителей общественной собственности, пошлости; своевременно откликаться на злободневные между­народные события, подвергать кри­тике буржуазную культуру Запада, показывать ее идейное ничтожество и вырождение".

Центральный Комитет обязал редколлегию шире использовать различные жанры сатиры и юмора, знакомить читателей с лучшими материалами, напечатанными в местных юмористических журналах и журналах стран народной демократии, са­тирическими произведениями прогрессивных зарубежных писателей, публиковать документальные фотоснимки из иностранных газет и журналов, снабжая их политически ост­рыми комментариями.

После постановления журнал заметно улучшился. Он стал печататься на 16 стр., с красочными иллюстрациями, на хорошей бумаге. Резко улучшилось и его содержание. Вновь появляются "Вилы в бок", расширяется отдел "Дорогой Крокодил", возникает рубрика "Крокодил помог". Критическим сигналом читателей отводятся отделы и рубрики "Сообщаем адреса", "С подлинным скверно", "Как ни странно, но...", "Фотовитрина Крокодила", "Из напечатанного" и др.

21 сентября 1951 г. принимается новое постановление — "О недостатках журнала "Крокодил" и мерах его улучшения". В этом постановлении вновь отмечалось, что "Крокодил" является малоинтересным журналом, ведется на недостаточно высоком идейном и художественном уровне.

"На страницах журнала "Крокодил",— говорилось в нем,— печатается много надуманных, бессодержательных рассказов и стихов, слабых рисунков и карикатур, не имеющих серьезного общественного значения, допускаются ошибки в освещении внутренней жизни страны и международных событий. Нередко в "Крокодиле" единичные отрицательные факты выдаются за общие недостатки работы государственных, профсоюзных и других организаций, что создает у читателей неправильное представление о работе этих организаций".

Резкий перелом в советской сатире вообще, в "Крокодиле" в частности происходит после исторических решений XX съезда КПСС. Решительное осуждение культа личности Сталина и всех его отрицательных порождений расчистило почву для всестороннего развития критики и самокритики.

Уже в первые годы после XX съезда "Крокодил" становится острее, боевитее, теснее связанным с читателем. Ведущая роль в расширении и упрочении связей с читателями вновь отводится отделам "Вилы в бок" и "Дорогой Крокодил". Возникают новые и расцветают старые рубрики, строившиеся исключительно на критических материалах читателей ("Разрешите по­беспокоить", "С подлинным скверно" и др.).

Много внимания уделяется вопросам быта и морали советских людей (отдел "Быт или не быт?"). Тем же проблемам подчинены и некоторые другие рубрики. Регулярно отражается культурная жизнь (отделы "Таланты и поклонники", "Листая страницы", "Среди муз и граций", рубрика "Литературные пародии" и др.). Под рубрикой "Мои интервью" и "Мой вернисаж" читатель знакомится с творчеством тех или иных замечательных деятелей литературы и искусства современности. Часто выступают в "Крокодиле" сатирики из стран социалистического лагеря, прогрессивные сатирики капиталистических стран.

Иными словами, можно сделать вывод о том, что история преобразования сатиры в советских газетах и журналах весьма объемна. Большое количество печатных изданий оказываются недолговечными, среди них журнал "Крокодил" по праву занимает почетное место ведущего журнала в сатирических изданий нашей страны. Массовыми тиражами издаются книжки сатиры и юмора из "Библиотечки "Крокодила"", альбомы, посвященные творчеству крупнейших советских карикатуристов, серии сатирических плакатов на разные темы и т. п.