Смекни!
smekni.com

Современные информационные технологии в журналистики (стр. 7 из 9)

2.2. Радиовещание в сети интернет - одно из наиболее динамично развивающихся направлений в журналистике.

Противоречивость и неопределенность в понимании интернет-радио наблюдается и среди самих журналистов и деятелей сети. Одни убеждены, что в скором времени других форм радио вообще не будет. Вот, например, одно из высказываний Анатолия Левенчука, консультанта по вопросам интернета (проект «Московский либертариум»): «Уже сегодня, когда настраиваешься на программу Real Audio и появляются меню из разных стран мира, можно насчитать примерно 5 тысяч радиостанций с программами передач и ведущими, которые вещают в интернете. Жаль, что российских станций среди них пока немного, но они уже есть. Я убежден, что тот, кто не «утечет» в эту открывшуюся дырочку, попросту не сохранится. Я даже не знаю, будет ли это называться сайт или просто радиостанция, потому что через некоторое время не будет других средств вещания, кроме интернета».

Другие и вовсе пока его серьезно не воспринимают (А. Носик, редактор нескольких электронных газет): «То, что мы видим сейчас, к радиовещанию в интернете не имеет никакого отношения. Это просто выкладывание в интернет радиостанциями своих визитных карточек. Если радио­станция, которая имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве, получает через интернет дополнительно 25 слушателей — то здесь вообще не о чем говорить. То, что мы видим сегодня в России, это процесс накопления опыта, ценного и, безусловно, важного. Но это не есть радиовещание»[13].

Действительно, пока интернет трудно назвать массовым СМИ, а потому версии радиостанций в интернете еще не являются конкурентами обычному радио. И все же это нечто новое, требующее отдельных характеристик, а по­тому я буду основываться на той точке зрения, что само по себе появление радио в интернете является новым этапом в развитии радиовещания как СМИ. В то же время проходит процесс формирования нового вида СМИ, отличного не только от радио. И всякое его проявление представляет собой научный интерес для журналистики и достойно исследования.

Достоинства интернета для радиовещания заключены в том, что, во-первых, интернет дает возможность проникать туда, куда радиосигнал не доходит, или трансляция этого сигнала стоит настолько дорого, что экономически не оправдана. Интернет в данном случае важен, прежде всего, как средство коммуникации со слушателями, которые находятся вне зоны приема радиостанции. Некоторые станции могут определить это себе как главную цель и работать над тем, чтобы дать возможность этой аудитории приобщиться к эфирному продукту. Во-вторых, интернет позволяет создать виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность общаться и обсуждать музыкальные и околомузыкальные темы. В-третьих, любая радиостанция, в том числе и музыкальная, сообщает большой объем информации, и интернет позволяет эту информацию делать, с одной стороны, визуальной, с другой — более доступной.

Возможность использования радиовещания в интернете появилась не так давно. Программное обеспечение радиовещания в интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х, и сейчас в мире насчитывается более 15 млн. пользователей Web-радио.

Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, проследить первопроходцев и уверенно их назвать достаточно сложно. Но ясно одно — в России это произошло в столице в 1996 году. В большинстве источников указана радиостанция «Европа Плюс», которая организовала трансляцию программы А. Троицкого «Достоевский FM» через интернет одновременно с обычным эфиром. Но представители станции «Серебряный дождь» настаивают, что впервые в рунете появились именно они. В принципе это не столь важно. Главный вывод, который из этих фактов можно сделать, заключается в том, что столичные российские радиовещатели начали осваивать пространство интернета не с азов, а сразу с применением последних мультимедийных достижений, в частности медиапроигрывателя. Кстати, это в очередной раз подтверждает мнение, что российское радиовещание в последнее десятилетие XX века развивалось крайне интенсивно. На данном этапе радио в интернете проявляет себя в большом многообразии форм.

В рамках данного исследования были изучены наиболее популярные интернет-ресурсы, позволяющие слушать радио исключительно посредством электронной сети.

На конец августа в 2007г. интернет-портал «Радио-онлайн» (http://www.radio.puler.ru) позволяет слушать в прямом эфире более двадцати тысяч радиостанций со всего мира. В первую очередь, посетителю сайта предлагается скачать бесплатную версию одной из специальных программ, необходимых для прослушивания (RealAudio, Winampmusicplayer, QuickTimeGet 4, WindowsMediaPlayer). Затем следует выбрать радио в одной из следующих категорий:

0. Страны мира (Россия, США, Франция, Индия, Япония, Иран, Австралия и т.п.)

1. Города (Москва, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Казань, Сочи, Владивосток…)

2. Типы передач:

- новости из регионов мира

- наука

- общение

- юмор

- религия (христианство, иудаизм, ислам…)

Можно слушать обычные радиостанции, ведущие вещание и через интернет-канал – wwwinternetwebradioonlinestream (Русское радио, Свобода, Маяк, Голос Америки, BBC, Next, Хит-FM и др.)

Портал «Радио-онлайн» позволяет зайти на официальный сайт любой радиостанции, прочитать программу передач, анонс, написать на e-meil радиостанции письмо, пообщаться с радиоведущим, послушать прямой эфир либо прослушать запись трансляций радиопередач бесплатно.

Также представлены ссылки на ведущие сайты – сборники радиостанций.

I. Российские сборники интернет-радио.

0. RUSSIAN-MUSIK.ru (100 радио)

1. WEBTELEK.com (150 радиои TV)

2. Radio.Exit.ru (300 радиои TV)

3. RUSUSA.com (60 радиои TV)

4. RADIOTV.onru.ru (40 радиои TV)

5. GUZEI.com (1000радио, TV, записи с web-камер)

6. VSE-TV.com/radiorus (150 радио, TV, записи с web-камер)

II. Мировые сборники интернет-радио.

0. SHOUTCAST.com (16000 радиостанций)

1. SURFMUSIK.de (3000 радио и TV)

2. PANDIA.com (1500 радиои TV)

3. AUDIOREALM.com (1500 радиои TV)

4. RADIO-LOCATOR.com (10000 радиои TV)

5. LIVE-RADIO.net (3000 радио)

6. RHAPSODY.com (3000 радио и видео)

7. COMFM.com (10000 радио и TV)

8. WINDOWSMEDIA.com (радио, музыка, видео, TV)

9. MIKESRADIOWORLD.com (3000 радио)

10. RADIO.REAL.com (3000 радио)

11. RADIOTOWER.com (1500 радио)

В последние годы, анализируя состояние и перспективы развития телевидения, печати и интернет-изданий, исследователи практически не уделяют внимание радиожурналистике. А между тем темпы развития интернет-радио на рубеже XX-XXI столетий оказались несоизмеримо выше темпов развития сетевого телевидения, а качество передачи звука лучше качества передачи одновременно звука и изображения на порядок. Такое положение дел обусловлено меньшими техническими сложностями и усилиями, которые требуются для передачи звуковой волны.

2.3. Мобильная журналистика: синтез технологий, скорости и актуальности.

В начале третьего тысячелетия стали говорить о принципиально новом явлении в журналистике. Синтез всех новейших информационных технологий вместе взятых привел к возникновению особой формы профессионально-творческой деятельности – мобильной журналистики.

Глобальная сеть интернет последовательно предлагает все больше возможностей для общения. Важным шагом на пути к пользователям стала система блогов – пространство на специализированных порталах, предназначенное для самовыражения любого пользователя сети. С 2003 года количество блогов, по подсчетам англоязычного блог-поисковика, Technocrati.com удваивается каждые полгода. Российский сегмент сети, Яндекса, не отстает: в течение 2006 года каждый час в Рунете появлялось в среднем 100 новых блогов. И всего, на сентярь 2006 года Яндекс насчитал 1150000 блогов. Женщин в блогосфере на 20% больше, чем мужчин, а средний возраст рублоггера – 21 год.

С другой стороны, мобильный телефон - давно уже не только средство связи. SMS, служба обмена короткими текстовыми сообщениями во многом изменила нашу культуру. Введение sms упростило разработку автоматических систем, так или иначе «общающихся» с абонентами мобильной связи.
Однако для журналистики появление смс не было особенно значимо: удобнее надиктовать репортаж, чем набирать его на клавиатуре мобильного телефона. Потенциал неголосового применения мобильных телефонов в журналистике стал заметен, когда телефон объединили с фотоаппаратом и придумали способ передачи изображений - обмен мультимедиа-сообщениями (mms).

Российские фанаты фотографии мобильным телефоном назвали это искусство «мобилографией». Это своего рода фотографический импрессионизм - утверждают они. Мобилография - почти исключительно российский феномен.

В Америке, Азии и Европе популярно другое явление – «моблогинг». Моблогинг - это ведение блога с мобильного телефона. Снятый телефоном материал посылается в виде mms или электронного письма на определенный e-mail адрес. С этого адреса корреспонденцию забирает скрипт блога, перерабатывает ее и публикует в интернет-дневнике. Постинг в моблоге - чаще всего фотография с комментарием; реже это видео или звук, записанные мобильным телефоном[14].

Большинство моблогов рассказывает о жизни своего владельца, о его перемещениях в пространстве. Однако моблоггинг нередко также используют как средство гражданской журналистики - особенно когда нужна оперативность в доставке изображений.

Моблогинг становился основным источником информации во время топ-событий. Во время большого южноазиатского цунами в 2004 году моблоги отдыхающих стали единственным источником фотографий и видео с места стихийного бедствия, поскольку интернет там не работал. Фотография станции лондонского метро после взрыва, заполненной лежащими телами, была опубликована с мобильного телефона на сайте Moblog.co.uk и обошла СМИ всего мира. Фото, присылаемые с мобильных телефонов на электронную почту BBC, немедленно размещались на сайте телекомпании.