Смекни!
smekni.com

Особенностии интервью со звездой (стр. 2 из 8)

К приемам подачи информации, которые активно используются интернет – журналистами, относится принцип перевернутой пирамиды, который благодаря своей формуле: «Главное – вперед» – способствует восприятию основной информации с самого начала и концентрации на главных фактах. Информация в Интернет может передаваться как в текстовом, так и в аудио- и видеоформате.

1.5Классификация интервью по характеру общения

Общаться с людьми можно различными способами. Например, непосредственное общение: лицом к лицу, через интернет. И наиболее востребованная форма общения, позволяющая получать в полной мере информацию по теме интервью – опосредованное общение: по телефону.

ЛИЦОМ К ЛИЦУ: Это классическое интервью, которое происходит при непосредственном контакте с собеседником. Очень важны в общении невербальные знаки: выражение лица, внешние данные, позы, жесты. Например, не всегда удается оценить иронию или сарказм лишь по голосовым модуляциям говорящего, если видеть выражение его лица и глаз, это сделать проще.

Психологический комфорт очень важен для успеха интервью. Например, никогда не стоит брать интервью в присутствии третьего лица: не возникнет доверительности. Собеседник может ошибиться, оговориться, его иногда приходится поправлять. Когда налажен контакт, это не влияет на продолжение беседы. Если же при беседе присутствует кто-то третий, интервьюируемый невольно испытывает напряжение, следит, чтоб с языка не сорвалось неудачное слово, не совсем правильное выражение.

Посредством интернета: Интервью можно провести с помощью различных служб Интернет: электронной почты, на форуме или в чате. Собеседник находится в ситуации дистанционного общения, и с ним, как правило, нет визуального контакта. Такое интервью имеет ряд преимуществ: экономия времени и средств, так как можно связаться с кем угодно и на каком угодно отдалении. Для журналиста общение по электронной почте несет ряд положительных факторов, например, есть время хорошо продумать вопросы, собеседник более сосредоточен за компьютером и лучше формулирует ответы, интервьюеру требуется меньше времени для обработки информации (не нужно расшифровывать интервью). Интервью в режиме онлайн (телеконференция, чат) чрезвычайно оперативно, но круг пользующихся этими услугами пока слишком узок и специфичен. В основном это молодежь или специалисты в определенной области. Иногда в радио- и телепередачах используются возможности интерактивного голосования по тем или иным общественно значимым вопросам.

По телефону: Классическое интервью по телефону может быть синхронным, но при нем отсутствует визуальный контакт. Современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники находятся в разных городах или частях света и при этом имеют возможность видеть друг друга. Главным аргументом в пользу телефонного интервью является фактор времени. По оперативности оно иногда превосходит общение по электронной почте.

Часто телефонные интервью используют в теле- и радиоэфире для прямых включений, например, в экстренных выпусках новостей, в «горячих» сюжетах, когда необходима информация с места событий. У такого интервью существуют и целые ограничения, оно применимо в ситуации сбора актуальной информации, для подтверждения фактов, но его не достаточно для портретного интервью или расследования, когда необходим полноценный диалог с собеседником.

1.6Классификация интервью по характеру обсуждаемого вопроса

Интервью можно классифицировать и по содержанию беседы.

В ИНФОРМАЦИОННОМ ИНТЕРВЬЮ редко используются вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Или это интервью для выявления, проверки и уточнения фактов, где личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает. Собеседник тут только «источник» – высказавшийся человек. Интерес к нему как к личности предельно ослаблен, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы.

Аналитическое интервью – наиболее сложный вид интервью. Это своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по-своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы. Аналитическое интервью помогает разложить проблему на составные части или представит ее как дилемму; вводит читателя в мир «логических удовольствий»: точных суждений и парадоксов, умелой аргументации, лабиринтов доказательных ходов. Аналитическое интервью может отражать диалог единомышленников, но чаще это критическое интервью. Не только обсуждение конфликтной ситуации (Что делать? Кто виноват?), – само обсуждение может быть конфликтным, подразумевать напряженность во взаимоотношениях собеседников, полемизм и соперничество. Для такого материала не годится тон «всезнайства», прямые «жесткие» перебивки. Лучше перебивки «мягкие», демонстрирующие реакцию (Ну?. В это трудно поверить…). Употребляются перебивки «контрмнением» и перебивки – переключения на другую тему.

Очень редко журналисту удается поставить точку в обсуждении проблемы. Важно, что проблемное интервью способствует формированию общественного мнения по обсуждаемому вопросу, выявляет практические аспекты, призывает к практическим действиям.

Интервью – расследование. Оно проводиться с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Предмет исследования может быть сложен и противоречив. Поэтому очень важно уделить должное внимание постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию проведения беседы. Самым важным звеном здесь являются вопросы. Также имеют большое значение невербальные формы общения и умение слушать. В интервью – расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. К каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Сатирическое интервью. В.Н. Горохов выделял и такие разновидности интервью, как сатирическое и юмористическое интервью: «Развивая традиции горьковского сатирического цикла «Мои интервью», некоторые современные публицисты также используют эту разновидность жанра в обличительных целях». Жанр сатирического интервью позволяет обнажить факты, которые незаинтересованный в интервью собеседник пытается скрыть или исказить. При подготовке подобных интервью журналист должен проявить особую активность, находчивость и тактичность.

Юмористическое интервью. Интересной формой подачи материала являются юмористические интервью. Несколько лет назад накануне одного из первомайских праздников в «Вечерней Москве» были напечатаны «Весенние интервью» с популярными артистами: Михаилом Жаровым, Марией Мироновой, Юрием Никулиным и др., которые поделились своими предпраздничными раздумьями. Сделанные в веселой манере, с юмором, иллюстрированные выразительными портретными фотоснимками, предпраздничные интервью с любыми артистами были тепло встречены читателями. В настоящее время этот вид не выделяется современными исследователями, хотя он встречается в СМИ.

Портретное интервью направлено на личность собеседника с целью раскрыть какую-то ее грань для читателя. В таком диалоге виден автор, его умение вызвать собеседника на откровенный разговор. В процессе подготовки к интервью строится сценарный план – намечаются основные вехи разговора. Но в процессе беседы могут возникать самые неожиданные вопросы. В таком интервью преобладает разговорная речь. Нужно быть готовым к некоторым казусам при интервью, ориентированном на личность. Как журналист может быть уверен, что он лучше знает, какую проблему его герой хочет обсудить? Если собеседник считает нужным говорить о любви (может быть, это смысл всей его жизни), как интервьюер будет навязывать ему разговоры о политике? Собеседник просто не будет на них отвечать и правильно сделает. Журналисту не следует открыто посягать на личность собеседника, а надо стараться его расположить к себе. Может быть, то, что он расскажет в откровенной беседе, никогда и нигде не освещалось, и тогда материал имеет шанс стать сенсацией. В любом случае нужно дать собеседнику возможность выговориться. Следует помнить о том, что журналисту нужно рассказать о личности интервьюируемого, а не выдать ряд его мнений на темы, его не интересующие. Чаще всего интервью со звездой – это интервью – портрет.

1.7Техника проведения интервью со звездой

Каждому журналисту приходится выступать в роли интервьюера, расспрашивать людей, вести беседы, без которых редко обходится подготовка материала. И каждому журналисту хотелось бы услышать о себе подобное словам Платона: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно».

Должен ли журналист готовиться к интервью со знаменитостью и если должен, то каким образом? Следует помнить, что подготовка и проведение интервью лишь кажутся легкими задачами: задал вопрос, получил ответ, записал на бумагу или диктофон, все готово. В журналистской практике происходят и незапланированные интервью, без подготовки. Однако, такие интервью бывают успешными только в том случае, если журналист обладает высоким интеллектом и имеет некоторый опыт. (Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам). Подготовка к интервью складывается из следующих моментов:

1) Определение цели интервью или характера необходимых сведений.

2) Изучение темы интервью.

3) Изучение собеседника (если журналист отправляется на интервью со звездой, то он должен обладать максимальным количеством знаний о жизни этого человека).