Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ имиджа телеведущих Михаила Осокина и Анатолия Лазарева (стр. 4 из 5)

Комментарий Елены Савиной: "Ему ничего этого не надо. Комната, в которой мы разговариваем - пенал общей площадью метров восемь - "самый роскошный" из всех кабинетов, которые были у Осокина на телевидении. Некоторое время он делил ее со Светланой Сорокиной. До того как за Осокиным закрепили "иностранную машину", он ездил на раздолбанном "Жигуле", я не уверена, что Осокин заметил разницу" [7; 30].

Но чаще всего, утверждает П. Волков, встречаются смешанные психотипы [2; 176]: "смешать" астеника Михаила Осокина можно с другим типом - эпилептоидом. Такой человек аккуратен, консервативен, педантичен, всегда уравновешен, пунктуален и трудолюбив, надежен и расчетлив. Речь у людей этого психотипа спокойная, обстоятельная. В одежде они предпочитают классический стиль.

Увлечение у эпилептоида практичные, например, коллекционирование вещей, имеющих прикладное значение (например, упоминавшееся выше - коллекционирование марок).

Имидж - это целостный образ, слагающийся из множества факторов: одежды, внешнего вида, среды, его манер, привычек, жестов, мимики, мировоззренческих и морально-этических установок, социальных стереотипов.

Одной из важнейших составляющих имиджа телеведущего является внешний вид. Кожа, зубы, волосы, одежда - всё должно быть в идеальном состоянии. Насколько же этим требованиям соответствует Осокин?

Замечу сразу, что Осокину 58 лет, но выглядит он намного моложе. Внешний вид у него всегда ухоженный, волосы коротко подстрижены, костюм отутюжен. В укор лишь можно поставить нездоровый оранжевый цвет лица, который "гармонично" сочетается с основным цветом студии и заставки программы. Немаловажным компонентом внешнего облика ведущего являются белые ровные зубы. Но судить о состоянии таковых и Осокина сложно: в эфире он практически не улыбается. Судить можно только по фотографиям из Интернета: улыбка Михаила Осокина в прекрасном состоянии. Зеркалом души каждого человека по праву считают глаза. Шепель в своей книге "Имиджелогия. Как нравиться людям" [16; 58-72] говорит о том, что по форме, положению и блеску в глазах можно многое сказать о человеке. У Осокина внешние уголки опущены вниз, что выявляет в нём довольно критичного человека. Квадратная форма лица Михаила Осокина свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности. Люди, имеющие такое лицо, обладают организаторскими способностями и ярко выраженной целеустремлённостью. Это так называемый аристократический тип [2; 125-128].

Ещё один важнейший элемент имиджа телеведущего - речь и голос. Голос - это главнейшее вербальное средство телеведущего, ведь он играет важнейшую роль в создании имиджа. Невозмутимо меланхоличен голос Михаила Осокина - лучшее средство против паники или аффекта. Осокин то и дело подпускает непроизвольную (в голосе выраженную) иронию. Большой известностью среди коллег пользуется его знаменитая коллекция журналистских оговорок и аллюзий. Среди них есть несколько весьма занятных. Например, во время юбилея К. Маркса была показана передача "Попугай Карлуша"; накануне XXV съезда партии была снята передача "Опять 25". Прошла в эфире и такая оговорка: "Блин Клинтон". Давний друг Михаила Е. Киселев считает, что Осокину нужно опубликовать эту свою коллекцию в качестве учебного пособия для журналистов [27].

Речь Михаила Осокина нерасторопливая, медленная. Он редко делает акцент на словах интонацией, чаще всего жестами. Жестикуляция Осокина небогатая - когда он говорит, то просто разводит руками. Его коронный "мимичный" знак - в конце подводки медленно, даже тяжело, моргнуть глазами.

Немаловажным является и то, как ведущий работает в студии, получает ли он удовольствие от своей работы, активно ли вступает в контакт со зрителями, как реагирует и ведёт себя в "непредвиденных ситуациях. По Михаилу Осокину сразу заметно, что чувствует он себя как рыба в воде. Он любит делать именно новостные передачи: сам пишет подводки и озвучки, работает без телесуфлёра, так как он, по его мнению, отвлекает и не даёт сосредоточиться и расслабиться. В экстремальных ситуациях Осокин не паникует, ведь он любит весь этот "винегрет":

(из интервью "Kp.ru", 2009 год)

Вы работаете в прямом эфире. Часто, наверное, возникают ситуации - "не по сценарию".

Ну конечно, такое случается. Вот перед самым отпуском я вдруг за минуту до эфира увидел интересную новость в Интернете. Прочитал ее прямо с компьютера. Это было, как вы говорите, "не по сценарию". Мне такие моменты нравятся.

Шендерович говорит: "Если бы во время эфира в студию вошла собака, Осокин бы машинально погладил ее по голове" [7; 29].

Все эти наблюдения позволяют нам придти к выводу о том, что Михаила Осокина можно отнести к смешанной харизматической модели Д. Голдхабера, то есть ко второму и третьему типу. Осокин - это "антигерой", простой человек, с которым зрители чувствуют себя безопасно (второй тип). Он один из нас, но одновременно с тем он мистическая личность, человек непредсказуемый и необычный (третий тип) [18].

§ 2. Характеристика имиджа Анатолия Лазарева

Краткая автобиографическая справка, размещённая на официальном сайте Первого канала, отражает основные этапы профессионального становления Анатолия Лазарева и выглядит следующим образом.

"1976 г. - родился в Москве. 1976-83 гг. - счастливое детство. Частично в Москве, частично в Нью-Йорке, где родители были в служебной командировке. 1983 - 93 г. - счастливое детство закончилось, так как началась школа. Сначала московская, потом Нью-Йоркская, потом снова московская, но уже другая. 1993 - 1998 гг. - МГИМО, факультет международной информации. Языки: немецкий и английский. На старших курсах начал подрабатывать переводчиком-синхронистом. Думал, что лучше профессии нет на свете.2 сентября 1997 г. и по сей день - узнал, что профессия лучше всё-таки есть. Попал на преддипломную практику на ТВ. На Первый канал (тогда еще ОРТ). Уже через 4 дня вышел в эфир мой первый сюжет. Прекрасно его помню: про станцию МИР, тогда её постоянно ремонтировали. Был корром, спецкорром, комментатором, собкорром в Великобритании. С января 2007 года - ведущий "Ночных Новостей" [17]".

Анализируя автобиографические высказывания Анатолия Лазарева, можно сделать вывод, что знаковыми и имиджевыми для него стали следующие ключевые факты:

1. Детство, которое он провёл в двух странах, - США и России, отсюда - знание иностранного языка, выбор факультета, работа собкором в Великобритании.

2. Приверженность британскому стилю одежды - casual, чрезвычайно важная для имиджа ведущего.

Лазарев на телевидении около 13 лет, но судить о профессиональном имидже его как ведущего довольно-таки сложно, так как на этом посту он пребывает не более трёх лет. На мой взгляд, Лазарев подаёт новости на Первом канале очень жёстко и напористо - так, как никто из его коллег. При этом он причисляет себя к флегматикам, которые отличаются спокойный темпераментом, медлительностью и рассудительностью. "Это помогает не терять голову в экстремальной ситуации", - говорит он. Стоит прокомментировать, что информации об Анатолии Лазареве, особенно бытового содержания, значительно меньше, чем и Михаиле Осокине. Автору приходилось основываться (помимо анализа новостных материалов) на личной интернет-переписке с телеведущим, что является довольно субъективным источником. Лазарев на экране и Лазарев в жизни - это два разных человека. Поэтому будем исходить из характеристики флегматического темперамента: эти люди настойчивы и упорны, их сложно вывести из себя, они ровно и спокойно идут по жизненному пути, скупы на эмоции, обстоятельны до занудства и надежны; очень слабо реагируют на внешние раздражители, медленно перестраиваются, сходятся с людьми, ненаходчивы; сидя, они могут подолгу сохранять одну и ту же позу, жестикуляция и мимика скупая, прочитать что-то по их лицу невозможно, речь неторопливая, они неразговорчивы, не любят праздной болтовни [20].

Стоить сказать и о том, как флегматик ведёт себя в сложных и экстремальных ситуациях: он будет самым надёжным сотрудником. "Я - человек эмоциональный, но умеющий держать себя в руках. Во время работы никаких нервов, все нервы потом", - говорит о себе Лазарев.

Если говорить о психотипе Анатолия Лазарева, то я бы отнесла его к истероидам-гипертимам [33]. Истероид контактен и коммуникабелен, эгоистичен и любит работать на виду, как правило, выбирает профессию журналиста. Одевается он броско, даже экстравагантно, любит яркие цвета и блестящие аксессуары, умеет красиво говорить, обладает проникновенным, интонационно убедительным голосом. А грациозные жесты, богатая мимика дополняют портрет этого психотипа. Увлечения у истероидов, как правило, необычные, в свете новых веяний. Такой человек во всем любит оригинальничать и подчеркнуто демонстрировать собственные достоинства.

Гипертим вынослив, энергичен, предприимчив, склонен к риску, любит одновременно затевать множество дел, во многом преуспевает:

Нужен результат? Сделай сам! Я во всём такой!

Голос у гипертима выразительный, речь живая, жесты энергичные. Человек этого психотипа обычно - душа компании с прекрасным чувством юмора. Гипертим предпочитает быть в центре внимания и нуждается в свите.