Смекни!
smekni.com

Развитие белорусской литературы и печатно-полиграфического дела в 20-е гг. XX в. (стр. 5 из 7)

В 1929 г. «Беларуская веска» активно провела подготовку ко дню коллективизации в Беларуси. «Проведение дня коллективизации, - писала газета, - это не случайная «кампания», а это начало углубления систематической работы по коллективизации и производственному кооперированию рабочего крестьянства».

Активнее вмешивались в жизнь и селькоры. Их материалы стали более содержательными. Селькоры не только пересказывали факты, но и задавали вопросы, вносили свои предложения. Некоторые крестьяне там, где слабо проводилась агитационная работа, еще ни знали или плохо знали, что такое колхоз. Селькор А. Зоркий предложил газете организовать для крестьян экскурсии в лучшие колхозы, чтобы крестьяне на деле убедились в преимуществах колхозной жизни.

1.4. Белорусская литература в 20-е гг. XX века

Быстро росла сеть литературных кружков. В 1923 году членами их состояли в Полоцке 26 человек, при минском клубе «Совработник» — 20, при клубе «Пищевик» — 15, в Белорусском педагогическом техникуме — 110 человек. К началу 1925 года в республике хорошо зарекомендовали себя 18 литературных кружков, которые объединяли не только тех, кто проявлял способности к писательскому творчеству, но и настоящих любителей книги. Учились они и в специальных студиях. Плодотворно работали такие студии, например, в клубах К. Маркса и «Красный профинтерн».

«Основная работа партии в области художественной литературы, — отмечал XIII съезд РКП(б), — должна ориентироваться на творчество рабочих и крестьян, становящихся рабочими и крестьянскими писателями в процессе культурного подъема широких народных масс Советского Союза» [21, с.96]. Съезд подчеркнул, что основным условием роста рабоче-крестьянских писателей является более серьезная художественная и политическая работа их над собой и освобождение от «узкой кружковщины при всемерном содействии партии, в частности партийной литературной критики» [21, с.96].

Зачинателями белорусской советской литературы в 20-е гг. XX в. стали Я. Купала и Я. Колас, которые еще в дореволюционный период приобрели широкую популярность среди многочисленной части населения территории Беларуси своей преданностью интересам простого народа, своим художественным мастерством. В Минске вместе с ними плодотворно работали 3. Бядуля, Т. Гартный, а также Я. Журба, ранее находившийся в Симбирской губернии, А. Гурло — участник октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, М. Чарот — участник гражданской войны и другие. Рядом шли не менее талантливые люди различного мировосприятия. Это была новая большая группа писателей: К. Крапива, К. Чорный, В. Дубовка, М. Зарецкий, П. Трус, А. Дудар, А. Александрович, П. Головач, Я. Пуща, П. Бровка, П. Глебка, М. Хведарович, В. Коваль, С. Барановых, М. Лыньков, А. Звонак, Г. Мурашка, М. Лужанин, Т. Кляшторный, А. Якимович.

Вдохновляющими факторами новой, советской литературы являлись героические дела советских людей, восстанавливавших разрушенное хозяйство, организовывавших коммуны, начинавших дело социалистического строительства. В художественном отображении новой действительности сказывалось преимущественно эмоционально-романтическое восприятие жизни.

Первые крупные произведения белорусской советской литературы были обращены к недавнему прошлому. Это — «Соки целины» Т. Гартного, «На росстанях» и «Новая земля» Я. Коласа, «Стежки-дорожки» М. Зарецкого. В поэме «Беларусь» (1923 г.) 3. Бядуля воспевал рождение новой страны, вставшей из вековой неволи и идущей в свое светлое будущее. Поэмой «Красно-черный траур» он выражал всенародную печаль в связи со смертью В.И. Ленина. 31 октября 1924 года Я. Колас прочитал на заседании Инбелкульта свою пьесу «Забастовщик». Вышли новые произведения К. Чорного, М. Чарота, М. Лынькова, П. Головача, Я. Скрыгана.

Творчески осваивался лучший опыт советской литературы. Белорусские писатели мастерски описывали в своих произведениях актуальные проблемы современного им времени, прославляли революцию, героику гражданской войны, борьбу за социализм. Одно из первых таких произведений — поэма о революции и гражданской войне М. Чарота «Босые на пожарище» (1921 г.). Опубликованная накануне четвертой годовщины Октября, она быстро завоевала признание масс. Ряд стихотворений написал Я. Купала. Я. Колас в повести «На просторах жизни» одним из первых в белорусской литературе отразил процесс становления характера молодого советского человека, готового на подвиг во имя социалистической Отчизны. П. Трус в поэме «Дзесяты падмурак» воспел трудовую славу Осинстроя, мечты о быстром росте индустриальной мощи республики. М. Лыньков в рассказе «Андрей Летун» (1928 г.) и других произведениях показал жизнь рабочего класса Советской Белоруссии.

Литература обогащалась и произведениями, которые отражали личный опыт писателей, прошедших через революционные испытания. В 20-х годах прошлого столетия публиковалось немало пьес, повестей, статей и воспоминаний И. Дылы. Биография этого человека была большой и яркой. Он, сын почтового служащего из Слуцка, еще юношей познакомился с нелегальной литературой, участвовал в антиправительственных студенческих волнениях, подвергался арестам. Октябрьская революция застала его в Москве. Некоторое время И. Дыла был председателем Центрального белорусского беженского комитета, сотрудничал в газете «Дзяннiца», а затем являлся Наркомом труда в правительстве Белорусской Советской республики. В 1921 году он руководил лекторскими курсами при Наркомпросе БССР, затем участвовал в научно-терминологической комиссии. В разное время И. Дыла работал председателем Центросоюза БССР, председателем Государственной плановой комиссии БССР, заместителем председателя по районированию БССР, ученым секретарем Инбелкульта, директором Первого белорусского театра, заместителем директора «Белгоскино». На сцене Первого белорусского театра с успехом шла его пьеса «Панский гайдук» [105, с.565].

Плодотворно трудился на литературном поприще А. Гурло. Сын копыльского крестьянина, он прошел через подпольную борьбу против царизма, вместе с питерскими рабочими и солдатами штурмовал Зимний Дворец. Тема революции, борьбы народа против царизма пронизывала все его творчество. В 1924 году А. Гурло издал поэтический сборник «Барвшак», в 1925 году — «Спатканнi», в 1926 году — «Сузор’i», в 1927 году — «Зорнасць», в 1929 году — «Межы».

Заметный след в литературе 20-х годов оставил М. Дубровский. Сын крестьянина из деревни Козелье на Могилевщине, он участвовал в Октябрьской революции, служил в Красной Армии. В 1925 году окончил Высший литературно-художественный институт имени В. Я. Брюсова в Москве. Наряду с созданием оригинальных произведений М. Дубровский много работал и как переводчик.

1.4.1. Литературные объединения «Полымя», «Маладняк», «Узвышша». «Золотое десятилетие» белорусской литературы и печатно-полиграфического дела

С декабря 1922 года стал выходить журнал «Полымя», вокруг которого сплачивался большой отряд белорусских писателей. В это время в республике начинается интенсивный процесс формирования литературных объединений. 28 ноября 1923 года на собрании в Минском клубе «КИМ» по инициативе писателей М. Чарота, М. Зарецкого, К. Чорного, К. Крапивы, А. Дудара, А. Александровича и других было создано литературное объединение «Молодняк». Затем организуются его филиалы в Москве, Витебске, Полоцке, Могилеве. И, наконец, оформляется Всебелорусское объединение поэтов и писателей «Молодняк». Уже в течение первого года членство в нем достигло 200 человек, количество филиалов — 12.

К первому своему съезду (ноябрь 1925 года) «Молодняк» насчитывал уже более 300 человек. «Задача перевоспитания поэта крестьянской бедноты, поэта с мелкособственнической идеологией — одна из наитяжелейших задач «Молодняка», — указывалось на съезде [32, с.4]. Почти во всех округах оформляются филиалы, а в ряде районов — молодняковские группы. К 1927 году издательство «Молодняка» выпустило до 60 названий книг.

Литературное объединение «Молодняк» сыграло видную роль в приобщении широких слоев молодой белорусской интеллигенции к участию в культурном строительстве. Однако в сложных условиях острой идеологической борьбы это объединение, неоднородное по социальному составу, по характеру творческих устремлений, по уровню литературной квалификации его членов, не могло долгое время оставаться организационно единым. Здесь имелись потенциальные возможности дифференциации, обусловленные не только разнородностью состава молодняковцев, но и такими общеполитическими факторами, как рост материального благосостояния и культурного уровня масс, повышение их активности, усиление классового расслоения как в городе, так и в деревне.

Июльский (1926 г.) пленум ЦК КП(б)Б, отметив чрезвычайно важное значение литературы как средства культурного и политического влияния па массы, подчеркнул необходимость «обратить большее внимание на политическое воспитание «Молодняка» и других объединений и держать курс на приближение писателей и литераторов вообще к Советской власти, осторожно и тактично исправляя их ошибки и уклоны» [34, с.229]. Через месяц Бюро ЦК КП(б)Б признало целесообразным, чтобы журнал «Маладняк» стал органом литературного объединения «Молодняк».

В ноябре 1927 года из «Молодняка» вышли его организаторы М. Чарот, М. Зарецкий, А. Дудар и А. Александрович, которые вместе с писателями старшего поколения (Я. Купалой, Я. Коласом, Т. Гартным) создали новое литературное объединение «Полымя». В то же время они в своем заявлении в ЦК КП(б)Б высказались за сохранение «Молодняка», так как эта организация «всегда работала в тесной связи с трудовыми массами, выявляла из этих масс все новые и новые литературные единицы и воспитывала их в духе пролетарской идеологии» [18, с.97]. В феврале 1928 года Всебелорусская конференция «Молодняка» приняла постановление о вступлении его в ВАПП. Новое Центральное бюро «Молодняка» возглавил П. Головач. В «Молодняк» в это время входили и такие литераторы, как М. Лыньков, Г. Мурашка, В. Коваль, П. Бровка, Ю. Лявонный, Н. Хведарович, 3. Остапенко и другие. Бюро ЦК КП(б)Б, рассматривая вопросы, связанные с предстоящим съездом «Молодняка», признало целесообразным создание БелАППа (Белорусской ассоциации пролетарских писателей) и вхождение его в ВАПП, так как это отвечало интересам развития белорусской советской литературы.