Смекни!
smekni.com

Специальный репортаж на примере программы "Профессия репортер" на канале НТВ (стр. 5 из 12)

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа.

Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его репортажах, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты – цифра становилась у него средством убеждения.

Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно продуманный эксперимент. Журналист воссоздавал всем известную жизненную ситуацию – при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе – и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения – как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и так далее. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если зритель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

Фразой "специальный репортаж" чаще всего начинается самый большой и самый обстоятельный материал в выпуске Новостей. Чаще всего он приурочен к событию, часто – к определенной дате, а зачастую никакого "оперативного повода" нет: просто журналист увидел в жизни нечто интересное и решил всем показать то, что он увидел. Автор в специальном репортаже создает и исполняет роль – разведчика, заинтересованного наблюдателя.

Специальный репортаж часто бывает разнотиповым. С одной стороны – это намного более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, целью которого является придать материалу больше глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, который посвящен какому-нибудь человеку или проекту, которые не связанный временными рамками.

Данный вид репортажа можно включить в эфир когда угодно, по мере необходимости. Поэтому такие репортажи в редакциях информации сегодня называют "консервами".

Но "чтобы события представляли общественный интерес, и было неизвестно конкурентам, нужна немалая журналистская изобретательность и обширные связи". За этим названием суть жанра: подразумевается, что репортер при разработке такого сюжета "обязан иметь собственную точку зрения, которая будет выражена в определенном отборе мнений и лиц".

Но все же очень важно не преступать ту грань, за которой информация превращается в агитацию. Как в положительном, так и отрицательном направлении. "Наша задача информировать общество, а не реформировать его. Журналисты перестают быть репортерами, когда начинают думать о себе, как о миссионерах".[13]

И все же журналисты могут высказывать свое отношение к герою, к теме, к явлению. Да его в специальном репортаже особенно и не спрячешь. Но выводы зритель должен делать сам, недопустимо, чтобы выводы за зрителя делал репортер.

Георгий Кузнецов, который заведующий кафедрой ТВ и радио факультета журналистики МГУ, выделил 6 самых распространенных ошибок, которыми страдают специальные репортажи на наших телеканалах.

Во-первых, часто не продумана главная идея: для кого и для чего делается репортаж? Особенно неудачным бывает показ всевозможных заседаний, конференций, собраний. Вместо скучных лиц лучше показать дело, объект, обрисовать проблему, ради которых люди собираются на встрече. А в конце подать зрителю интервью с интересным человеком, "блеснувшим" на трибуне нестандартной мыслью.

Кроме того, даже если появляется в репортаже " блеснувший", интервью с ним, как правило, не должно быть непомерно длинное, так как это разрушает всю динамику сюжета.

Также, репортеры далеко не всегда задумываются о четком драматургическом построении сюжета. Например, довольно часто кульминация события монтируется первой, а потом уже идут подробности. Но ведь специальный репортаж – не информация, которую целесообразно строить по принципу пирамиды: сначала главное, затем подробности.

1.2 Художественно-изобразительные средства в программах цикла «Профессия репортёр»

Понятие «композиция» происходит от лат. «Composition» - составление, связывание. В журналистских репортажах (из-за особенности публикационного отображения действительности - прерывисто и мозаично) могут быть связаны несколько событий, разделенных по времени и в пространстве; некоторого рода смысловые блоки, которые раскрывают суть одного или другого явления; разного рода факты и наблюдения; мнение и оценка человека, или нескольких людей и так далее. Однако при этом принято подразумевать не просто их «скрепление», а некоторого рода соединение некоторых, различных по составу содержательных компонентов, что в результате поспособствовало бы созданию целостных произведений.

В практике журналистики выработана довольно четкая и устойчивая система репортажного описания. Ученова говорит о композиции репортажа так: «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения»[14]

Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.

По своей природе репортаж имеет синтетический характер. М.Н.Ким предполагает, что «именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров»[15]. Отличительной же чертой репортажа является динамично-развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа, такие как:

· выбор отображаемого отрезка события;

· выбор и расстановка участников события;

· отбор и расположение фактического материала в репортаже;

· отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов для описания;

· отбор характерных деталей;

· отбор авторских впечатлений.

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста - создание целостного впечатления об эпизоде жизни. Журналист, имея в своем распоряжении разнородные факты, наблюдения, мнения, впечатления, интересные детали, зарисовки с натуры, сталкивается с трудностями их структурной организации.

«Журналистский репортаж,- замечает В.В. Ученова,- вовсе не является прямой проекцией, точным слепком живого процесса наблюдения как одного из ведущих методов познания. Как бы полно процесс живого наблюдения журналиста над действительностью ни был развернут в том или ином репортажном произведении, между методом познания и воплощением существует определенный «зазор». Он весьма неодинаков в различных репортажных решениях, и эта неоднозначность порождает многообразные оттенки жанровых вариантов»[16].