Смекни!
smekni.com

Способы и методы повышения информативности текста (стр. 2 из 2)

Для Повышения информативности текста существуют два пути:интенсивныйиэкстенсивный.В рамках этих двух путей существуют различные способы, вряд ли их все можно учесть, тем более,что во множестве редактируемых текстов, возникают разные потребности в этом. То, что считается избыточным в одном тексте, может оказаться необходимым–в другом.

Интенсивный способ повышения информативности текста связан с процессом свертывания информации за счет сокращения объема текстового пространства при сохранении объема самой информации. Свертывание информации позволяет ту же самую мысль передать более экономичными речевыми средствами. Как уже было показано, это достигается повышением структурной напряженности текста.

Экстенсивный способ повышает информативность путем увеличения объема самой информации. Применение его приводит к максимальной детализации изложения, что позволяет глубже проникнуть в сущность явления, раскрыть связи и отношения исследуемого объекта с внешним миром.

Так же немаловажную роль в повышении информационных и информативных качеств текста играют сноски, ссылки, системы указателей и полей, выделения курсивом, разрядкой и т.д. По своей сущности они являются дополнительной информацией, поскольку связаны с введением дополнительных знаков, однако их роль заключается не в пояснении ранее сказанного, а в обеспечении целенаправленного поиска нужной информации.

Работа редактора с информацией

информативность текст редактор восприятие

Редактор, при работе с текстом, должен понимать и определять какие виды информации использовать в текстах различных типов. Например, в описании чего-либо, повествовании, используется больше фактуальная информация, когда как в таком типе повествования как размышление – концептуальная.

Так же известно, что методы работы с фактуальной информацией, схожи с методами работы над фактической информацией. На этом основании к произведениям предъявляются следующие требования:

– Нельзя перегружать текст цифрами, так как это затрудняет его чтение;

– Цифра должна быть говорящей, так как в тексте рассчитанном на массового читателя, важна не столько она, сколько то явление, которое она иллюстрирует;

– Редактор должен позаботиться о том, чтобы цифры легко воспринимались в нужной грамматической форме;

– связанные по смыслу цифры в тексте должны быть сопоставимы, т.е. представлены в одних единицах измерения, причем в соответсвии с издательскими правилами.

Концептуальная информация не всегда ясно и четко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Больше того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

В редакторском анализе и оценке фактической стороны произведения выделяют две части:

– одна касается существа самих фактов, которые преподносит автор читателю, их значимости, новизны, системности, что и определяет ценность произведения;

– Другая связана с точностью, достоверностью, безошибочностью того, что преподносится в качестве фактов, с приемами, которые помогают редактору не прозевать такого рода недостатки.

Эти две стороны определяют задачи редактора.

Первая задача – оценить, насколько факты отвечают основным методологическим требованиям к ним.

Эти требования:

1. Отбирать факты не произвольно (те, что нужны автору, взяты, а те, что мешают, отброшены);

2. Учитывать, что факты в действительности не остаются неизменными, меняются (одни вот-вот исчезнут, другие набирают силу);

3. Не оперировать фактами изолированно от других, с ним связанных.

Если не соблюдать эти требования, выводы представленные в произведении, будут ослабленными, а в худшем случае – несостоятельными.

Вторая задача – оценить, насколько факты отвечают той роли, которую они должны играть в каждом данном случае.

Роли эти таковы:

А) опора, основа для выводов;

Б) чистая информация;

В) конкретизация общих изложений;

Г) иллюстрирование общих изложений.

Точно оценить факты безотносительно к их роли невозможно.

Третья задача – оценить достоверность фактического материала.

Заключение

На основании рассмотренного вопроса и изученных материалов, по этой теме, можно выделить несколько актуальных требований к информативности текста:

– полезность текста;

– наличие избыточной информации, для придания тексту целостности и отсутствия фрагментарности.

– присутствие эксплицитных и имплицитных форм выражения для придания тексту таких качеств, какнапряженностьиненапряженность.

Так же необходимо отметить, что при работе с информацией, необходимо убедиться в ее достоверности, правильности и точности. Избегать использования непроверенной, или неполной информации. Для этого необходимо использовать различные источники информации, по возможности не зависимые друг от друга, и освещающие одно и то же явление с разных сторон и взглядов.

В заключение хочется отметить, что хотя теория текста и изучена достаточно широко, информация на эту тему не лежит на поверхности. В современных учебниках она встречается, но чтобы найти ее необходимо приложить некоторые усилия, изучая похожие материалы, по смежным темам, так или иначе пересекающимся с общими понятиями об информативности текста.


Литература

1. Стилистика и литературное редактирование: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 653 с.

2. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: ЛОГОС, 2003. – 280 с.

3. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И.,

4. Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.;

5. Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н. М.: Издательство МГУП, 2002. – 468 с.

6. И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: «Наука», 1982.

7. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – 524 с.