Смекни!
smekni.com

Манипулятивные технологии в СМИ (стр. 5 из 5)

Однако в процессе анализа материала становится ясно, что все угрожающие высказывания взяты из двух источников: из скандальной редакционной статьи под сенсационным заголовком «Мусульманское предложение. Президент Путин должен превратить Россию в исламскую страну», опубликованной в московской англоязычной газете TheeXil, и с запрещенного в РФ сайта чеченских сепаратистов kavkazcentre.ru. Автор сумел сделать из мухи слона, представив мнение одной газеты и одного интернет-ресурса за мнение большинства мусульман.

Автор проанализированного текста начал свой материал с проведения исторической аналогии. На аналогии иного рода – семантической – построил свою статью под многозначительным названием «Арийский ислам (http://mishmar.info/ariieskiie-islam-v-rossii.html) автор информационного портала mishmar.info. Речь в данном материале идет о так называемых «русских», не этнических мусульманах. (Автор предполагает, что принятие ими ислама мотивировано разочарованием…в националистических идеях) Прилагательное «арийский» вызывает стойкую ассоциацию с фашизмом; существительное, с которым оно согласуется, автоматически приобретает отрицательную коннотацию. Метод семантического манипулирования использован и в заключении: «Арийский ислам», как и «арийское язычество», – это, по сути, открытое признание ультраправых в «разочаровании» в русском народе, который оказался «недостоин» их, не принял их радикальных идей и не поднялся на «национальную революцию». Зато уже нескрываемые симпатии у них вызывают чеченские боевики, которые «смогли заставить эту власть с собой считаться». Ясно, что люди, которым симпатичны чеченские боевики, вызовут у читателя отторжение. Автор представил таковой большую часть не этнических мусульман.

Помимо метода семантических ассоциаций автор использует смягченный метод «забрасывания грязью»: «в ислам обращаются богоискатели либо не нашедшие себе места в жизни люди»

В заголовке проанализированного материала отрицательную коннотацию слова «ислам» создает согласующееся с ним прилагательное. Ту же самую ситуацию мы можем наблюдать в словосочетании «Страшный акбар» - именно так озаглавлен материал, опубликованный на сайте еженедельной аналитической газеты «Наше время» (http://www.gazetanv.ru/archive/2007/51) Само по себе словосочетание бессмысленно (дословно: «страшный великий»), однако часть исламского «символа веры» включает в себя изречение «Аллаху Акбар». Именно этими словами « подбадривают» себя террористы-смертники, и именно на эту ассоциацию намекал автор, придумывая заголовок.

Подзаголовок статьи «Исламисты ведут наступление на весь мир, Россия – на их дороге» - звучит угрожающе. Это пример использования метода апеллирования к общественной потребности.

Кроме того, автор использует грамотную подборку фактов: Последние события в мире настораживают. Пакистан, где 97 процентов населения – мусульмане, переживает кризис вокруг Красной мечети, прибежища религиозных фанатиков. Британские острова, где ислам исповедует около 2 миллионов человек, чуть не стали ареной новых кровавых терактов, которые были подготовлены опять же религиозными фанатиками. Россия, где мусульман, по разным оценкам, от 10 до 20 миллионов, пока остаётся, за исключением некоторых регионов, на обочине военной тропы воинствующих исламистов;

Опять-таки грамотно подобрает статистические данные (опрос мнения граждан США):Выяснилось, что 46% американцев негативно относятся к исламу; 33% американцев убеждены, что ислам поощряет насилие в отношении немусульман в большей степени, чем остальные религии поощряют насилие в отношении иноверцев; 56% американцев придерживаются мнения, что среди мусульман больше экстремистов, по сравнению с адептами иных религий

И красиво завершает материал словами известного религиоведа Романа Силантьева, известного своими антиисламскими воззрениями: «Как отмечает Силантьев, в среде российского ислама растет влияние нетрадиционных направлений, распространяются идеи ваххабизма. Сегодня ваххабиты контролируют уже более 70% мусульманских СМИ, которые «словно специально разрушают межрелигиозный мир в России». И если, по мнению Силантьева, эта тенденция сохранится, то прослойка мусульман, желающих жить в мире с христианами, станет ничтожно мала.

На основе трех проанализированных материалов можно сделать вывод: наиболее часто встречающиеся в качественных СМИ механизмы манипуляции связаны с представлением тщательно отобранных в соответствии с концепцией издания комментариев экспертов, статистики, исторических аналогий и, что немаловажно, ярких заголовков, сразу ориентирующих читателя на восприятие информации в определенном русле.

Заключение

В заключение хочу повториться: целью данной курсовой работы был только анализ механизмов манипуляции, с помощью которых в текстах СМИ создается негативный образ мусульманина и уммы. Автор не имел намерения проанализировать реальное положение дел: идет ли процесс исламизации России на самом деле или же это фикция, созданная для отвлечения внимания аудитории от реальных проблем общества. Однако небольшой анализ эмпирического материала показал, что журналисты действительно используют манипулятивные технологии для создания негативного образа мусульманина и уммы в сознании аудитории для того, чтобы «привить» людям исламофобию. Любая фобия, в том числе и «исламо», рождает желание защититься от пугающего фактора. А лучшая защита, как говорится, нападение. Так кому и зачем это надо?

В «Русском репортере» от 17 декабря 2009 года вышла статья Павла Бурмистрова под названием «Безбашенный референдум». Речь в ней велась о запрете на возведение минаретов в Швейцарии. Главная мысль такова: Исламистам, вербующим смертников для терактов в Европе, понадобится меньше красноречия - факт швейцарского референдума может вызвать больше негодования у простых мусульман, чем десяток вырванных из контекста ссылок на Коран, призывающих к убийству неверных.

Думаю, комментарии здесь излишни.

Список использованной литературы

1) С.Баширов, СМИ как механизм совершенствования национальных отношений. //Диссертация кандидата политических наук. М. , 2004 г.

2) Быкова О.Н. Языковое манипулирование // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1 (8). Красноярск-Ачинск, 1999

3) Грабельников А.А. Русская журналистики на рубеже тысячелетий. М., 2001

4) Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М., 1996

5) С.Г. Кара-Мурза . /Манипуляция сознанием. М.,2002

6) Л.М. Майданова. Образ власти в современных медиатекстах//Известия УрГУ, №40, 2006 г

7) Остроушко Н.А. Речевое воздействие как лингвистическая проблема (К понятию языкового манипулирования) // Мир русского слова. 2002. №5.

8) Современный толковый словарь русского языка под.ред.С.Кузнецова/ М.,2004

9) Л.И Тимофеев\Основы теории литературы. С.425


[1] Алексей Малашенко, “Каким нам видится ислам”// “Время новостей”, №190, 17 октября 2006

[2] С.Баширов , СМИ как механизм совершенствования национальных отношений. //Диссертация кандидата политических наук. М. , 2004 г. , стр. 25, 50

[3] Л.И Тимофеев\Основы теории литературы. С.425

[4] Л.М. Майданова. Образ власти в современных медиатекстах//Известия УрГУ, №40, 2006 г

[5] Современный толковый словарь русского языка под.ред.С.Кузнецова/ М.,2004

[6] С.Г. Кара-Мурза . /Манипуляция сознанием. М.,2002

[7] Быкова О.Н. Языковое манипулирование // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1 (8). Красноярск-Ачинск, 1999

[8] Остроушко Н.А. Речевое воздействие как лингвистическая проблема (К понятию языкового манипулирования) // Мир русского слова. 2002. №5.

[9] Любимова А.А. Рождественские чтения 2005. Prokimen.ru.

[10] Грабельников А.А. Русская журналистики на рубеже тысячелетий. М., 2001

[11]Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М., 1996

[12] Полностью результаты исследования опубликованы здесь http://smi2.ru/zashibis/c59760/

[13]Bismillah – ради Аллаха(ар.)

[14]NEWSru.com/ http://www.newsru.com/background/28sep2005/moslemrus.html