Смекни!
smekni.com

Освещение культуры в региональных СМИ на примере журналов г. Омска (стр. 5 из 6)

Или совсем молодой журнал «Я покупаю».

Появился в Омске в мае 2005 года. Называет себя первым в России шопинг-гидом. По словам главного редактора издания Виктории Иоган журнал можно считать рупором буржуазии. «…Да, у нас есть деньги, которые мы можем тратить на мелкие и крупные радости, вроде сумочки «birkin» или прекрасного загородного особняка…»[5]. То есть журнал для состоятельных людей и про них конкретно. Что и где купить, чтобы не ударить лицом в грязь перед знакомыми и сослуживцами, где лучше всего отдохнуть, как отвлечься от повседневной рутины, какой солярий предпочтительней в этом сезоне и прочие глупости, не имеющие ничего общего с культурой. Минимум информации, максимум рекламы, новые модные тенденции и краткое освещение презентаций, как правило, магазинов или как теперь принято называть бутиков.

Журнал OXYMORON, бывший «Туда» привлекает нестандартным форматом и содержанием. Что ни говори, а полистать хочется, но разочарование от прочтения этого издания не заставит себя ждать.

Журнал заявляет, что ему нет альтернативы. Пафосный, нагловатый, дерзкий.… Всегда супер и никогда ниже. Но достаточно его пролистать, и понимаешь, что читать, в принципе нечего. Сверкающий глянец и больше ничего. Невозможно запомнить ни одного материала, однако авторы этих материалов, все без исключения, считают себя философами современности, и рассчитывают, как минимум, поразить своим оригинальным мышлением редких читателей журнала. Его приятно посмотреть, как красиво иллюстрированную книгу, но не более. Профессиональные снимки и талантливые дизайнеры творят чудеса. Что касается освещения культуры в этом издании, оно равно нулю. Журналисты если и освещают, какое либо мероприятие, то исключительно в качестве рекламы организаторов этого события, но чаще для саморекламы: мол, было там здорово, т. к. там были мы любимые. Все это в рубрике OXY (новости). Добавить текст.

А вот журнал "Город", пожалуй, самый культурный из всех омских. Такой вывод можно сделать сразу после просмотра этого журнала. Его страницы наполнены освещением культуры в различных ее проявлениях. В данном контексте можно говорить именно о высокой культуре, т.к. здесь можно встретить объемные статьи о художниках, скульпторах, фотографах, музыкантах - не тех, кем заполнена наша эстрада, а тех, кто действительно чтит традиции и произведения великих композиторов и мастеров настоящего искусства. Только в этом журнале можно увидеть, прочитать и понять то, чем наш родной город так привлекателен и любим нами. А рубрика "наследие", единственная в своей тематике, дает нам представление о поэтах и писателях прошлого, без которых не обойтись в настоящем, и не перейти в будущее. В рубрике представлен материал Виктора Чекмарева «Где же ты, страна Есениниана?». Статья посвящена увлечению директора музея изобразительных искусств Ивана Андреевича Синеокого. Его хобби это коллекция произведений и портретов Сергея Есенина, которую он готовится передать омскому музею[6].

Материал Татьяны Яцкевич – интервью с музыкантом Даниилом Крамером, рассказывает о дебюте музыканта в качестве дирижера. Материал занимает только одну полосу, но он интересен не только почитателям классической музыки. Легкое написание текста, несмотря на краткость и некую незаконченность, читается на одном дыхании[7].

4. Еще о культуре.

Есть еще масса изданий, которые пропагандируют свою культуру или субкультуру определенных слоев населения. Мы уже говорили о том, что культура многолика. Она делиться на субкультуры, а те в свою очередь на подкультуры и т.д. до бесконечности. И каждая культура занимает определенную нишу в нашей жизни.

Возьмем для примера журнал «realЭкстрим».

Это издание считается ярким представителем спортивной культуры. В данном случае осветителем экстремального спорта. На страницах этого журнала можно встретить материалы, касающиеся исключительно подвижных, а порой и опасных видов спорта. Это освещение авто и мотогонок, соревнования по кикбоксингу, история дайвинга и рассказы о том, где лучше «измерить глубину», и мн. др.

Рубрика «Тема номера», материал «Ловцы ветра»[8]. Материал посвящен любителям дельтапланов, парашютов и кайтов (водные мотоциклы и гидроциклы).

Рубрика «realгорнолыжка», материал «Горные лыжи – это навсегда!» (без комментариев)[9].

Есть у нас еще так называемая клубная культура. Т. е. это культура и стиль жизни посетителей и работников ночных клубов. Яркий пример этого направления журналы «Dj культура» - Санкт-Петербург и «Планета 357» - Омск. Сравнивать эти два издания не имеет смысла, поскольку ночная жизнь Питера не идет ни в какое сравнение с Омской. В нашем городе данная ниша пока свободна, и, вполне возможно, когда-нибудь и в Омске появится такое профессиональное издание как «djкультура», но пока «Планета 357» развивается, и пытается заработать определенный статус среди омских изданий, что мы видим?

Минимум текста как информационного, так и рекламного, не считая рекламы самого холдинга «Планета 357», максимум фотографий не достаточно качественных в первых номерах и более четких и ярких в последних. И, конечно же, масса рекламы, что просто утомляет[10]. Однако это издание пока что единственное в городе, которое осмелилось на пропаганду клубного движения.

Журнал «dj культура» нельзя назвать рупором клубной жизни, это скорее пропаганда dj-культуры как таковой. Материалы о ди-джеях и для ди-джеев. Это не только хит-парады лучших или худших диск-жокеев. На страницах этого издания можно встретить материалы, поясняющие и рассказывающие о нововведениях ночных клубов: интерьер, звук, стиль одежды и т.д. Никаких размытых снимков, а освещение лучших вечеринок в клубах России и за рубежом, даются в рубрике «События». Остальные полосы издания заняты опросом и портретами любимых и известных среди читателей ди-джеев[11].

Автомобильная тематика тоже стала своего рода культурой. И надо сказать неплохо развивающейся культурой. Яркий тому пример такие издания как «АвтоОмск», и его приложения – это в Омске, однако серьезным конкурентом таких изданий можно считать столичный журнал «Клаксон», который продается в каждом киоске Роспечати и расходится на ура. Хотя руководство этого издания и именует себя газетой, «Клаксон» давно уже считают журналом. Это полноцветное издание для автолюбителей, с последними новостями авторынка, расценками автомобилей и интересными материалами. «АвтоОмск» в отличие от «Клаксона» именует себя журналом, да, это тоже полноцветное издание, но при всем желании назвать его журналом нельзя. Во-первых, из-за внутренних полос, выполненных на газетной бумаге, во-вторых, из-за массы приложений к этому изданию, да и содержание его не сравнимо со столичным «Клаксоном».

Освещение культуры автомобильной тематики в журнале «АвтоОмск» сводится к новостным материалам, таким как, например освещение выставки ВТТВ-2005 или репортаж с соревнований по Автозвуку[12]. Радует, что сделаны эти материалы профессионально и интересны всем кто, хотя бы периодически посещает данные мероприятия. Иллюстрации к материалам подобраны великолепно, но страдает качество бумаги.

Пример: журнал «Life&Game».

Это издание сравнительно новое. Первый номер журнала вышел в январе 2005 года. Его появление вполне обоснованно, т. к. в последнее время все чаще появляются игорные дома и клубы. А это тоже своего рода культура. И даже заголовки этого журнала заявляют о том, что игорный бизнес сейчас как никогда актуален.

Рубрика «новости», материалы с заголовками «Игорный бизнес будет прирастать Сибирью» или «Широка страна моя родная.…Заключать пари будем по правилам»[13]. Но и здесь можно с уверенностью сказать, что издание рекламное, и интересно оно лишь узкому кругу читателей.

5. Несколько мнений на тему…

Если мы говорим о культуре во всех ее проявлениях, то, прежде всего надо обратить внимание на культурное оформление этих самых изданий. Ведь как говорится «В книгах вековая мудрость», и из них мы черпаем свои знания, будь то газета, журнал или брошюра.

Николай Науменко,

главный редактор издательства "АСТ"

«По сравнению с "советскими временами" культура издания книг и журналов снизилась. Произошло нарушение существовавшей ранее издательской технологической цепочки. Сейчас издания поставлены на поток, и технической корректуре не уделяется должного внимания. Так что макет книги получается несколько грубым и упрощенным, а журналы кишат всевозможными ошибками, опечатками и т.д. Для восстановления прежней технологической цепочки требуется время и иные, нежели сейчас, экономические условия.

Для повышения культуры изданий, а, следовательно, и возможности освещения культуры, требуется время. Возможно, улучшаться экономические условия. Это позволит решить многие проблемы, в том числе увеличить финансирование изданий, с помощью чего реклама не будет столь необходимой вещью».

Максим Осипов,

директор издательства "Практика"

«По моему мнению, культура изданий очень низка не говоря уже о культуре в ее реальном масштабе. Такой уровень культуры находит свое отражение в элементарных вещах. Например, в научных книгах зачастую отсутствует предметный указатель. Довольно слабым является и художественное оформление книг и журналов. Такое положение связано, на мой взгляд, с тем, что люди, занимавшиеся ранее изданием книг и журналов, не слишком хорошо разбираются в компьютерах. С появлением же новых технологий - таких, например, как компьютерная верстка, они оказались не у дел. А те, кто знает компьютер, плохо ориентируются в полиграфии.