Смекни!
smekni.com

Юмор и сатира в современной журналистике (стр. 9 из 11)

- Владимир Владимирович, скажите, вы когда-нибудь обманывали свою жену?
- Да, я до сих пор скрываю от нее, что я уже не президент страны…

Маленьких и некрасивых мальчиков в древней Спарте скидывали в пропасть, у нас же они управляют государством.

Важно отметить также наличие определенного типа анекдотов, содержащих признаки скрытой зависти: из новейшей истории — это анекдоты, где высмеивают «новых русских»:

Идёт красивая девушка по городу, подходит парень знакомиться. Диалог:
- Девушка, давайте познакомимся, вы мне очень понравились, вы такая красивая...
- А у тебя есть малиновый пиджак?
- Нет.
- А мерс?
- Нет.
- А двухэтажный особняк?
- Нет.
- Ну тогда и не фиг знакомиться.
Парень в расстроенных чувствах приходит домой, рассказывает всё отцу, на что он говорит:
- Сын, если ты конечно хочешь, малиновый пиджак мы можем снять с нашего дворецкого, продать твой лексус и купить 2 мерса, но сносить 4х этажное здание ради двух этажей...Уволь!!

Новый русский купил себе джип и припарковал его возле дома.
Вечером идет алкаш и читает сзади на джипе 4Х4. Долго не думая, достает гвоздь и царапает: 4Х4=16. Утром злой хозяин едет в сервис и закрашивает это место. На другой день история повторяется, и так всю неделю. В конце концов, обессилев, хозяин джипа идет в сервис и просит сделать фирменную надпись 4Х4=16. Довольный едет домой, паркует машину возле дома.
Идет вечером алкаш и видит: 4Х4=16 Достает гвоздь и пишет, ПРАВИЛЬНO

Это знак социальных антагонизмов, нелюбви к «новым богатым». Одним из мотивов этого чувства возможно является зависть к богатой жизни другого, хотя не следует забывать о том, что высмеиваемая социальная прослойка была богатым источником для создания анекдотов. Далее, как отклик на множество конкурсов красоты появились и были активно подхваченыанекдоты про блондинок, хотя и понятно что цвет волос не влияет на интеллект:

Две блондинки беседуют в купе поезда:
— Удивительно все-таки как машинист ухитряется всегда точно въехать в тоннель. Я и в гараж-то не всегда могу точно въехать.
— Это, наверное, потому, что он хорошо знает дорогу.

Блондинка в питцирии, подходит официант
— вам питцу на 4 части или на 8 , резать?
— ой ну конечно на 4, я же 8 не съем!!!

Смех возможен и в сфере выходящей за рамки некоторой морали. Так, объектом смешного в новых анекдотах современности часто является убийство или насилие. И такие явления определенно присутствуют в современной культуре смеха, хотя и вызывают различные споры с общественной нравственностью. Возможно, это скорее подходит молодежному юмору, который часто отличается невинным дикарством, происходящем от неглубокого понимания моральных устоев, навязанной модели их восприятия, которая и отторгается путем насмешки. Суть здесь скорее в способе подачи и механизме действия истории. Абсурдный и жестокий современный анекдот насмешничает в том числе в ситуациях, которые для человека «романтического» склада являются принципиально не смешными. И здесь усматривается тенденция к тотализации насмешки — смешно абсолютно всё и во всём стараются найти лишь смешные стороны. Возможно, это связано с физиологическим действием смеха — смех доставляет удовольствие и может выступать чем-то в роли наркотика. Это уже философский вопрос...

Анекдоту еще свойственно — и в этом, быть может его главное обаяние — абсолютное бесстрашие. Анекдот привлекает тем типом свободы, которым человек по определению дорожит больше всего — свободой, которая его ни к чему не обязывает. Нормальный анекдот ничем не грозит, никуда не зовет и ничего не требует. Анекдот свободен от каких бы то ни было предписаний. Тому, кто его принимает, он обещает чистое, игровое удовольствие. Таким образом анекдот действует терапевтически. Он снимает страх перед миром не только тем, что он все и всех в нем уравнивает (хотя это уравнивание осуществляется только в фантазии и анекдот понимает это), но и тем, что он снисходителен к реальному миру, предоставляя ему возможность оставаться самим собой.

Анекдот как вид языковой игры, забавы абсолютно бессознательно творит общие значения и смыслы. Поэтому анекдот оказывается одним из самых легких путей к другому человеку — ни к чему не обязывающим и ничем не привязывающим. Анекдот сближает людей, снимает отчужденность между ними, сохраняя их автономию и независимость.

Мудрая притчевость свойственна лучшим анекдотам. Неслучайно некоторые формулы этих анекдотов перешли в афоризмы и высказывания, резюмирующие наш жизненный опыт: «Не делайте волну!», «Иди докажи, что ты не верблюд!», «Разве это жизнь?», «Мне бы ваши заботы, господин учитель!» и т.п. При этом существует значимое отличие анекдотов от высказываний и афоризмов. Это их заведомая анонимность. Даже когда у анекдота есть официальный автор, он, как правило, не афишируется, и часто наоборот – нивелируется, делая анекдот принадлежностью всего народа.

Жизненность анекдота обусловлена анекдотизмом жизни. В одном из польских анекдотов содержится такой диалог:

— У тебя есть новый анекдот?
— Нет. А у тебя?
— Тоже нет. Тьфу! Что за правительство?!

В том, что жизненность анекдота обусловлена анекдотизмом жизни, убеждаешься, читая многочисленные анекдоты в Интернете. Натужные попытки придумать новый анекдот только иногда приводят к успеху. И это случается лишь тогда, когда удается подсмотреть и лаконично представить действительно смешной случай или анекдотическую ситуацию в жизни. Андерсен говорил, что лучшие сказки — это те, которые придумывает сама жизнь. К анекдоту это относится в еще большей мере.

Карикатура.

Политическая карикатура практически исчезла со страниц российских газет. Увидеть нарисованных в смешном виде премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева теперь можно лишь в интернете.
Известный художник-карикатурист Виктор Богорад публикует свои рисунки в ежедневном издании «Ведомости», которое специализируется на экономике, и газете The Moscow Times, которую читают иностранцы, живущие в Москве. Эта группа населения не имеет влияния на политическую жизнь.
«Если нет политической борьбы или если большинство газет зависят от власти, то политической карикатуры нет», - объясняет 61-летний карикатурист, который подпольно распространял собственные рисунки в советское время. «Все, что касается политической сатиры, следует искать в интернете, который пока что остается свободным пространством», - продолжает он. Богорад говорит, что сейчас невозможно нарисовать карикатуру даже на региональных чиновников. «Когда в последний раз вы видели карикатуру на губернатора (имеется в виду губернатор Санкт-Петербруга Валентина Матвиенко? В региональной прессе это просто невозможно», - уверяет он.
Теперь карикатуристы комментируют политические события и действия сильных мира сего, Владимира Путина и его ставленника в Кремле Дмитрия Медведева, на специализированных сайтах. На одном из рисунков можно увидеть премьер-министра в галстуке цвета советского флага, размахивающим куклой Медведева. В том же ключе художник Владимир Молчанов показывает Владимира Путина, смотрящегося в зеркало и видящего там отражение нынешнего президента России. По мнению многочисленных аналитиков, страной управляет премьер-министр, хоть он и оставил президентское кресло в 2008 году, поскольку Конституция запрещает выставлять кандидатуру на третий срок.
Если подобная форма искусства и существует до сих пор, то она стала секретной, практически «подпольной», говорит Виктор Шендерович, создатель телепередачи 1990-х годов «Куклы». В 2004 году, в момент захвата властью медиапространства, передача была снята с эфира НТВ. «Сатира в России ушла в подполье. При нынешнем авторитарном режиме Владимира Путина ее существование невозможно», - возмущается Шендерович.
В этом контексте найти на выставке в Санкт-Петербурге, посвященной «политической карикатуре сегодня и вчера» в России и США рисунок, подшучивающий над российскими властями, представляется невозможной задачей. Единственная карикатура, на которой изображен Путин, относится к 2001 году. Рисунок выполнен в виде советского пропагандистского плаката, на котором премьер-министр одет в красноармейскую форму и призывает россиян записаться добровольцами на борьбу с террористами.
«К сожалению, больше политических карикатур в газетах нет. Жаль, но отношение власти к сатире отражает уровень демократии в стране», - сокрушается директор музея политической истории Санкт-Петербурга Евгений Артемов. Выставка проходит в здании этого музея.
«Формально в России существует политическая сатира, но увидеть ее можно лишь в специализированных местах, к примеру, в музеях», - отмечает в свою очередь посетитель выставки Василий Сергеевич.

Шутка.

Именно шутка, а ничто другое, является боевой единицей КВН. В КВНе - ничего, кроме шуток, нельзя ни говорить (собственно шутка), ни петь (песня, музыкальная тычка), ни показывать (миниатюра, гэг). Иначе, это будет не КВН. Поэтому рассмотрим шутку именно в КВНе.

КВН - такой трудоемкий жанр, сравнить который можно, пожалуй, только с неким интеллектуальным цирком. Ведь придумать хорошую шутку неимоверно сложно. А КВНовский сценарий должен представлять собой сплошной «репризный ряд».

Главным критерием оценки шутки является смех.

Если мыслить глобально, то все шутки можно разделить на два основных типа: шутки «на каждый день» (то есть «вечные» - смешные и вчера, и сегодня, и завтра) и шутки «на сегодня» (то есть актуальные только сегодня). Возможно, когда-нибудь КВНщики научатся придумывать «шутки будущего», а народ в будущем придумает - как над ними смеяться. А пока мы говорим о дне сегодняшнем. Давайте на примерах рассмотрим «вечные шутки» и их разновидности.
Как правило, они имеют либо литературную основу, либо историческую, либо общественно-бытовую, либо просто общеизвестную лексическую, а также всевозможные комбинации этих основ. Что касается литературной основы, то она может быть как классической, так и народной, включая все версии своего отражения: театр, кино и так далее. Здесь достаточно знаний на идиомном уровне. Историческая основа опирается на минимальные знания истории человечества и общеизвестных фактов биографий исторических личностей. Общественно-бытовая основа отражает наше с вами знание различных универсальных бытовых проблем. При лексической основе речь идет об элементарных каламбурах и парадоксальных трактовках известных словосочетаний. Далее – только примеры.