Смекни!
smekni.com

Интуиция, как часть творческой деятельности журналиста (стр. 2 из 2)

Сенсорики чувствуют состояние своего или чужого организма, разбираются во вкусовых нюансах и телесных ощущениях. Они умеют одеться по погоде, выбирать лекарства, создавать комфорт и удобства. Сенсорики – это люди, прочно стоящие на земле, они знают и понимают, что такое своя и чужая территория. Они хорошо разбираются в вопросах недвижимости, умеют проявлять или сдерживать агрессию, хорошо контролируют свое физическое состояние, экономно распределяют свои силы.

Интуиты легко ориентируются в потоке времени. Они умеют «схватить ситуацию на лету», выбрать не задумывась единственный правильный вариант. Они хорошо делают прогнозы в разных сферах: начиная от человеческих отношений, заканчивая бизнесом. [4]

Различия интуитов и сенсориков

Интуитивные типы

Сенсорные типы

Прием и обработка информации о событиях и возможностях, отражение потенциально возможного

Если кто-то кое-где у нас порой...

Журавль в небе

Прием и обработка информации о пространстве, отражение реализованного, конкретных фактов на основе прямого опыта

Здесь был Вася!

Синица в руке

Высокие прогностические способности; сосредоточенность на будущем, восприятие будущего и прошлого как части актуального настоящего

Предчувствие меня не обмануло

Сосредоточенность на настоящем, на том, что происходит здесь и сейчас; слабые прогностические способности

На наш век хватит. После нас хоть потоп

Интерес ко всему новому, активное восприятие потенциальных возможностей и динамики процессов

Новистика (теория обновления (развития) общества).

Новометрия (теория измерений новшеств). Эскизы новых идей

Интерес к узнаваемому, предпочтение отдают проверенному, испытанному

Не надо изобретать велосипед.

Менее развитая моторика и ручные навыки, уверенное владение информацией и временем

Держится на честном слове

Развитая моторика, уверенное манипулирование материальными объектами и пространством

В руках работа спорится

Неопредел¨нное чувствование своего физического «я» и материальных потребностей; низкий порог дифференциальной чувствительности

Что будет, если выпить одновременно снотворное и слабительное?..

Тонкое чувствование своего физического «я» и материальных потребностей; высокий порог дифференциальной чувствительности

Желудок пошаливает — надо бы выпить фестальчику!

В рутинной ситуации теряют интерес к происходящему; непрактичность, романтизм

Я подарю тебе с неба звезду!

Рутинная ситуация рассматривается как стимул к самосовершенствованию, развитию навыков; практичность и прагматизм

Нас и здесь неплохо кормят.

Речь образная, насыщенная метафорами, аналогиями; фигуральность, символизм

Речь предметная, насыщенная детальными описаниями, точными выражениями

Ключевые понятия и лексика:

время, интуиция, возможности, потенциал, прогноз, вероятность, когда-нибудь, мечта, озарение, предчувствие, догадка, будущее, невероятное

Ключевые понятия и лексика:

пространство, ощущение, реальное, осязаемое, земное, телесное, качество, комфорт, воля, здоровье, определ¨нность, настоящее, очевидное

Владеют временем

Лови момент! Memento mori

Владеют пространством

МО¨! Не смей трогать мои вещи!

[2]

В новостной журналистике интуиты незаменимы: они мобильны, быстро ухватывают суть новой информации. Также у большинтсва интуитов развито чувство стиля: они легко угадывают актульные тенденции. Главная черта журналиста-интуита – наличие индивидуальности и неповторимого образа. Марианна Максимовская, Владислав Флярковский – яркие представители интуитов. Также к ним можно отнести Андрея Малахова («Пусть говорят»), Александра Гордона («Гордон Кихот»), Леонида Парф¨нова («Намедни»).

Интуиция как психическая функция сильно проявлена у ведущего передачи «Декоративные страсти» (телеканал «Домашний») Марата Ка. В передаче ведущий рассказывает и показывает, как своими руками создать дизайнерскую вещь для интерьера (стол, лампа, диван и т.д.). Выполняя простую работу (смешивая краски, вырезая фигуры из бумаги), Марат Ка просто описывает то, что он делает, но зрителю интересно, так как он каждый элемент превращает в информационный повод. Даже из своей подлинной фамилии он делает небольшую тайну: Ка – это псевдоним. Его шутки и замечания в ходе программы очень вариативны, изобретательны. Мало кому удается с такой же легкостью импровизировать в кадре: «Делаем лампу для олигарха. Олигарх у нас не простой, а футбольный. Поэтому для такого олигарха мы сделаем футбольный подарок». В этом и заключается его импровизация в потоке речи, богатство идей – свойства интуита. Внешне Марат Ка хрупкого телосложения.

Владиславу Флярковскому («Новости культуры»), как интуиту, присуща способность выбирать и компоновать для программы самую любопытную информацию, высказывать индивидуальную трактовку, давать собственную интерпретацию событий так, что зритель обязательно заинтересуется ими.

Леонид Парфенов – интуит. Он идеально выбрал жанр программы «Намедни», т.к. все, что связано с историей, временными интервалами, – это конек интуитов. Он подбирал самые интересные для телезрителя факты(истории о дефолте, русском мате, Чернобыле) и рассказывал о них в своей уникальной манере.

В ток-шоу, новостях, как правило естественным образом, преобладают интуитивные ведущие: они умеют предугадать, почувствовать, что скажет тот или иной участник, умеют генерировать информацию. Интуиты быстрые, стремительно и бесшумно передвигаются в пространстве.

К телевизионным ведущим-сенсорикам можно отнести Владимира Соловьева(«К барьеру»), Михаила Пореченкова («Кулинарный поединок»), Геннадия Малахова («Малахов +»), Елену Проклову («Малахов +»).

Михаил Пореченков имеет крупные черты лица, тяжеловесен, статичен, тяжело передвигается по студии. Как любой сенсорик, он прекрасно разбирается в информации о еде, может определить на глазок готовность любого блюда. Все это – свойства сенсорика. Поэтому, когда на передачу приходит интуит и начинает готовить, сразу видно, что интуит в еде разбирается хуже, чем сенсорик, нож держит неуверенно, а готовит, как правило, самые простые блюда.

В программе Владимира Соловьева «К барьеру» все, даже детали интерьера в студии говорят о сенсорике: пространство перегорожено реальными барьерами, которые создают атмосферу поединка. Стиль ведения передачи подкрепляется свойствами личности Соловьева как сенсорика: настраивает на агрессию, противостояние, драк («Если хотите, Вы можете сами начать задавать вопросы, или могу я сначала на всех наехать!») Он умышленно сталкивает интересы оппонентов, раззадоривает участников.

В передаче «Малахов +» ведущие Геннадий Малахов и Елена Проклова превращают пространство студии и находящиеся в нем объекты в полноценных участников передачи. Они не просто перемещаются из одной части студии в другую, а умело орудуют подручными средствами: нарезают овощи, размешивают средства для кремов, намазывают их на лица себе и участникам, пальцами пробуют на вкус полученные смеси и т.п. Все это делается в непринужденной, естественной манере, т.к. мир ощущений – это царство сенсориков. Однажды Елена Проклова передвигалась по студии верхом на лошади, и при этом не разбила ни софита, ни камеры, несмотря на то, что студия явно не предназначена для конкура. Темп передачи неспешный, основательный, подходящий внутреннему ритму сенсорика.

Таким образом, журналисты-интуиты хорошо справляются с нестандартными, запутанными задачами и делают это быстро, легко укладываются в сроки. Они исследователи и новаторы. Они умеют решать задачи, результат которых будет виден лишь в отдаленной перспективе.[3] Журналистам-интуитам больше подходят информационные программы, музыкальные, передачи об истории и моде.

Журналисты-сенсорики больше приспособлены к решению текущих, повседневных, практически ориентированных задач с гарантированной, осязаемой отдачей.[3] Чаще они работают в передачах о здоровье, спорте, кухне, отдыхе и т.п.