Смекни!
smekni.com

Виды и типы систем журналистики (стр. 6 из 8)

Общественность должна осознать огромную власть средств массовой коммуникации, сконцентрированную в руках небольшой группы владельцев. Осознав это, общественность должна помочь в создании некоммерческих СМК (например, в колледжах); центров для изучения, исследований и публикаций критических материалов в области массовой коммуникации; независимой организации, которая оценивала бы работу прессы и ежегодно сообщала о результатах.

Правительство, со своей стороны, может поощрять открытие новых СМК, принимать более действенные меры для защиты прав граждан от злоупотреблений свободой слова и даже принимать меры, которые формально идут вразрез с принципами свободной прессы. К ним относятся различные формы правового и финансового вмешательства, предназначенные для достижения положительных общественных целей или ограничения воздействия рыночных тенденций (регулирование рекламы, антимонопольное законодательство, создание советов по печати, периодические проверки комиссиями, парламентские слушания, система субсидирования и т.п.). Наконец, правительство само может войти в область обмена информацией наряду с частными СМК. При этом ему не следует стремиться конкурировать с частной прессой или стараться ее устранить.

В рамках доктрины социальной ответственности сохраняется свобода выражения мнений. Но, если в либертарианской теории эта свобода считалась естественным правом (без обязанности), то новая концепция ввела понятие морального права с оттенком обязанности. Человек морально обязан следовать своим убеждениям, своей совести. Каждый, у кого есть что сказать, морально обязан сделать это. Таким образом, необходимой функцией идеи является функция обязательства перед обществом, перед истиной. При этом свобода выражения мнений предполагает и право на заблуждение. Однако свобода выражения мнений не является абсолютным правом (человек не может требовать права обратиться к аудитории какого-либо СМК). Представлять право выражать различные точки зрения, идеи является обязанностью самих СМК (переводить социальный конфликт в плоскость дискуссии).

Теория социальной ответственности устанавливает определенные ограничения (кроме внешних) на пути свободного потока информации. Однако сам механизм этих ограничений абсолютной свободы прессы настолько зыбок и несовершенен, что чреват возможными рецидивами авторитаризма со стороны правительства, медиамонополий, с одной стороны, и злоупотреблениями свободой слова во вред гражданам и общества, с другой стороны. В ходе применения теории социальной ответственности на практике уточнялись теоретические понятия, практические механизмы, выдвигались новые теории.

Одной из таких теорий является концепция «журналистской элиты», в соответствии с которой все СМК должны перейти (от владельцев) под управление журналистов-профессионалов, которые и будут использовать всю мощь масс-медиа во благо общества.

В 1969 г. известный американский теоретик журналистики профессор Б.Ракер выступил в профессиональном журнале «Грасерутс эдитор» со статьей «Бунт журналистов – необходимое условие для того, чтобы выжить!». Критикуя существующую систему, он писал: «Сейчас никто не может сомневаться в том, что владельцы средств массовой коммуникации: печати, радио, телевидения – действуют в интересах богатых». Ученый предлагал довольно радикальное средство для исправления положения – бунт журналистов. «Я уверен в том, - писал он, - что единственным выходом из этого положения является следующее: работающие журналисты должны осуществить полный и безоговорочный контроль над редакционной и информационной политикой средств массовой коммуникации. Без сомнения, работающие журналисты Америки сумеют, если дать им возможность, сделать каждое средство массовой коммуникации жизненной силой; у нас имеется необходимая подготовка и опыт, чтобы добиться того, чего не смогли добиться поколения владельцев»1.

В качестве примера Б.Ракер приводил французские газеты «Фигаро» и «Монд». Надо сказать, что действительно многие владельцы СМК стали

сдавать их в руки журналистов, оговорив при этом главное условие своего невмешательства – прибыль. Таким образом, ответственность журналистов перед обществом повышается, но зависимость от крупного капитала (владельцев, рекламодателей) остается.

Новаторской чертой теории социальной ответственности стал содержащийся в ней призыв к средствам массовой коммуникации взять на себя ответственность за формирование продуктивных и творческих «великих сообществ». Эта цель должна достигаться и контролироваться за счет патронирования культурного плюрализма: нужно стать голосом всего народа, а не элиты или отдельных групп, доминировавших в в национальной, региональной или местной культуре в прошлом.2

По мнению Г.П.Бакулева, в теории социальной ответственности делается попытка совместить три разных принципа: личной свободы и выбора, свободы медиа и долга медиа перед обществом. При этом предлагается два основных варианта преодоления разногласий: создание общественных независимых институтов управления вещанием и дальнейшее совершенствование профессионализма журналистов, опирающихся в своей работе на кодексы саморегулирования. Общественные институты управления вещанием должны руководствоваться принципами нейтральности и объективности в отношении правительства и общественных проблем, а также побуждать соответствующие СМК реагировать на запросы своей аудитории и отчитываться перед обществом за свою деятельность.1

Подводя итоги деятельности американской системы журналистики в рамках теории социальной ответственности, Денис Маккуэйл так сформулировал основные принципы этой теории:

— Медиа должны взять на себя и выполнять определенные
обязательства перед обществом.

— Эти обязательства должны выполняться за счет установле­ния высоких или профессиональных стандартов информа­тивности, правдивости, точности, объективности и баланса.

— Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в рамках закона и существующих
институтов.

— Медиа должны избегать всего, что может привести к пре-­
ступлению, насилию или гражданским волнениям либо
оскорбить группы меньшинств.

— Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать
разнообразие общества, предоставляя доступ к различным
точкам зрения и праву на ответ.

— Общество и публика, в соответствии с первым названным
принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа.

— Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком.2

При этом он подчеркнул как положительные, так и негативные стороны практического применения этих принципов в деятельности современных средств массовой коммуникации.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЖУРНАЛИСТИКИ

1. Оформилась в России – СССР в начале ХХ в. Практикуется в странах коммунистической ориентации (Корея, Китай, Куба, Вьетнам и др.).

2. Возникла из марксистско-ленинской идеологии, идеи «диктатуры пролетариата».

3. Главная цель – служить пропагандистско-агитационно-организационным рупором партии (в советские годы – правящего режима).

4. СМИ могут открываться (закрываться) только по решению ЦК партии.

5. Печать контролируется партийными органами и с помощью цензуры (лито).

6. Запрещена критика политического строя, пропаганда иных способов правления.

7. Печать находится в руках правящей партии, государства, общественных организаций, контролируемых партийными органами.

8. Сочетает в себе авторитарную концепцию и идею социальной ответственности (партийной), рассматривает СМИ как инструмент партии в проведении государственной политики.

Социалистическая журналистика зарождалась в недрах самодержавно-буржуазной России как один из типов партийной печати (наряду с черносотенной, октябристской, кадетской, эсеровской, анархистской). После октябрьской революции 1917 г. и закрытия всех так называемых буржуазных газет и журналов, на освободившемся информационном пространстве бывшей Российской империи искусственно строился новый тип системы журналистики для «диктатуры пролетариата».

Новая система создавалась на основе ленинского видения социалистической журналистики, отраженного в статьях «О характере наших газет», «Очередные задачи Советской власти» и многих других, а также постановлений Центрального комитета коммунистической партии.

В отличие от всех существовавших и существующих систем журналистики, социалистическая система не допускала даже возможности частных средств массовой коммуникации. Основные средства производства газет и журналов были обобществлены (огосударствлены) в первые же годы Советской власти.

Вторым важным отличием социалистической системы журналистики было то, что вся пресса была выведена из коммерческого (делового) оборота. Редакциям не нужно было думать о бумаге, типографии, рекламе, доходах, прибыли – все эти вопросы раз и навсегда были решены партийными постановлениями. Таким образом, была создана экономическая свобода для журналистов (нет олигархов, медиамагнатов, иных владельцев, аренды помещений, скачущих цен на бумагу и полиграфические услуги).

Третьим, и наиболее существенным отличием новой системы журналистики от других, было то, что она, даже получив, по Марксу, «возможность беспрепятственного самостоятельного и одностороннего развития», типологически создавалась не в результате некой эволюции в связи с запросами рабоче-крестьянской аудитории, а была «построена» сверху (партией) с учетом максимального агитационно-пропагандистского влияния на все слои населения.

В горизонтальном ряду выстраивались центральные «средства массовой информации и пропаганды: центральный орган КПСС – «Правда», отраслевые органы ЦК КПСС – «Сельская жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская культура»; орган Верховного совета народных депутатов – «Известия»; комсомол имел свой центральный орган – «Комсомольскую правду», пионеры – «Пионерскую правду», профсоюз – газету «Труд». Каждое ведомство выпускало свои газеты и журналы: «Гудок» (МПС), «Строительная газета», «Медицинская газета», «Советская торговля», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт» и др. Для женщин предназначались журналы «Крестьянка», «Работница», писатели выпускали «Литературную газету». Центральное телевидение и радио подчинялись соответствующему Государственному комитету.