регистрация / вход

Журналистское расследование. Расследования в журнале The New Times

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Гуманитарный факультет Специальность Журналистика Курсовая работа по предмету «Разбор периодической печати»

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Гуманитарный факультет

Специальность Журналистика

Курсовая работа

по предмету

«Разбор периодической печати»

Журналистское расследование. Расследования в журнале « The New Times »

Москва, 2010

Содержание

Введение

Первая глава

1. Развитие жанра журналистских расследований в России в XXвеке

2. Журналистские расследования в современных российских СМИ

2.1. Перечень СМИ

2.2. Особенности и методы получения информации

2.3. Проблема безопасности журналиста при проведении расследований

Вторая глава

3. TheNewTimes как журнал, делающий акцент на журналистских расследованиях

3.1. Общая характеристика издания

3.2. Место издания на информационном рынке

3.3. Миссия и идея издания

3.4. Аудитория издания

5. Анализ материалов журнала в жанре журналистского расследования

6. Перспективы издания на рынке

1. Развитие жанра журналистских расследований в России в XX веке

В советские времена жанра журналистского расследования как такового не существовало. Даже отдельные его элементы можно отыскать лишь в незначительной части материалов, представленных в периодике тех лет. Полностью подконтрольные партийному и хозяйственному аппаратам власти, средства массовой информации время от времени публиковали критические корреспонденции и фельетоны, но делались они, во-первых, с санкции вышестоящего органа, во-вторых, по материалам и документам, которые дозволялось получить журналисту, в-третьих, расследование велось в строго определенных журналисту пределах, а его результаты «подгонялись» под генеральную линию партии. Под таким же жестким контролем проводились и немногочисленные исторические расследования, которые ни в коем случае не могли идти вразрез с официальной версией исторических событий.

Киножурнал «Фитиль»

Одним из немногих удачных примеров журналистского расследования того периода можно считать отдельные сюжеты киножурнала «Фитиль», первый выпуск которого зрители увидели в 1962 году. Темы для сюжетов поставлял не только Комитет народного контроля, в тесном сотрудничестве с которым работали создатели киножурнала, но и письма, которые «Фитиль» получал со всех концов СССР. В стране, где под фанфары снизу доверху разбазаривалось национальное достояние, недостатка в подобных темах не ощущалось – только снимай. На юге гибли фрукты, на севере – оленьи шкуры, иные заводы выпускали стопроцентный брак, а их начальники умудрялись отчитываться за перевыполнение плана. Действенность сюжетов обеспечивала их конкретность. Виновные назывались здесь по именам, с точным указанием занимаемых должностей. Партия допускала подобную критику «отдельных» недостатков. «Фитилевцы» старались вовсю – они были своего рода «разгребателями грязи» в советскую эпоху.

Аркадий Ваксберг

Изучая развитие советской расследовательской журналистики в конце 70-х – начале 80-х годов, следует признать, что бесспорный приоритет в становлении этого жанра принадлежит «Литературной газете» и двум ее авторам – Аркадию Ваксбергу и Юрию Щекочихину.

Именно эти два журналиста были инициаторами создания в газете отдела расследований, сотрудники которого под рубриками «Мораль и право», «Расследования “ЛГ”», «Новейшая история» публиковали сенсационные материалы о коррупции должностных лиц, о палачах времен сталинских репрессий и их жертвах, писали правду о злоупотреблениях народных избранников.

Аркадий Иосифович Ваксберг (род. 1933) обратился к жанру журналистского расследования задолго до того, как в жизнь советского общества вошли такие понятия, как гласность, перестройка, свободная пресса. В конце 70-х – начале 80-х годов в «Литературной газете» появляются его первые судебные очерки. Материалы, написанные выпускником юридического факультета МГУ А. Ваксбергом, отличались от всех прочих не только профессиональным анализом, но и четкой нравственной оценкой.

12 ноября 1980 года в «Литературной газете» был опубликован судебный очерк А. Ваксберга «Ширма» – о бывшем председателе исполкома Сочинского горсовета В. Воронкове, «торговавшим вверенными ему социальными ценностями распивочно и навынос, хапавшим взятки и услужливо их дававшим, человеке, который за респектабельной внешностью скрывал свою барахольную сущность». «Публикация очерка, – вспоминает А. Ваксберг через несколько лет, – готовилась в строжайшей тайне. Ни с кем не советуясь, редакция весь риск возможных последствий брала на себя. Теперь это норма, журналистское повседневье. Тогда – был поступок, о котором негоже забывать!» Были приняты чрезвычайные меры для того, чтобы предотвратить утечку информации. Опыт подсказывал журналистам, что те, кто стояли за Воронковым, настолько могучи, что, прознай они про планы газеты, очерк не появился бы. Только много позже Ваксберг и его коллеги поняли, к какому спруту они тогда прикоснулись. Между строк воронковского дела читались «выходы» на акул поважнее. Нити вели к Медунову, Щелокову, Чурбанову, к другим министрам и их заместителям и выше, задевая по пути местных вельмож.

Огромное место в творчестве Ваксберга занимают исторические расследования. Опубликованные в разное время в разных периодических изданиях, они, дополненные и переработанные, впоследствии вышли отдельными книгами и стали бестселлерами. Успех этим книгам обеспечил не столько выбор персонажей, сколько подход автора к исследуемой теме.

Юрий Щекочихин

Щекочихин (род. 1950), который начал свою журналистскую деятельность в «Московском комсомольце», куда пришел семнадцатилетним мальчишкой, по собственному признанию, мало что знающим, нашпигованным официальной пропагандой. Больше всего его поразило тогда чувство свободы, царящее в редакции. Шел 1968 год. Только что были введены войска в Чехословакию, и в редакции у каждого была своя точка зрения на происходящее, которую не боялись высказывать открыто. Это, пожалуй, главное, чему научился Щекочихин в «Московском комсомольце» – иметь свою точку зрения.

Настоящая творческая зрелость к журналисту-расследователю Щекочихину пришла во время его работы в «Литературной газете». Здесь он продолжает молодежную тему, пишет о торговле наркотиками и о наркомании среди молодежи. Щекочихин не просто обозначает проблему: в его статьях за каждой трагедией – конкретная человеческая судьба. Он много ездит по стране, встречается с ребятами, которые доверяют ему свои беды, беседует с представителями правоохранительных органов, с экспертами. Он собирает богатый и разнообразный материал, из которого становится ясно, что наркотики – это не просто трагедия отдельных людей, а преступный бизнес.

В 1989-м году Юрий Щекочихин был избран народным депутатом СССР, а в 1995 и 1999 годах – депутатом Государственной думы соответственно второго и третьего созывов. С 1996-го года Щекочихин занимает должность заместителя главного редактора «Новой газеты».

В 1998-м году Щекочихин обнаружил, что размер заработной платы у VIP-персон Центрального банка был больше, чем у президента США. Так, сумма валового совокупного дохода по основному месту работы Дубинина Сергея Константиновича согласно официальной справке составила 1258113518 руб. 45 коп. По курсу валют 1997 года – это примерно 20 тысяч долларов в месяц. Таким образом, личный годовой доход бывшего председателя Центробанка был равен бюджету двух управлений Госналогслужбы, пяти крупных московских школ и двенадцати сельских, зарплатам двухсот десяти министров и депутатов. «Но доход Дубинина – законен, – подытоживает Щекочихин, – он – в законе».

Программа «Взгляд». Дмитрий Захаров, Владислав Листьев, Александр Любимов, Владимир Мукусев, Александр Политковский.

Новейшая эпоха, обогатившая нашу жизнь гласностью и свободой прессы, легализацией бизнеса и многопартийностью, принесла немало новых тем и возможностей для журналистов-расследователей.

2-го октября 1987-го года на Центральном канале советского телевидения вышел первый выпуск безымянной передачи под маркой «еженедельная информационно-музыкально-публицистическо-развлекательная программа для молодежи».

Согласно официальной «взглядовской» истории[5], замысел создать подобную передачу возник еще в начале 1970-х. Тогда руководству ЦТ была предложена передача «У нас на кухне после 11», однако осуществить ее не удалось. Только с началом перестройки, когда идею такой программы поддержал секретарь ЦК КПСС по идеологии Александр Яковлев, замысел был реализован. А название, как говорят, придумал Эдуард Сагалаев, который тогда возглавлял «молодежку».

Именно под маркой «Взгляда» прославились пятеро ведущих программы – Дмитрий Захаров, Владислав Листьев, Александр Любимов, Владимир Мукусев, Александр Политковский.

Сегодня жанр «Взгляда» определили бы, скорее, как информационно-аналитическую передачу. Фактически это были новости, альтернативные «официальным», таким, которые сообщались в программах «Время» или «Международная панорама», и лишь немногие взглядовские сюжеты соответствуют принятым сейчас определениям жанра журналистского расследования.

Однако именно «Взгляд» стал школой тележурналистики нового стиля – свободной, основанной на поиске не просто новой, но запретной информации, а так же оригинальных, остроумных поворотов сюжета. Как выразился начинавший телевизионную карьеру во «Взгляде» тележурналист Владислав Флярковский, создатели и авторы программы отличалась стремлением «сунуть нос во все непонятное и неизведанное, раскопать то, что еще не было раскопано»[6].

Александр Невзоров и «600 секунд»: классика городского репортажа

В конце 1980-х годов Ленинградское телевидение имело статус общегосударственного, его передачи могли приниматься на большей части Советского Союза. Более того, именно Ленинградское телевидение, в противовес «официальному», московскому, считалось наиболее прогрессивным, а его журналисты – самыми смелыми, талантливыми и современными. Следует отметить, что для этого были веские основания, ибо именно в конце 1980-х и именно на Ленинградском телевидении появилось сразу несколько телепередач, привлекавших зрителя новизной, необычностью, смелостью сюжетов – развлекательное шоу «Музыкальный ринг», публицистическая программа «Пятое колесо», молодежная дискуссионная передача «Открытая дверь», подростковая программа «Зебра».

Но особый статус приобрела передача «600 секунд», наверное, единственная программа сугубо местных новостей, которая смогла стать общенациональным «хитом», которую смотрели и обожали не только ради информации, но и благодаря ни на что не похожему, подчеркнуто вызывающему стилю ведущего, Александра Невзорова.

Александр Хинштейн.

Одним из фирменных отличий «Московского комсомольца» стали материалы, написанные в жанре журналистского расследования, среди ныне здравствующих мастеров которого безусловно выделяется Александр Хинштейн. Его стиль работы и способы подачи добытой информации несколько своеобразны и с этической точки зрения неоднозначны, что, впрочем, не умаляет яркости фигуры этого журналиста.

Своей первой значительной журналистской работой сам Александр Хинштейн считает появившуюся в конце 1994 года в двух номерах «МК» статью о Владимире Жириновском, в которой были приведены малоизвестные факты, рассказы людей, знавших лидера ЛДПР в студенческие годы.

В дальнейшем Хинштейн опубликовал ряд статей, заметок, репортажей, интервью о национал-патриотах, в частности, «Русском Национальном Единстве» Александра Баркашова. Однако подлинную славу ему принесла публикация материала «Голосуй или...?» в июле 1996 года, в основе которого лежала расшифровка записи беседы Анатолия Чубайса, Виктора Илюшина и Сергея Зверева (согласно ошибочной первоначальной версии – Сергея Красавченко).

Завершая исторический обзор, еще раз хотим обратить внимание на то, сколь различны были условия развития жанра журналистского расследования на Западе и в России. Отсутствие традиций свободы слова в нашей стране не позволяли жанру нормально развиваться, поэтому журналистское расследование было и остается уделом одиночек, чья незаурядность, литературный талант, активная жизненная позиция требовали поиска новых форм в журналистике. В то же время журналистское расследование на Западе, «произрастая» в благоприятной среде, опираясь на поддержку общества, давно уже стало неотъемлемой частью социальных и литературных процессов.

2. Журналистские расследования в современных российских СМИ

Журналисты, специализирующиеся в жанре расследований, чувствуют себя в своих редакциях «белыми воронами», зачастую не имея ни юридической поддержки, ни информационной базы, ни элементарной защиты со стороны своих редакторов. Но как же тогда бороться со злоупотреблениями чиновников, казнокрадством, слиянием криминала и власти, если ты не знаешь, как действовать в тех или иных ситуациях, где раздобыть нужную информацию, как обезопасить себя от агрессии со стороны тех, против кого твое расследование направлено?

За последнее десятилетие журналистские расследования пережили в России и резкий взлет популярности, и столь же стремительную потерю репутации. Это закономерный процесс, который вовсе не означает отказ от самой идеи. Рано или поздно закончится период массового вброса через СМИ фальшивого компромата, тенденциозность которого последнее время принято прикрывать романтической дымкой журналистского расследования.

2.1. Перечень СМИ, специализирующихся на расследованиях

Периодические издания.

"Совершенно секретно". Принципы работы холдинга "Совершенно Секретно": факты преобладают над комментариями, в любом материале эксклюзивная информация, информация должна быть проверена желательно из разных сфер, использование документов, личное наблюдение, участие.

Первая полоса газеты посвящена наиболее интересным статьям номера. 4-5 рубрика расследование, там обычно коронный материал, 9 – тема "деньги и власть", 10 – "скандалы", 13- "точка зрения".

"Версия": 1 полоса – анонсы, 2- чрезвучайные ситуации (материалы политического характера, посвященные проблемам, которые требуют немедленного решения).

"Новая газета". Основными направлениями расследовательской деятельности газеты можно считать разоблачение коррупции в высших эшелонах власти, обстановка в Чечне, разбор отношений между властными структурами и простыми гражданами (рубрики "Власть и люди", "Власть и деньги").

TheNewTimes. Разбор во второй главе.

Расследовательские телепередачи.

"Криминальная Россия" (НТВ), "Дежурная часть" (РТР), "Криминал", "Чистосердечное признание".

2.2. Особенности и методы получения информации

Многие начинающие журналисты искренне полагают, что расследование – это лишь своеобразный способ подачи фактов, жанр, в стилистике которого можно написать едва ли не любой материал. Безусловно, умение «выписать» материал очень важно. Но прежде чем приступить к этой стадии подготовки публикации, следует определить круг источников информации, заручиться их помощью, обезопасить себя от возможных юридических проблем, наконец, проверить и проанализировать собранный материал. Внимательно прочитав наши рекомендации, наработав собственный опыт, вы безусловно придете к убеждению, что журналистское расследование – это не столько жанр, сколько метод, который имеет массу особенностей.

Своеобразие журналистского расследования как определенного жанра определяется качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала. Предмет: негативное явление, не заметить которое не возможно (преступление). Цель журналистского расследования определить причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породившие конкретный результат. Основной вопрос – почему?

Методы получения информации роднят его со следователем, сотрудником угро, а также с ученым-исследователем, речь идет об исторических расследованиях.

Конфиденциальность источников информации, по известным причинам, очень часто становится неизбежной, в то время как в публикациях других жанров необходимость сохранять в тайне источники информации нет необходимости.

Наиболее ценными являютсяся достоверные сведения полученные (от бывших жен, друзей, сотрудников). Часть сведений журналист может получить из газет, журналов, радио, ТВ, библиотек и т.д.

Самое главное тщательное изучение ситуации. Методы – наблюдения, интервью, анализ документов, "перемена профессии". Большинство необходимых сведений журналист может получить только через правоохранительные органы.

Журналист-расследователь должен быть всегда готовым к тому, что лица, о которых он ведет речь, будут защищаться, в том числе и с помощью суда.

Работа журналиста-расследователя осуществляется, как правило, в иных, мирных, условиях. Но зато объектом атаки – о чем нам периодически сообщает то или иное СМИ – становится сам журналист.

2.3. Проблема безопасности журналиста при проведении расследований

Хочется еще раз подчеркнуть, что профессия журналиста – одна из наиболее опасных. Причем опасности намного возрастают, если он занимается расследованиями. Например, распутывая криминальную историю, журналист может узнать немало интересного о деятельности правоохранительных органов. У него на руках могут оказаться документы следствия, по которым представители криминального мира без труда составят общую, являющуюся тайной следствия картину. Возможен и такой вариант: журналиста под благовидным предлогом пригласят в ресторан или на дружескую вечеринку, где и постараются выведать некоторые конкретные детали расследования. Поэтому, взявшись за расследование, журналисту следует быть весьма осмотрительным: не соглашаться приходить на такие встречи одному, а также обязательно предупреждать о них своих коллег.

Впрочем, у всех нас живы в памяти судьбы Ларисы Юдиной, Дмитрия Холодова, Владислава Листьева. Именно профессиональная деятельность сыграла в этих трагедиях главную роль. Кроме того, из последних трагедий – убийство Анны Политковской, избиение журналиста Олега Кашина.

К непосредственной физической расправе над неугодными журналистами недовольные их действиями силы прибегали наиболее часто в первые годы перестройки. В последующем появилась тенденция воздействовать на поведение журналистов другими методами.

Наиболее известных из них пытались подкупить, предлагая не только большие суммы денег, но и хорошо оплачиваемую работу, автомобили, недвижимость и пр. Кроме того, препоны расследовательской деятельности журналистов стали интенсивнее применять на стадии поиска информации. С этой целью почти повсеместно разные фирмы, организации, учреждения стали создавать собственные пресс-центры, которые служат источниками дозированной, выгодной их учредителям информации для прессы. Самыми «трудными» для журналистов-расследователей, с точки зрения доступа к информации, стали, судя по результатам социологических опросов, органы исполнительной власти, правоохранительные органы и коммерческие организации. Тем не менее журналистов подвергали и продолжают подвергать физическому насилию.

3. The New Times как журнал, делающий акцент на журналистских расследованиях

3.1. Общая характеристика издания

The New Times ("Новое время") – еженедельный общественно-политический журнал.

Объем журнала – 64 полосы, тираж – 50 тысяч экземпляров. Выходит еженедельно по понедельникам.

Журнал "Новое время" – старейший российский альманах, начал выходить в июне 1943 году в Москве, первоначально два раза в месяц на русском языке (до июня 1945 году – под названием "Война и рабочий класс").

С января 1947 г. начал выпускаться еженедельно. Издавался на русском, английском, французском, немецком, испанском, польском, чешском и арабском языках (по данным на 1974 г.).

В советские времена журнал освещал внутреннее и международное положение СССР, проблемы советской внешней политики, актуальные события международной жизни.

В ноябре 2006 г. председатель правления Ren Media Group Дмитрий Лесневский сообщил о приобретении общественно-политического журнала "Новое время". Ранее журнал принадлежал создателю и одновременно главному редактору издания Александру Пумпянскому.

По информации газеты "Коммерсант"[1] , Ren Media Group выкупила брэнд издания и зарегистрировала новое средство массовой информации. Сумма сделки составила около 1 млн долларов (около 500 тысяч долларов составили долги журнала и примерно такую же сумму получил лично Александр Пумпянский).

Ранее журнал "Новое время" хотел приобрести ИД Родионова, но сделка, по словам его главы Алексея Волина, не состоялась из-за того, что не был до конца ясен объем юридических обременений и долгов, которые были на журнале.

Новым учредителем и издателем журнала "Новое время" выступила президент Ren Media Group Ирена Лесневская, а главным редактором журнала был назначен Раф Шакиров, ранее возглавлявший издания ИД "Коммерсантъ", газеты "Газета" и "Известия".

Первый номер обновленного журнала "Новое время" – The New Times вышел в феврале 2007 г. В августе 2007 г. Раф Шакиров объявил, что уходит с поста главного редактора.

По одной из версий, его перестали устраивать формат журнала, тяготеющего к правозащитной риторике и резкой критике власти, и фактическое разделение власти в издании с редактором отдела политики Евгенией Альбац[2] .

До января 2009 г. пост главного редактора журнала занимала собственник издания Ирена Лесневская.

16 января 2009 г. главным редактором журнала The New Times стала Евгения Альбац, ранее занимавшая пост заместителя главного редактора. В 2010 году вышел 41 номер издания [3] .

3.2. Место издания на информационном рынке

В августе 2007-го Ирена Лесневская в интервью «Новой газете»[4] отметила: «Мы заняли нишу нормальной журналистики — с аналитикой, с непродажными материалами. Правда и только правда, и ничего личного. Понимаете, мне ничего уже не надо. Я просто безумно хочу жить в своей стране и хочу за нее гордиться. Я не хочу, чтобы за нее было все время стыдно…»

Острые, созвучные событиям, происходящим в стране, изобилующие бескомпромиссными выводами и комментариями, тексты авторов журнала The New Times не могли остаться незамеченными ни в мире, ни в Кремле. В тот момент, когда ведущие западные печатные СМИ, стремясь к объективной оценке российской действительности, с профессиональной жадностью цитировали The New Times, а Esquire назвал журнал Ирены Лесневской «Самым модным брендом года», корреспонденты The New Times испытывали на себе тонкости экстремальной журналистики.

Среди конкурентов издания называют "Новую газету", однако главный редактор "Новой газеты" указывал, что у журнала немного другое поле, хотя оба издания и уделяют пристальное внимание журналистским расследованиям.

В сентябре 2010 года The New Times cтал самым цитируемым российским журналом.

ТОП-10 самых цитируемых журналов в сентябре по версии "Медиалогии"[5]

Место Перемещение в рейтинге по сравнению с августом СМИ ИЦ
1 +2 THE NEW TIMES 1 340,17
2 -1 FORBES 907,15
3 -1 РУССКИЙ NEWSWEEK 269,53
4 new РУССКИЙ ПИОНЕР 196,58
5 -1 ФИНАНС 180,44
6 +1 КОММЕРСАНТЪ-ВЛАСТЬ 130,95
7 -1 ЭКСПЕРТ 128,42
8 +2 ПРОФИЛЬ 122,64
9 0 КОММЕРСАНТЪ-ДЕНЬГИ 83,27
10 -5 ОГОНЕК 81,93

* На величину Индекса цитируемости влияет несколько показателей, в том числе, количество ссылок на источник в сообщениях СМИ и заметность этих сообщений. При этом самоцитирование не учитывается.

Заметность сообщения, например в печатных изданиях, зависит от влиятельности СМИ, полосы издания, размера публикации, наличия и размера иллюстраций, экспрессивности заголовка и других параметров.

3.3. Миссия и идея издания

Журнал The New Times заставляет власти и общественные силы внимательнее присматриваться к себе и опасаться того, чтобы не попасть на острый язык этого журнала. Целый ряд публикаций издания был откровенно полезным, они вскрывали исключительно важные проблемы жизни нашего общества.

3.4. Аудитория издания

По данным рекламного отдела The New Times, охват аудитории журнала в Москве составляет 1%. Это значит, что такая доля москвичей читает за месяц хотя бы один номер данного еженедельника. При этом наблюдается большая активность чтения: в среднем читатели знакомятся с содержанием 8 из каждых 10 номеров этого издания.

В аудитории журнала 43% читателей – люди старше 55 лет (среди всех респондентов данная возрастная группа составляет 28%). Преобладают в этой аудитории лица с высшим образованием (63% по сравнению с 31% в среднем по опрошенным).
К журналу проявляют повышенный интерес люди, занимающие руководящие должности: они составляют 14% всех ее читателей (в среднем по опросу руководителей различных рангов только 6%). Аудиторию The New Times интересуют в основном расследования, причем как политические (69%, а в среднем по опросу – 30%), так и экономические (39% – при 20% среди всех опрошенных).

5. Анализ материалов журнала в жанре журналистского расследования

1 февраля 2010 г. журнал The New Times сообщил о том, что московские омоновцы пожаловались руководству России на нарушения со стороны начальства и невыносимые условия работы. Утверждалось, что от сотрудников батальона под угрозой лишения премии требуют выполнять план ‑ задерживать за смену трех человек.

Впоследствии на пресс-конференции в пресс-центре ГУВД 4 февраля они заявили, что никакого письма не подписывали. Командир батальона ОМОН написал заявление о клевете, по которому проводилась служебная проверка.

17 февраля стало известно, что МВД России завершило проверку по материалам публикации в журнале The New Times, в результате которой факты, изложенные в статье "Рабы ОМОНа", не подтвердились.

Ранее начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев назвал "клеветническими" сообщения о нарушениях в столичном ОМОНе, отметив, что подал иск в суд о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда сотрудникам ОМОНа, речь о которых велась в публикации.

14 апреля начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы полковник милиции Виктор Бирюков сообщил, что следователи столичного ГУВД проводят выемку документов в журнале The New Times в центре Москвы в рамках уголовного дела о клевете в статье "Рабы ОМОНа".

По словам заместителя главного редактора The New Times Ильи Барабанова, выемка документов в редакции проводится на основании решения Тверского районного суда.

Ему предсказывали сложную судьбу в условиях, не особенно актуальных для динамичного развития честного, смелого и имеющего собственное, не всегда удобное, мнение издания.

Другие материалы

Наталья Морарь на протяжении нескольких месяцев занималась разработкой экономических тем. Три из них — «Вывод денег за рубеж высокопоставленными российскими чиновниками», «ВЦИОМ» и «Черная касса» Кремля«- получили широкий, в том числе международный, резонанс и стали, как склонно считать издание, поводом для отказа во въезде в Россию самой Морарь, имеющей паспорт Республики Молдова и, кстати, официальное разрешение на работу в нашей стране. По мнению российских властей, журналистка представляет серьезную опасность обороноспособности и безопасности России, а также здоровью ее населения. Впрочем, постоянные читатели The New Times, та самая передовая аудитория, точно понимают, во что и в кого целит Наталья Морарь своими публикациями.

От нравственного избиения — к физическому. В ноябре прошлого года от милицейской дубинки пострадал оператор портала Newtimes.ru, работавший на «Марше несогласных» в Москве. Он снимал задержание Гарри Каспарова. Но в эфире портала все-таки прошла трансляция акции оппозиционеров — единственная на всем отечественном медийном пространстве. Значительная часть читателей журнала отмечают смелость корреспондентов The New Times. Чуткая реакция на коллизии российских будней — это, очевидно, еще одно качество авторов издания.

На протяжении года своего существования The New Times рассказывал о самых заметных событиях в политической, общественной и культурной жизни России — с разных ракурсов. Одним из них стал отъезд или, возможно, эмиграция из России режиссера, исследователя русского театра Анатолия Васильева. В своем последнем интервью на родине, которое он дал эксклюзивно для The New Times, мастер отметил: «Мое добровольное изгнание свидетельствует о тенденции, которая наблюдается в современной России. Всякий, кто не захочет быть растворен в культуре среднего класса, всякий, кто не захочет формировать буржуазный средний класс как цементирующий и основополагающий для будущего русского общества, будет изгнан или добровольно сам себя изгонит». Заявление Васильева больше напоминает пророчество.

В апреле 2007 года The New Times посвятил очередной номер Борису Ельцину. В нем были впервые опубликованы предельно откровенные интервью первого Президента России, которые он дал Эльдару Рязанову и съемочной группе REN TV в 1993 году, после роспуска парламента, и в 1996-ом, после выборов. Также журнал предоставил свои страницы людям, в разное время составлявшим ближайшее окружение Ельцина. В содержании — только эксклюзивные материалы. По мнению Ирены Лесневской, «ельцинский» номер стал лучшим в подшивке The New Times за год. Не удивительно, что читатели, успевшие достать хотя бы экземпляр, отложили его в свои библиотеки.

ЧИТАТЕЛИ О ЖУРНАЛЕ THE NEW TIMES

Расследования по поводу движений несуществующей русской элиты, то есть тема «Банк «Дисконт», темы о том, как составляются опросы и как финансируется ВЦИОМ, были, на мой взгляд, явной удачей на рынке несвободной прессы за прошлый год. А высылку Натальи Морарь можно воспринимать как полное признание заслуг The New Times.

Самые громкие расследования журнала

Рабы ОМОна

В начале февраля 2010 года журнал The New Times опубликовал статью "Рабы ОМОНа", в которой рассказывалось о нарушениях в работе московского отряда милиции особого назначения. Эта статья вызвала резкую реакцию ГУВД Москвы, которое начало преследование журнала. Было возбуждено уголовное дело по факту клеветы, допрошена главный редактор The New Times Евгения Альбац, а также назначен обыск в редакции и выемка оттуда документов. Тем не менее, в журнале появились еще две публикации о нарушениях в подмосковном ОМОНе ("Зубр на охоте") и отряде милиции специального назначения по Центральному федеральному округу ("Как силовики плодят шахидов"). После этого МВД обвинило журналистов в травле омоновцев.

01.02.2010 В ГУВД Москвы заявили, что омоновцы, пожаловавшиеся журналу The New Times на невыносимые условия работы и незаконные действия начальства, были уволены из милиции еще в прошлом году. Кроме того, в милиции рассказали, что против жалобщиков возбуждено уголовное дело по статье о грабеже.

02.02.2010 Мосгорсуд признал законным увольнение из правоохранительных органов сотрудников 2-го батальона московского ОМОНа, обратившихся к журналистам The New Times и пожаловавшихся на тяжелые условия службы.

Поступок сотрудников милиции в эфире "Эха Москвы" 2 февраля также прокомментировал заместитель командира московского ОМОНа Петр Смирнов. Он подчеркнул, что в органах уже разобрались с письмами омоновцев российским властям: "Часть писавших уволена, все остальные отказались от своих подписей и признали их поддельными".

04.02.2010 Бывшие сотрудники ОМОНа, указанные в скандальной публикации журнала The New Times о многочисленных нарушениях закона в работе отряда, заявили о своей непричастности к жалобам на руководство.

По данным ИТАР-ТАСС, Сергей Таран и Алексей Волнушкин, в частности, заявили, что ни под чем не подписывались. Как добавляет РИА Новости, Сергей Таран подчеркнул, что на самом деле общался с журналистами и дал им информацию о своем увольнении, однако никакой другой информации не предоставлял.

Электронная версия журнала The New Times опубликовала отсканированные копии обращения сотрудников 2-го батальона московского ОМОНа к президенту страны Дмитрию Медведеву. Текст письма, подписанного омоновцами, появился на сайте издания после того, как 4 февраля бывшие сотрудники милиции особого назначения заявили, что ничего никому не писали и не жаловались на свое руководство.

Реакции на публикацию копий обращения к Медведеву пока не последовало.

08.02.2010 Управление организации дознания ГУВД Москвы пригласило главного редактора журнала The New Times Евгению Альбац для дачи показаний. ГУВД заинтересовалось показаниями Альбац в связи с публикацией статьи "Рабы ОМОНа", в которой сотрудники московского милицейского отряда особого назначения рассказали о коррупции и тяжелых условиях работы.

Ранее первый заместитель МВД России Михаил Суходольский пообещал провести проверку опубликованных в статье "Рабы ОМОНа" сведений и по ее результатам наказать виновных. В случае если сведения не подтвердятся, Суходольский пообещал, что ведомство будет отстаивать свою правоту в суде.

После публикации статьи сотрудники ОМОНа, чьи имена там фигурировали, заявили, что никаких сведений журналистам The New Times не сообщали и никаких открытых писем президенту РФ, о которых шла речь в статье, не писали. В ответ на это на сайте издания появились копии обращений.

09.02.2010 Главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац 2,5 часа отвечала на вопросы представителя ГУВД Москвы в связи с вышедшим в издании материалом "Рабы ОМОНа".

Как заявила главред The New Times, представитель ГУВД интересовался источниками журнала - омоновцами, которые давали интервью, но чьи имена в материале не названы. Однако, по словам Альбац, она ответила, что федеральный закон о средствах массовой информации "не только позволяет нам не называть источники, но и требует от нас конфиденциальности источников информации". Журнал может рассмотреть вопрос о раскрытии имен только по требованию суда, заявила Альбац.

10.02.2010 Командир московского ОМОНа Вячеслав Хаустов пригласил правозащитников принять участие во встрече с личным составом отряда, которая состоится 13 февраля в городке, где базируются омоновцы. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на главу пресс-службы московского ГУВД Виктора Бирюкова.

На встречу с омоновцами, в частности, приглашены председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и его московский коллега Александр Музыкантский, а также члены Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена и Николай Сванидзе.

13.02.2010 Обещанная встреча правозащитников и представителей власти с личным составом ОМОН не состоялась.

22.02.2010 Министерство внутренних дел пообещало изучить и дать правовую оценку статье "Зубр на охоте" в шестом номере журнала The New Times от 22 февраля. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Статья основана на рассказе бывшей сотрудницы подмосковного отряда милиции особого назначения "Зубр" кинолога Ларисы Крепковой. В публикации она подробно рассказывает об использовании руководством отряда, в том числе и командиром "Зубра" генерал-майором Александром Иваниным нелегальных мигрантов для выполнения различных строительных работ.

В связи с публикацией главный редактор издания Евгения Альбац была приглашена для дачи показаний в ГУВД Москвы. Также по изложенным в статье фактам была проведена тщательная проверка, никаких нарушений в работе столичного ОМОНа не выявившая.

23.02.2010 МВД России заявило, что в "ряде СМИ развернута широкая информационная кампания, направленная на дискредитацию деятельности ОМОН и ОМСН". Об этом говорится на сайте ведомства. Таким образом в министерстве отреагировали на публикацию журналом The New Times статьи "'Зубр' на охоте", второй за последней месяц, посвященной московскому ОМОНу.

12.04.2010 Тверской суд Москвы разрешил в понедельник, 12 апреля, провести выемку документов в редакции журнала The New Times в связи с публикацией в нем статьи "Рабы ОМОНа". Как отмечает "Интерфакс", изъятию подлежат бумажные материалы, а также аудио- и видеозаписи. Решение было принято в рамках расследования дела о клевете.

Комментируя решение суда от 12 апреля, замглавреда издания Илья Барабанов, который выступил одним из авторов статьи "Рабы ОМОНа", сообщил, что журнал уже направил кассацию в Мосгорсуд.

14.04.2010 В редакцию журнала The New Times пришли два следователя ГУВД Москвы для выемки документов в рамках расследования уголовного дела о клевете, возбужденного по факту публикации статьи "Рабы ОМОНа". Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на главного редактора журнала Евгению Альбац.

По ее словам, следователей интересуют только источники - кто конкретно давал информацию, изложенную в статье. Кроме того, они требуют аудио- и видеозаписи того интервью.

Как подчеркнула Альбац, суд принял решение о выемке документов в отсутствие представителей The New Times "Мы подали на него кассацию в Мосгорсуд, что было зафиксировано, а значит, исполнение предыдущего судебного решения должно быть приостановлено. Но следователи все равно пришли. Это нарушение всего, чего только можно", - заявила главный редактор.

Она добавила, что по закону о СМИ редакция вправе не раскрывать свои источники. Обязать их сделать это может только суд, но пока, по ее данным, следствие еще никаких материалов в суд не передавало.

Редакция The New Times не позволила следователям ГУВД Москвы провести выемку документов, сообщает "Эхо Москвы".

Следователям пришлось уйти ни с чем, поскольку в настоящее время в Мосгорсуде находится нерассмотренная кассация журнала на решение суда нижестоящей инстанции о проведении следственных действий в редакции.

Наталья Морарь

Корреспондент журнала The New Times, глава фонда Think Moldova

Корреспондент журнала The New Times, глава фонда Think Moldova и член комитета "Я - антикоммунист". В апреле 2009 года стала одним из организаторов акций протеста с требованием пересмотра итогов парламентских выборов в Молдавии.

Наталья Григорьевна Морарь родилась 12 января 1984 года в Молдавской ССР [7], [16].

После окончания молдавского лицея [7] "Гаудеамус" в 2002 году [19] Морарь поступила на социологический факультет (по другим данным - на факультет журналистики [16]) Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который окончила в 2007 году [7], [18].

Еще будучи студенткой, Морарь в 2005 году стала одним из создателей внепартийного молодежного движения "Демократическая альтернатива" (ДА!). В том же году она начала работать в созданном бизнесменом Михаилом Ходорковским фонде "Открытая Россия". Позднее Морарь заняла должность пресс-секретаря коалиции "Другая Россия" и активно участвовала в политической деятельности, в том числе в организации проводимых коалицией акции протеста, получивших название "марши несогласных" [16], [7].

В начале 2007 года Морарь стала работать корреспондентом московского журнала The New Times. Сообщалось, что с момента начала работы в издании она оставила членство в политических организациях. В качестве журналиста The New Times Морарь в 2007-2008 годах фигурировала в сообщениях СМИ о ее депортации из России. В 2008 году через российское посольство в Молдавии Морарь получила официальное уведомление ФСБ РФ, о том, что она якобы "представляет угрозу безопасности России" [16], [7], [17].

Весной 2009 года Морарь - уже как глава фонда Think Moldova и член комитета "Я - антикоммунист" - фигурировала в прессе в связи с событиями в Молдавии, где в апреле состоялись очередные парламентские выборы. Избранные депутаты должны были выбрать нового президента страны, а также сформировать правительство и органы власти. Избирательный порог для прохождения в парламент, составлявший 6 процентов для партий и 3 процента для независимых кандидатов, преодолели четыре партии, причем более 50 процентов голосов получили коммунисты, возглавляемые действовавшим президентом страны Владимиром Ворониным. Несмотря на подтверждение независимыми наблюдателями того факта, что выборы прошли без нарушений, недовольные итогами голосования представители молдавской оппозиции (в их числе была Морарь) организовали антикоммунистический флешмоб в Кишиневе. Сообщалось, что после того, как ЦИК провозгласил победу молдавских коммунистов, Морарь вместе с руководителем неправительственной организации Hyde Park Геннадием Брегой организовала рассылку sms-сообщений, в которых содержались призывы к гражданам выйти на улицы города и выразить мирный протест. В тот же день акция протеста переросла в уличные беспорядки, в ходе которых манифестанты разгромили и подожгли здания парламента и администрации президента Молдавии. После произошедшего лидеры оппозиции заявили о потере контроля над ситуацией и вновь призывали к поддержке "мирных протестов" с целью добиться от власти пересчета бюллетеней и проверки достоверности списков избирателей. Коммунисты же обвинили оппозицию в попытке государственного переворота: по словам Воронина, "беспорядки были хорошо организованы и оплачены", а их организаторы "были заинтересованы в том, чтобы пролилась кровь". Морарь подчеркивала, что организованный оппозицией флешмоб прошел мирно, никаких нарушений закона со стороны его участников допущено не было, а в последующих погромах они участия не принимали. Однако Генпрокуратура Молдавии распространила пресс-релиз, в котором сообщила о возбуждении против организаторов акции 6 апреля уголовного дела по статье 285 ("Организация массовых беспорядков") [14], [10], [15], [13], [11], [12], [8].

9 апреля 2009 года СМИ со ссылкой на пресс-секретаря МВД Молдавии Аллу Мелеку сообщили о задержании Морарь в Кишиневе. Отмечалось, что она стала одной из 193 задержанных организаторов акции протеста и участников имевших место в Кишиневе беспорядков. Однако Илья Барабанов, супруг Морарь, заявил радиостанции "Эхо Москвы", что информация о задержании его жены не соответствует действительности. Он подчеркнул, что Морарь "находится в безопасном месте, однако не будет отвечать в ближайшее время на телефонные звонки" [9], [8]. Впоследствии СМИ сообщали, что Морарь в течение 10 дней находилась под домашним арестом, а потом с нее была взята подписка о невыезде [4]. СМИ продолжали следить за судьбой Морарь: согласно информации "Эхо Москвы", в июле 2009 года журналистка вела "активную гражданскую жизнь", принимала участие в голосовании - повторных выборах в молдавский парламент [5], [6].

В августе 2009 года Конституционный суд (КС) РФ рассмотрел просьбу журналистки проверить на соответствие конституции норму статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ". Именно на пункт первый части первой этой статьи основного закона ("для иностранного гражданина или лица без гражданства въезд на территорию России не разрешается, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка либо защиты здоровья населения") ссылались инстанции, отказавшие в удовлетворении жалоб Морарь на действия ФСБ, без объяснения причин не пустившей журналистку на территорию России в декабре 2007 года. Судьи КС своим решением подтвердили, что Морарь не пускают в Россию на законных основаниях. В определении КС указывалось, что суд проверяет конституционность норм законов по жалобам граждан лишь в тех случаях, когда "права заявителя нарушаются самой нормой закона". Права же Морарь оспариваемым пунктом закона, по мнению КС, нарушены не были, поскольку конституция допускает ограничение прав и свобод граждан "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". "Вместо оснований ее чуть ли не шпионкой назвали", - заявил адвокат журналистки, комментируя решение КС РФ [2], [3].

В ноябре того же года генпрокурор Молдавии Валерий Зубко подписал распоряжение о прекращении уголовного дела в отношении четырех главных обвиняемых в организации массовых беспорядков 7 апреля в Кишиневе: Натальи Морарь, молдавского бизнесмена Габриэля Стати, начальника его личной охраны Аурела Маринеску и журналиста Олега Бреге [1].

Морарь - гражданка Молдовы [7], [17], с 2002 по 2007 год жила в России. В феврале 2008 года она вышла замуж за гражданина РФ, корреспондента журнала The New Times Илью Барабанова [16].

Использованные материалы

[1] Уголовное дело в отношении Натальи Морарь в Молдавии прекращено. — Интерфакс, 11.11.2009

[2] Неодобрямс. — Новая газета, 05.08.2009. — №84

[3] Морарь выдворили по Конституции. — Газета.Ru, 04.08.2009

[4] "Разворот". Выборы в Молдавии. — Эхо Москвы, 30.07.2009

[5] Морарь отпустили на "невыездную" свободу. — ИА Росбалт, 24.04.2009

[6] Журналистка Наталья Морарь отпущена под подписку о невыезде. — Полит.ру, 24.04.2009

[7] Саша Пятницкая. Наталья Морарь оказалась задержанной вместе с другими участниками митинга. — Комсомольская правда, 09.04.2009

[8] В Кишиневе задержана Наталья Морарь. — ФедералПресс, 09.04.2009

[9] Информация о задержании в Кишиневе сотрудницы российского журнала "The New Times" Натальи Морарь не соответствует действительности. — Эхо Москвы, 09.04.2009

[10] Первая антикоммунистическая. — Коммерсант, 08.04.2009. — №62 (4117)

[11] Воронин просит Запад помочь урегулировать кризис в стране. — Известия, 08.04.2009

[12] Заявление инициативной группы по организации флэш-моба 6 апреля 2009 года – "Я антикоммунист". — ЖЖ Наталья Морарь, 08.04.2009

[13] Оснований для пересмотра итогов выборов в Молдавии нет - Воронин. — РИА Новости, 07.04.2009

[14] ЦИК РФ не зафиксировал нарушений на парламентских выборах в Молдавии. — Газета (GZT.ru), 07.04.2009

[15] Коммунисты победили на выборах в Молдавии, набрав 50% голосов. — РИА Новости, 06.04.2009

[16] Александра Иванюшкина. Их медовый месяц. — Газета (gzt.ru), 28.02.2008. — №36

[17] Девушка-угроза. — Каспаров.Ru, 17.01.2008

[18] Соцфак выпуск 2007. — ЖЖ AK (k-alla.livejournal.com), 02.07.2007

[19] User Info. — ЖЖНатальиМорарь

http://www.advertology.ru/article84765.htm


[1] Газета «Коммерсантъ» № 207/В (3538) от 07.11.2006. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=4cd844db-61fd-4845-afdb-800be1c018dc&docsid=719624

[2] Газета «Коммерсантъ» № 144 (3720) от 14.08.2007. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=ba66a69f-aefa-45dd-8add-fb6a33829a57&docsid=795052

[3] http://newtimes.ru/archive/

[4] http://www.novayagazeta.ru/data/2007/61/15.html

[5] Медиалогия. http://www.mlg.ru/smi/ratings/1775/

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий