Смекни!
smekni.com

Читатели российской провинции. Уфимская губерния (стр. 2 из 2)

Местные обыватели с большим интересом читают не только уфимскую губернскую газету, но и живо интересуются событиями, происходящими на территории империи, за ее пределами. О связях губернии с соседними регионами и городами страны красноречиво говорит тот факт, что самые разные категории уфимцев получали периодику из разных концов империи. Это ”Волжский вестник”, “Самарский вестник”, “Киевский курьер”, “Оренбургский листок”, “Харьковский листок”, “Смоленский вестник”, “Волгодонской листок”, “Варшавская газета”, “Екатеринбургская неделя” и т. д. Вероятнее всего, что интерес к этим изданиям вызывали коммерческие, межличностные, родственные связи жителей Уфы и губернии.

В 1868 г. в Уфимской губернии выписывали 13 названий ежедневных газет в количестве 293 экземпляров, 10 еженедельников общим количеством 107 экземпляров и 22 ежемесячных журнала общим числом 258 штук. В соседней Оренбургской губернии в 1868 г. подписчики получали 12 названий ежедневных газет общим числом 483 экземпляра, а также десять еженедельников общим числом в 285 штук и 24 ежемесячных журнала, количеством 646 штук. Самарские читатели получали, по сведениям почтового ведомства, 143 названия ежедневных российских газет общим числом 802 экземпляра, 11 московских и санкт-петербургских еженедельников числом 329 штук и 24 ежемесячных журнала общим числом 546 экземпляров. Пермяки, северные соседи уфимцев, получали 13 названий ежедневных газет числом 802 экземпляров, 11 еженедельников общим числом 663 экземпляра и 25 российских ежемесячных журналов количеством 1018 штук. К сожалению, сегодня трудно установить состав подписчиков по сословиям, по профессиям.

Через год число выписываемых изданий и количество читателей в указанных губерниях вырастает, и довольно заметно. Развитие системы образования и экономические преобразования в империи постепенно дают свои плоды, увеличивается и количество грамотных людей, а значит, и число читателей. В Уфимской губернии 14 названий ежедневных газет получают 376 подписчиков, 17 наименований еженедельников – 248 подписчиков, 39 ежемесячных журналов – 483 подписчика. В Оренбургской губернии 15 ежедневных газеты получают 543 подписчика, 19 еженедельных изданий выписали 438 подписчиков. В Самарской губернии 15 ежедневных газет получали 563 подписчика, 21 еженедельник получали 454 подписчика, 40 ежемесячных изданий – 796 подписчиков. В Пермской губернии в 1869 г. ежедневные санкт-петербургские и московские газеты (16 названий) получали по отчетам почтовых контор 989 подписчиков, 21 еженедельник – 1085 подписчиков, 41 ежемесячный журнал – 1554 подписчика [7].

Значительные изменения в количестве и качестве подписчиков в Уфимской губернии произойдут в конце 80-х гг., после завершения строительства дороги. Она станет главной причиной миграционных процессов в заволжском регионе империи. Поэтому в Уфу и на новые железнодорожные станции почта теперь будет доставлять не только уже известные всем нам названия газет и журналов, но и специализированные издания горного, машиностроительного и железнодорожного профилей.

По данным Министерства народного просвещения, в 1869 г. один подписчик в Уфимской губернии приходился на 1166 жителей, в Самарской — на 932 жителя. До 1891 г. 40 % периодики выходило в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве.

В традиции Российской империи было принято высылать из столиц, крупных научных и культурных центров на восток страны людей, чье мнение на животрепещущие события современной истории не совпадало с точкой зрения правящих самодержцев и их окружения, и, на свое несчастье, эти люди этого не скрывали. История сохранила для нас имена таких людей, преимущественно дворянского сословия, о судьбах простых людей мы можем знать только из художественной литературы. Поэтому так много было на территории Уфимской губернии нерусских и нетюркских фамилий. Почтовое ведомство доставляло читателям сюда “Латышские новости”, “Еврейский народный листок”, польские, немецкие, армянские издания, выходящие на территории Российской империи. Изза границы в Уфу доставлялись издания на иностранных языках (в основном на английском, немецком и французском).

Но не только губернский город Уфа мог похвастаться просвещенностью. Как говорилось в специальном сообщении бирского уездного исправника губернатору, в городе Бирске в 1884 году было две фотографии, две книжные лавки, одна библиотека и один склад с учебными книгами. Это был уездный центр на севере губернии. Русского книжного, журнального и газетного читателя в России традиционно для всех видов изданий представляла просвещенная дворянская провинция, как городская, так и усадебная. На рубеже ХVIII и ХIХ вв. количество столичных читателей в большей степени влияло на тиражи изданий. Но развитие просвещения, издательского дела, ускорение экономических процессов и, как следствие, развитие городов, куда отмечается значительный отток сельского населения, привело к тому, что читателей все больше и больше появляется в растущих губернских и уездных городах. Там уже формируется собственная система изданий. К выходившей раннее единственной казённой газете теперь прибавляются новые газеты, выпускаемые местными издателями или просто предприимчивыми людьми.

Делаются попытки выпуска журналов и литературных альманахов. В Уфе такой журнал появляется в Мариинской гимназии.

Cистема изданий начинается с собственных ведомостей. Где-то, например, в Казани, Харькове, Астрахани или Одессе с собственно газетных изданий, в Ярославле или в первой сибирской столице, Тобольске – с журналов. Провинция, в том числе и Уфимская губерния, становится не только местом жительства граждан различных сословий, но и появлением всё больше и больше заинтересованных читателей газет и журналов, как местных, так и столичных. Часть читателей составляют люди, сосланные из центра империи за политическую деятельность или за участие в национально-освободительной борьбе. Если в начале победного шествия русской массовой книги по стране мы в числе главных читателей чаще называем людей проживавшего здесь большого количества представителей привилегированного сословия, то к началу ХIХ в. этот круг читателей значительно демократизируется и к ХХ в. книгу, журнал и газету здесь читает каждый, получивший образование в государственной системе просвещения. “Дворяне в 1914 г. уже не составляли большинства учащихся гимназий, наиболее значительной стала группа учащихся городских сословий. Почти в 4 раза увеличилась группа учащихся сельских сословий”[ 8]. Это подтверждает нашу мысль о том, что качественный состав читателей Уфимской губернии значительно демократизируется. В деревенские дома и школьные библиотеки сначала придут учебные книги, позже – дешёвые издания “Посредника”, Сытина и местных просветителей и уже потом – “Вестник Европы” и другие качественные издания. Но учитывая то, что основное население губернии проживало в сельской местности, мы должны сделать вывод о том, что наибольшее количество местных читателей жило в городах. Деревенские жители ещё только начинали приобщаться к навыкам чтения, письма, книжная культура для многих из них – дело будущего.

Конечно, не обходилось без дискуссий о качестве чтения, особенно много критических стрел летело в адрес молодежи: “...Что читает молодежь?

Отвечу категорично: легкую литературу и затем газеты и журналы. И из газет, увы, больше всего “Петербургскую газету” и “Листок”, потому что понятнее и пошлее. В журналах прочитывается беллетристика и кое-какие статейки “Русской мысли” и “Русского богатства”. “Вестник Европы”, даже “Неделя” уже тяжелы и питают не молодежь, а взрослого нашего и двух-трех младших поколений” Журналы и газеты так называемого “русского” направления не читаются вовсе. Множество молодежи высших школ питаются лишь “Нивой” и даже “Родиной”.

Некоторую популярность имела “Русская жизнь”, но эта история совсем особая”[9]. Насколько сходится это мнение с официальной статистикой вы можете судить по приведенным здесь таблицам качества чтения в Уфимской губернии. Для того чтобы сведения этого раздела стали не только достоверными, но и убедительными, приведём следующие таблицы динамики роста населения в губернских городах, расположенных по соседству и которые нас интересуют количеством и качеством читательской аудитории.

Динамика численности населения за 1863 – 1/1 1914 г. (табл. 4)10. Шаг измерения статистики населения в указанных губерниях сохраняем таким, каким он был в цитированном нами источнике. В следующих таблицах рассмотрим показатели численности населения губернских городов, сравниваемых нами в исследовании территорий в динамике [11]. Казань и Самара идут впереди, значительно опережая Уфу и Оренбург, численность населения которых практически одинакова, Пермь на целый порядок отстаёт от всех привед ённых здесь городов.

Список литературы

1. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине ХIХ века/ В.Р. Лейкина-Свирская . – М., 1971. – С.59-59.

2. Книга в России. 1861-1881. Т.3. – М.,1991. –С.256.

3. Шпак А.К. Роль губернских статистических комитетов в развитии книжного дела в русской провинции. (середина 1850-х - начало 1880 гг.). /А.К. Шпак // Книга. Исследования и материалы. – М., 1986. –С.50-57.

4. Журнал Министерства народного просвещения. –1871.- №9. – С.II-ХII, ХIV-ХХII, ХХIVХХIХ.

5. Памятная книжка Уфимской губернии за 1889 г. – Уфа, 1889. Ч.II. – С.76; Памятная книжка Уфимской губернии за 1891 г. – Уфа, 1891. – С. 61.

6. Куфаев М.Н. История русской книги в ХIХ в./ М.Н. Куфаев. – Л., 1927. – С.229.

7. Русская библиография.- 1878.-С.42.

8. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР / И.М. Богданов . – М., 1964. – С.72-73.

9. Шарапов С.Ф.// Русский вестник. – 1865 - №5. – Т.244. – С.175.

10. Рашин А.Г. Население России за 100 лет /А.Г. Рашин . – М., 1956. – С.44.

11. Там же. – С.90-91.