Смекни!
smekni.com

Оценка инвестиционного климата в России (стр. 14 из 30)

При указанной структуре инвестиций важнейшим сдерживающим их фактором являются неплатежи. В условиях действующей налоговой системы, при ко­торой объем начисленных налогов зачастую превы­шает налогооблагаемую базу, с одной стороны, и низком платежеспособном спросе потребителей энергоресурсов, с другой стороны, неплатежи ком­плекса в бюджет превращаются в основной источ­ник инвестиций, поскольку выплачивать полностью, и тем более на 100% живыми деньгами, все начисля­емые налоги и одновременно осуществлять необхо­димую для расширенного или хотя бы для поддержа­ния простого воспроизводства инвестиционную де­ятельность ТЭК не в состоянии.

Это означает, что для формирования необходи­мых инвестиционных ресурсов за счет собственных средств предприятий потребуется пересмотр нало­говой и ценовой политики государства с фискально-конъюнктурной на перспективно-ориентированную, несмотря на всю остроту стоящих перед государ­ством текущих бюджетных проблем. Либерализация, повышение гибкости и адаптивности налогового режима и снижение рисков инвестиционной деятель­ности (в первую очередь — институциональных, т.е. зависящих от механизма и институтов принятия ре­шений государством) есть необходимый элемент по­вышения инвестиционной привлекательности России и ее ТЭК.

В перспективе до 25—30% от общего объема инвестиций в отраслях ТЭК составит заемный и ак­ционерный капитал. Инвестиции в новые крупные проекты будут в основном осуществляться на усло­виях проектного финансирования, т.е. под обеспе­чение финансовых потоков, генерируемых самим проектом. Формирование приемлемого для целей проектного финансирования законодательства, от­носящегося к добывающим отраслям ТЭК, должно происходить в направлении совершенствования как лицензионной системы недропользования, так и си­стемы недропользования, построенной на примене­нии режима соглашений о разделе продукции. Из­быточные, дискриминационные барьеры на пути ин­весторов по подготовке, финансированию проектов следует устранить, внеся, при необходимости, соот­ветствующие поправки в действующее недропользовательское инвестиционное и налоговое законо­дательство.

В целях расширения возможностей привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, для освоения месторождений ископаемого топлива и удешев­ления стоимости привлечения заемных средств це­лесообразно законодательно разрешить залог прав пользования недрами. Такой шаг следует рассмат­ривать в качестве частного случая формирования более общей системы обращения (оборота) прав пользования недрами. Целесообразно сформиро­вать новый сегмент фондового рынка — рынок ли­цензий на право пользования недрами с приданием ему всех необходимых атрибутов рынка ценных бу­маг. Учитывая специфику горных отношений, на этом сегменте рынка должно быть, введено разумное ограничение оборотоспособности участков недр и прав пользования ими со стороны собственника недр — государства. Таким образом, переуступка прав пользования недрами будет осуществляться не через государство, а напрямую между субъектами предпринимательской деятельности под контролем государства, что резко повысит ликвидность лицен­зии на право пользования недрами как предмета залога (обеспечения) для привлечения заемных ин­вестиционных ресурсов.

Следует законодательно оформить возможность для инвесторов, не являющихся недропользователями, но осуществляющих совместную деятельность по добыче энергоресурсов с предприятиями-недропользователями, реализовывать причитающуюся им по договору часть добытого сырья как продукцию собственного производства. Это создаст дополни­тельные стимулы привлечения инвестиций и передо­вых технологий в добывающие отрасли ТЭК.

Основными источниками капиталовложений в электроэнергетике (включая атомную) будут оста­ваться амортизация и прибыль предприятий, предусматриваемая в тарифах на электроэнергию с одно­временной государственной поддержкой и привле­чением заемных средств.

2.3.3. Эффективность инвестиций в различные отрасли ТЭК

Существует объективно обоснованная необхо­димость смещения приоритетов государственной инвестиционной политики в сторону направлений, обеспечивающих более высокую отдачу на единицу вложенных средств, в первую очередь в следующих сферах:

- - обеспечение спроса на подведенную энергию;

- - воспроизводство минерально-сырьевой базы ТЭК.

При сохранении низкой эффективности исполь­зования энергоресурсов во всех звеньях «энерге­тической цепочки», при росте доли трудноизвлекаемых запасов в структуре сырьевой базы отраслей ТЭК инвестиции в энергопроизводство (в увеличе­ние поставок первичной энергии) обеспечивают все меньшую отдачу по сравнению с инвестициями в по­вышение эффективности использования энергии (в уменьшение спроса на подведенную энергию). По­этому необходимо стремиться в первую очередь по­вышать эффективность использования энергоресурсов на всех стадиях энергетической цепочки, созда­вая стимулы к вложению денег в энергоэкономию, уменьшая тем самым, при прочих равных условиях, спрос на первичную энергию и потребность в ин­вестициях в ее производство. Основная нерешенная проблема здесь — отсутствие работоспособ­ных механизмов организации и финансирования ме­роприятий по энергосбережению. Задача государства — создать условия для организации Финансирования технического перевооружения отраслей обрабатывающей промышленности в интересах ТЭК. Возможно — в форме производственной коо­перации машиностроительных и топливо-энергетических отраслей. В этом случае ликвидная про­дукция отраслей ТЭК, запасы энергоресурсов в недрах подготовленных к разработке месторожде­ний, могли бы выступать обеспечением под заемные средства, привлекаемые на модернизацию и реконструкцию конкретных машиностроительных произ­водств в интересах конкретных отраслей или про­ектов ТЭК.

В отношении инвестиционной стратегии в вопросах отрасли ТЭКЭК также стоят перед дилеммой. Привлечение инвестиций для широкомасштабного наращивания геологоразведочных работ в условиях когда эффективность таких работ продолжает снижаться, является все более трудноосуществимой задачей, Поэтому необходимо изменить стратегию воспроизводства минерально-сырьевой базы, сосредоточив имеющиеся средства на наиболее перспективных объектах ГРР, и мобилизовать при этом имеющиеся в других звеньях «энергетического цикла» резервы, способные преодолеть или значи­тельно смягчить действие фактора ухудшения качества сырьевой базы. Эти резервы кроются в интен­сификации инновационной деятельности, нацеленной на повышение коэффициентов извлечения энергоресурсов из недр, в широкомасштабном исполь­зовании достижений НТП, ибо только НТП может компенсировать неблагоприятное действие природного фактора.

В условиях падения эффективности геологоразведочных работ и существующих инвестиционных ограничений, видимо, речь не должна идти о возвра­те к исторически сложившимся в условиях нерыноч­ной экономики (завышенным) уровням обеспеченно­сти добычи запасами промышленных категорий. Та­кой подход вызовет избыточный всплеск спроса на инвестиции в ГРР. Исходя из соображений энергети­ческой безопасности, обязательно учитывая такой Фактор, кок «цена капитала», необходимо опреде­лить "пороговый" уровень обеспеченности запаса­ми на государственном уровне и создать добываю­щим компаниям условия, при которых они были бы заинтересованы выдерживать эти параметры.

Следует пересмотреть ключевой принцип опре­деления порогового уровня обеспеченности запа­сами, от которого зависит уровень спроса на инве­стиции в ГРР. Нужно ли продолжать стремиться к со­хранению энергетической независимости государ­ства, при которой уровень обеспеченности разве­данными запасами в стране при прочих равных ус­ловиях должен быть выше, или в соответствии с за­кономерностями развития мирового рынка испове­довать принцип энергетической взаимозависимости государств, при которой уровень такой обеспечен­ности (и соответственно спроса на инвестиции) мо­жет быть ниже?

Сегодня следование принципу энергетической независимости (которого СССР придерживался в течение многих лет} может оказаться самым доро­гим способом обеспечения энергетической безопас­ности страны, если в основу положить такие крите­рии. как цена капитала, эффективность инвестиций в ГРР. Энергетические компании должны быть заинтересованы в поддержании максимального прирос­та запасов на единицу затрат. Поэтому действую­щую законодательную базу в области недропользования следует развивать, во-первых, в направле­нии создания стимулов для эффективного выполне­ния ГРР за счет собственных средств недропользователя. Во-вторых, нормы и правила использования «отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» следует развивать в направлении максимального расширения свободы их использования в целевых рамках увеличения ресурсного потенциала.

2.3.4. Непосредственное и косвенное участие государства в инвестировании ТЭК