Понятие страха в языковом сознании современного подростка

Актуальность исследования эмоции страха в том, что в повседневной жизни мы встречаем его чуть ли не ежеминутно. Исследование понятия "страх" в русском языковом сознании современного подростка. Языковые средства описания страха в словарях русского языка.

Оглавление

Введение

Подходы к изучению эмоции страха. Страх по данным словарей

Страх в сознании школьников

Заключение

Библиография


Введение

В языке зафиксированы все грани человеческого бытия, в том числе эмоции и чувства. Изучая язык, можно многое узнать о человеке, его мировосприятии, особенностях национального менталитета и индивидуального сознания. Нам представляется актуальным выяснить, какими средствами в русском языке представлена такая эмоция как страх, и отражает ли язык различные влияния страха на человека.

Актуальность исследования эмоции страха велика хотя бы потому, что в повседневной жизни мы встречаемся с ним чуть ли не ежеминутно. Человек живет со страхом бесполезно прожить свою жизнь, не успеть достичь всего, чего хотел. Страх — чисто негативная эмоция, однако у нее есть и некоторые положительные аспекты: страх — психологическая основа выживания, страх — стимул жить и одновременно умереть, от страха иногда умирают, а иногда только благодаря нему спасаются, страх мобилизует все физические и умственные силы, чтобы выжить. Поэтому чрезвычайно важно "взглянуть страху в лицо", понять его влияние на человека и освободиться от устаревших стереотипов. Лингвистическое исследование страха позволяет выявить особенности восприятия данной эмоции носителями языка.

Целью работы является исследование понятия страх в языковом сознании современного подростка.

Цель определяет решение частных задач:

· представить описание эмоции страха по данным словарей русского языка;

· выявить смысловые компоненты, составляющие понятие страх ;

· показать совокупность языковых средств, используемых в современном русском языке для обозначения страха;

· представить описание эмоции страха на примере конкретной социально-возрастной группы (учащиеся 7 и 10 классов гимназии № 10).

Материалом для нашего исследования послужили:

1) данные различных лингвистических словарей;

2) данные анкетирования, проведенного среди учащихся 7 и 10 классов гимназии № 10 (всего 42 человека).

В ходе исследований использовались методы:

· дефиниционный анализ,

· компонентный анализ,

· психолингвистический эксперимент.

1. Подходы к изучению эмоции страха

В современной лингвистике сложились два подхода к описанию эмоций, которые условно можно назвать смысловым и метафорическим . В рамках этих подходов по-разному решается проблема характеристики эмоции [Апресян 1995:453-458]. В нашей работе представлено исследование эмоции страха, основанное на взаимодействии двух подходов: смыслового и метафорического.

Главная трудность, с которой сталкивается исследователь при описании эмоциональной лексики, по мнению Ю. Д. Апресяна, заключается в том, что сами эмоции недоступны прямому описанию. В этом отношении они подобны другим внутренним состояниям. Как правило, в тех случаях, когда прямое объяснение какого-либо явления по той или иной причине невозможно, говорящий использует различные окольные пути: либо говорящий указывает на известную адресату ситуацию, в которой возникает обычно данное явление, либо он сравнивает это явление с похожим на него другим явлением, знакомым адресату. В сущности именно эти принципы лежат в основе двух упомянутых лингвистических подходов к описанию эмоций.

Смысловой подход был впервые предложен в работах А. Вежбицкой и Л. Н. Иорданской, где эмоции описывались через прототипические ситуации, в которых они возникают. Принцип сведения к прототипу и сейчас представляется в высшей степени ценным, но его сегодня недостаточно для полного и адекватного лексикографического представления эмоциональной лексики, поэтому используется также метафорический подход .

Эмоция практически никогда не выражается прямо, но всегда уподобляется чему-либо. Поэтому наиболее адекватным лингвистическим описанием эмоций считается описание через метафоры, в которых эти эмоции концептуализируются в языке. Безусловное достоинство этого подхода состоит в том, что он дает возможность отразить внутреннюю семантическую компаративность слов, обозначающих эмоции, и ввести в описание, помимо самих этих слов, большие группы связанных с ними метафорических выражений.

Обращение к различного рода словарям позволяет выявить семантические компоненты понятия страх .

Этимологический словарь русского языка дает следующее объяснение происхождения слова страх :

Страх — общеславянское, имеющее соответствие в германском и балтийском языках (средне-литовское stregti коченеть, каменеть и немецкое strecken вытягивать ) Первоначально страх означало оцепенение, остолбенение [КЭС: 305].

В таком случае, можно предположить, что слово страх со временем претерпело изменения в лексическом значении: в современном русском языке страх обозначает меньшую степень боязни, нежели обозначал раньше, а очень сильный испуг обозначается словом ужас, тогда как изначально оно обозначало очень сильный ужас, кошмар, от которого кровь стынет в жилах, а волосы на голове встают дыбом.

Теперь обратимся к определению слова страх в толковом словаре В. И. Даля:

Страх — страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия [ТСД: IV\336-337].

В этом определении слово страх толкуется через синонимы страсть, боязнь, робость, сильное опасение. Прилагательное сильный указывает на интенсивность проявления эмоции.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова дает следующее толкование лексического значения страха:

Страх — очень сильный испуг, сильная боязнь [СО: 630].

Для определения так же, как и в ТСД используются синонимы, указывается интенсивность эмоции.

Толковые словари отражают базисные смыслы, характерные для среднестатистического носителя языка. В ходе изучения словарных данных толковых словарей русского языка трудно дать исчерпывающее определение страха, однако можно выявить некоторые признаки, характеризующие это чувство. Такими признаками являются:

1) негативное влияние на состояние души человека;

2) может быть вызвано как реальной, так и ирреальной причиной;

3) сильное по проявлению и душевному напряжению;

4) высокая интенсивность эмоции.

Обратившись к синонимическому словарю [ССА: 524–525], мы увидим, что словарь дает неоднозначное представление о степени влияния эмоции на рассудок человека. Синонимический ряд с доминантой страх включает в себя с одной стороны ужас, испуг, жуть, кошмар, страсть, паника, перепуг , а с другой стороны — боязнь, опасение, трепет, опаска, робость, тревога. Это семантические синонимы, имеющие различия в лексическом значении:

· Ужас — чувство сильного страха, доходящего до подавленности, оцепенения;

· Трепет – сильное волнение, напряженность чувств от каких-либо переживаний;

· Испуг — внезапное чувство страха;

· Жуть — чувство тоскливо-беспокойного страха;

· Кошмар – нечто тягостное, неприятное, отвратительное;

· Страсть – страх, ужас;

· Паника – крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей;

· Робость – несмелость, боязливость, опасливость;

· Опаска – осторожность в предвидении опасности.

Для того чтобы выявить различия между этими чувствами, мы провели компонентный анализ семной структуры имен. Главную роль в нашем исследовании играет вертикальная ось, а именно: разные степени одной и той же эмоции, отличающиеся между собой различными признаками.

Итак, семная структура лексического значения синонимов выглядит следующим образом:

Характер эмоции Интенсивность Следствия Причина
Ужас Страх Высокая Подавленность, оцепенение Нечто или некто
Трепет Страх Невысокая Напряженность Переживания
Испуг Страх Высокая Необдуманные действия Шок, опасность
Жуть Страх Высокая Тоска, беспокойство
Кошмар Страх Высокая Отвращение, неприязнь
Паника Страх Высокая Неразумные, необ-ратимые действия
Страсть Страх Высокая
Робость Страх Невысокая Растерянность, неуверенность Свойства личности
Опаска Страх Невысокая Осторожность Опасность

Таким образом, анализ семного состава позволяет говорить о том, что ужас, паника, трепет, и т.д. – это не различные эмоции, а степени одной эмоции, которая может переходить из одного качества в другое в зависимости от внешних или внутренних факторов.

Теперь обратимся к словообразовательному словарю [ССТ т.2: 177–178]. Возможно, благодаря этимологическим и историческим факторам, страх имеет большое количество однокоренных слов: страшок, страшный, страшненький, страшноватый, престрашный, страховитый, бесстрашный, страшливый, страшиться, страшила, страшилище, устрашать, устрашительный, неустрашимый, стращать, страховитый, бесстрашный, стахолюд, страхопуд, страшенье, страшник, стращатель и т.д. В ряду этих слов можно выявить различия. В зависимости от значений суффиксов и приставок степень эмоции, обозначаемой производным словом может, колебаться от очень сильной (престрашный, страшенный, страшнющий ) до слабой (страшок, страшненький, страшноватый ).

Гнездо однокоренных слов показывает также, что можно как самому испытывать страх, так и вызывать его у другого. Слова страшник, страховидный, страшила, страшилище, страхолюд, страхопуд, страшенье, стращатель могут обозначать объект страха, а прилагательные, которые, как известно, являются признаками предмета, сраховитый, бесстрашный, страшливый, неустрашимый указывают на качества субъекта страха. Кроме того, глаголы страшиться, страшить, устрашить, стращать, перестращать, настращать указывают на то, что субъект или объект могут испытывать или вызывать страх как сознательно, так и бессознательно. Можно предположить, что такое исторически сформировавшееся многообразие однокоренных слов указывает на важность обозначаемых понятий в языковом сознании, а значит в человеческой жизни вообще.

Исследуя данные словаря эпитетов К.С. Горбачевича, мы увидели, что эпитеты разделены на группы:

¨ Характеризующие продолжительность, время наступления страха (беспрестанный, вечный, внезапный, давний, долгий, застарелый, постоянный, продолжительный [СЭ,175]);

¨ Характеризующие силу, характер, воздействие, оценочные категории страха (беспричинный, божий, дикий, животный, ноющий, ознобный, суеверный и т.д. [СЭ,175-176]).

В массе своей все эпитеты метафоричны, они характеризуют страх как живое существо, зверя или монстра (безжалостный, безумный, беспощадный, гадкий, глухой, дикий, звериный, зловещий, лютый, могучий, наивный, неотступный, ноющий, огромный, опустошающий, отвратительный, сильный, тошнотворный, угрюмый, холодящий, цепенящий, лохматый, покорный, прилежный [СЭ, 175-176]). Это подтверждает положение о том, что эмоция чаще всего уподобляется чему-либо. Также обращает на себя внимание группа эпитетов, характеризующих страх как нечто смутное, еще не оформившееся на уровне сознания:

Сомнительный, нечеткий, бесформенный, мутный, бессмысленный, призрачный, подсознательный, смутный, темный, мрачный, душный, таинственный [СЭ, 176].

Судя по эпитетам, можно еще раз убедиться, что степень страха неоднозначна, что человек сам себя обманывает, предпочитая считать себя жертвой какого-то чудовища. Часто поражает материальность, физически ощутимая сила страха в человеческом восприятии. Становится непонятно: зверь — это страх, или страх — это зверь? Если человек видит лохматое, гадкое чудовище, он тут же улавливает сходство с человеческим страхом. Значит, изначально страх похож на зверя, а не зверь нагоняет страх.

Теперь обратимся к словарю фразеологических синонимов русского языка под редакцией В.М. Мокиенко. Исследуя данные ФС, мы увидели, что фразеологические обороты со значением бояться, испытывать страх [СФС: 27–28] можно разделить на несколько групп:

1) фразеологические обороты, обозначающие физиологические, т.е. внешние проявления страха, ощущения человеческого тела:

мороз по коже,

мурашки по спине бегают,

волосы становятся дыбом,

кровь стынет (леденеет) в жилах,

ни жив, ни мертв,

язык отнялся,

не сметь дохнуть (пикнуть, рта раскрыть),

дрожать как осиновый лист (как заячий хвост),

поджилки трясутся.

Анализ данных ФС подтверждает мнение Ю.Д. Апресяна о том, что реакция человеческой души на страх сходна с реакцией человеческого тела на холод [Апресян 1995: 459].

2) фразеологические обороты, обозначающие душевное состояние человека, ощущающего страх:

душа уходит в пятки,

сердце падает (замирает),

лица нет.

3) фразеологические обороты, обозначающие восприятие мира человеком, ощущающим страх, например: небо в (с) овчинку.

Следует отметить, что, согласно данным ФС, страх может выступать в качестве субъекта действия, а объектом при этом является человек, испытывающий данную эмоцию. Иными словами, зачастую страх олицетворяется, персонифицируется и может выступать в роли активного лица: страх берет, у страха глаза велики да ничего не видят, страх на тараканьих ножках бродит, слепой страх напал на всех. Это говорит о том, что в человеческом сознании страх воспринимается как живое существо. А сам человек при этом — пассивная жертва.

Об этом так же говорят многочисленные сравнения как объекта страха (бояться как огня / как черт ладана / как дьявол крестного знамения / как чумы / как удара ), так и состояния субъекта (дрожать как заячий хвост / как осиновый лист ). Несложно заметить, что в этих сравнениях прослеживаются религиозные мотивы. Это можно объяснить тем, что русская православная вера, глубоко укоренившаяся в сознании русского народа, имела и имеет большое значение в мировосприятии русского человека. По православным меркам истинный христианин должен бояться адских мук, смертного греха, Сатаны — противоположности Богу. В доказательство можно привести редко употребляемую, но важную русскую пословицу: в ком есть страх, в том есть Бог.

Кроме того, есть парадоксальные, труднообъяснимые фразеологические обороты, такие как: небо в (с) овчинку кажется, страх на тараканьих ножках бродит и т.д. Возможно, все они возникли в русском языке давно, а на сегодняшний день их происхождение забыто, и значение ничем не мотивировано.

Заканчивая исследование словарей, обратимся к русскому ассоциативному словарю Ю.Н. Караулова. По данным обратного словаря (от стимула к реакции), слово страх является реакцией информантов на такие стимулы, как смерть, война, рожа, физиономия, морда, тюрьма, увечье, мучение, пауки, голод [АС, 303]. Причем наиболее частотными стимулами оказываются пауки (44), голод (18), смерть (16), рожа (15). Можно предположить, что связи рожа – страх, физиономия – страх, морда – страх актуализируют значение «страшный, т.е. некрасивый», но допустима и реализация значения «вызывающий страх». Таким образом, ассоциации носителей языка преимущественно отражают объекты, являющиеся причиной страха, вызывающие страх.

Анализируя сказанное, можно отметить, что понятие страха глубоко укоренилось в русском языковом сознании. Страх чаще всего воспринимается как существо, наделенное волей и силой, способное негативно влиять на человека.

Обобщим все данные в виде схемы.

стращатель,

страшник,

страхолюд,

страшилище,

опасность,

неизвестность,

смерть, тюрьма,

увечье, пауки, голод, война,

рожа

сильный

слабый

Страх

(эмоция,

чувство,

ощущение)

престрашный,

страшенный,

страшенный; страшнющий,

ужас, жуть,

страсть,

паника,

кошмар;

безумный, огромный,

безжалостный;

бояться как самого

черта / как огня /

как чумы / как черт ладана

страховитый,

страшненький,

страшноватый,

страшок;

робость,

трепет,

испуг, опаска;

мутный, призрачный,

наивный,

сомнительный

источник степень
проявления

душевный "холод"

душа уходит в пятки

окаменеть

сердце падает

лица нет

дрожать как заячий хвост

2. Страх в сознании школьников

Как уже было сказано, материалом для нашего исследования послужили данные анкетирования, проведенного среди учащихся 7-го и 10-го классов гимназии №10. Всего было опрошено 42 человека. Участникам эксперимента было предложено анонимно ответить на несколько вопросов:

1. Что такое страх?

2. От чего может зависеть степень страха?

3. Какие ваши страхи связаны со школой?

4. Чего можно бояться?

5. Какого цвета страх? Почему?

6. Нарисуйте страх.

Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что смысловые компоненты понятия страх во многом совпадали с языковыми, но многим и отличались, причем новые, отличающиеся данные анкет часто являлись лишь конкретизацией данных словарей.

Данные опроса можно представить в виде таблицы.

Смысловой компонент Совпадающий с языковым Конкретизирующийся
Источник страха Опасность, неизвестность

1) Школьные (плохая, несправедливая оценка, экзамены, контрольные);

2) Боязнь кого-то/чего-то (пьяные, старшеклассники, старшие, животные, люди, машины, высота, темнота, неизвестность);

3) Экзистенциальные (неудача, ссора, одиночество, не найти друзей, быть брошенным, позор, болезнь, операция, смерть).

Что такое страх? Эмоция, ощущение, чувство, боязнь, ужас, испуг, боязнь и т.д.

1) Родовые понятия: состояние души, психологическое состояние, ответная реакция организма на опасность;

2) Конкретизированные понятия: боязнь бесполезно прожить свою жизнь, боязнь увидеть собственные недостатки.

От чего зависит степень страха? Словарь не указывает Риск, возраст, характер, последствия.
Проявления Дрожь, окаменение

1) Физиологические (не можешь ничего сделать, слабость, неадекватные действия, пронизывают изнутри иголки, сильно бьется сердце, боль в животе);

2) Душевные (все вокруг меркнет, становится не по себе, неуверенность, сомнение, не можешь себя понять).

Из этой таблицы видно, что в анкетах большинство признаков конкретизировано. Это еще раз доказывает, что для исследования эмоции недостаточно анализа словарных данных, требуется анализ персональных, человеческих ощущений и мнений.

Итак, мы видим, что в сознании школьников страх занимает не самое последнее место.

Следует отметить, что, изучая результаты опроса, мы обнаружили много индивидуальных, метафоричных объяснений страха. Вот, например, некоторые метафоричные определения страха:

¨ страх — это дикий зверь, до поры до времени спящий в человеке;

¨ страх – это густой туман, который постепенно поглощает тебя, и ты исчезаешь (сразу вспоминается группа эпитетов, характеризующих страх как нечто смутное еще не оформившееся на уровне сознания);

¨страх – удар током, оглушающий, вызывающий резкую боль ; тонкая вибрирующая игла, сидящая в сердце, это безысходность и потерянность.

Еще один отзыв о влиянии страха на человека: если ты боишься, то страх загоняет тебя в самый темный уголок твоей души.


Одним из вопросов анкет был вопрос: Какого цвета страх? Почему? Ответы на данный вопрос были очень любопытны, и нам хотелось бы представить их в виде круговой диаграммы.

Из диаграммы видно, что преобладающим "цветом страха" является черный, затем — серый, прозрачный (или бесцветный), разный, синий, зеленый, белый, фиолетовый и коричневый. В анкетах мы нашли весьма простые, но логичные и интересные объяснения данным мнениям:

¨ Черный

цвет смерти;

цвет темноты, а в темноте возникает страх неизвестного;

от страха часто темнеет в глазах;

этот цвет самый мрачный;

цвет пустоты;

цвет одиночества.

Итак, выстраивается ряд контекстуальных синонимов, которые в сознании подростков объединены черным цветом: смерть, пустота, одиночество, мрак, тьма, неизвестность. Из этого можно сделать вывод, что большинство современных подростков боится именно этих вещей — одиночества, смерти, неизвестности и т.д.

¨Серый

цвет стали, металлический и блестящий, начищенный;

когда человек чего-то боится, все вокруг сереет, меркнут лучи солнца, которые приносят радость;

он незаметно подкрадывается и другим не виден

С одной стороны, данные мнения можно объяснить тем, что серый — самый блеклый, самый незаметный из всей гаммы цветов, это почти отсутствие всех цветов. Но, с другой стороны, серый — цвет стали, а, следовательно – цвет холодного острого оружия, которое может больно уколоть, ужалить, т.е. цвет опасности.

¨Бесцветный

мы сами придаем ему цвет и форму;

он [страх] в сознании.

¨Разный

страх всех цветов, т.к. он повсюду.

¨Синий (нет объяснений)

¨Белый

потому что это природный, классический цвет.

¨Зеленый

от него зеленеешь.

¨Фиолетовый (нет объяснений)

¨Коричневый

от него темнеет в глазах.

Таким образом, все эти цвета символизируют собой страх в сознании современных подростков. Причем все эти цвета неяркие, темные, нет желтого, красного или голубого. Это наверняка объясняется тем, что у каждого может быть собственное мировосприятие, но существуют закономерности восприятия того или иного цвета и связанных с ним ассоциаций.

Кроме того, в анкете было задание нарисовать страх. Результаты этого задания были впечатляющими: бесспорно, фантазия у современных подростков хорошо развита. Однако мы сумели разделить изображения страха на две группы:

1) нечто бесформенное и темное, часто изображается в виде темных и светлых кругов или спирали (символом развития) и с большими глазами;

2) человекоподобное существо без лица, в широком балахоне и капюшоне, иногда с косой и длинными руками.

Некоторые писали, что страх невозможно нарисовать, страх можно только почувствовать.

Можно предположить, что дети, изображавшие страх как в первой группе не вполне осознают и понимают, чего они боятся, ничего конкретного, материального, только собственные размытые фантазии, закрепленные лишь на уровне подсознания. Здесь наблюдается смысловое сходство с группой эпитетов, характеризующих страх как нечто смутное еще не оформившееся на уровне сознания:

сомнительный, нечеткий, бесформенный, мутный, призрачный, подсознательный, смутный, темный, мрачный и т.д.

Рисунки из второй группы, может быть, принадлежат детям, у которых вполне конкретные объекты страха. Например, в существе в балахоне и с косой можно без труда узнать "старуху с косой" — символ смерти. Значит, многие подростки боятся смерти, что часто бывает в их возрасте. Любопытно отметить, что у этих изображений нет лица. Выходит парадокс — ведь обычно на человеке, испытывающем страх нет лица, и в этом мы уже убедились, исследуя фразеологический словарь, но получается, что и сам страх не имеет лица. Страх отнимает лицо у человека, отнимает его индивидуальность, его рассудок, превращая в дикого зверя, который мотивирует свои поступки только инстинктами — убежать, спрятаться или начать безумно и отчаянно драться за свою жизнь. Но, поняв, что это лицо не то, которое он ищет, страх выбрасывает его, как больше ненужную помятую маску после утомительного маскарада, и направляется на поиски новой жертвы. Страх есть у каждого, не случайно у страха длинные руки, — он способен достать до самых бесстрашных на первый взгляд сердец.

Можно добавить, что, анализируя данные анкет, мы обнаружили, что рядом со словом страх часто стоит слово одиночество . Возможно, это объясняется душевным состоянием человека, испытывающего страх. У каждого свои страхи –– в этом наша особенность. Когда человек боится, он сталкивается с чем-то ему неприятным, чуждым, неизвестным, причем он остается с этим один на один, никто не может помочь ему это преодолеть, потому что никто не может проникнуть внутрь человеческой души. Таким образом, страх "отгораживает" человека от общества, как бы замыкая, запирая его в самом себе, не оставляя ни малейшей щели для побега.

Но, так или иначе, страх — неотъемлемая часть нашего бытия, вот почему так важно преодолеть, побороть его, перестать бояться собственной тени, ведь, по сути, в счастливом мире нечего бояться. Несмотря на страх, вершатся великие дела, которыми мы восхищаемся и которые пытаемся повторить. Страх — единственное препятствие между бытом и историей, но, как ни странно, оно намного более хрупкое, чем мы думаем.

Заключение

Целью нашей работы было исследование понятия страх в русском языковом сознании современного подростка.

Для более продуктивного исследования были выявлены языковые средства описания страха в словарях русского языка. Исследование различных словарей показало, что понятие страх глубоко укоренилось в русском языковом сознании. Согласно словарным данным, страх чаще всего воспринимается как существо, наделенное волей и силой, способное негативно влиять на человека.

В результате собственного исследования выявлены особенности восприятия страха современными подростками.

1. Их восприятие страха во многом совпадает с языковым понятием: дефинициация, источники, проявления, степень. Кроме того, аналогично языковому понятию, страх в сознании подростков персонифицируется, их описания характеризуют страх как живое существо, зверя или монстра.

2. В сознании подростков источники и проявления страха лишь конкретизируются, радикально не отличаясь от языковых.

3. Анализ анкет выявил множество индивидуальных особенностей восприятия страха как в виде самой дефинициации, так и в виде изображения.

Дальнейшее изучение данной эмоции предполагает увеличение количества информантов для получения более полной, подробной картины восприятия страха современным подростком, исследование языковых явлений, связанных с этой эмоцией, изучение способов выражения страха в речи или тексте. Подобная работа может расширить спектр понимания роли страха в современном обществе.

Возможно, данные лингвистического анализа могут быть использованы психологами для работы по преодолению страха.

Библиография

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986. (СА)

2. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995.

3. Бирих А., Мокиенко В., Степанова Л. Словарь фразеологических синонимов русского языка. Ростов–на–Дону, 1997. (СФС)

4. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб., 2001. (СЭ)

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб, 1996. (ТДС)

6. Караулов Ю.Н. и другие. Русский ассоциативный словарь. 1994 (АС)

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. (СО)

8. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1990. (ССТ)

9. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971 (КЭС)