Смекни!
smekni.com

Прикладные аспекты квантитативной лингвистики (стр. 3 из 3)


Таблица 2

Спорные произведения Произведения Плющихина Произведения Непомнящего
Абсолют. частота Относ. частота Абсолют. частота Относ. частота Абсолют. частота Относ. частота
Вдруг Внезапно Неожиданно 61+30=91 1+1=2 10+2=12 0,052% 0,001 % 0,007 % 52+16+39=107 0+0+0=0 5+0+7=12 0,05%0,000 % 0,006% 79+25=104 7+1=8 12+13=25 0,065 % 0,005 %0,016%

Третья группа проанализированных наречий степени — лексемы очень и слишком. Частотное распределение этих единиц с определенностью указывает на сходство спорной группы произведений с произведениями Плющихина. С другой стороны, относительная частота употребления очень и слишком в текстах Непомнящего существенно выше — 0,17 % для очень (0,06 % и 0,05 % в спорной группе и в группе текстов Плющихина соответственно), 0,06% для слишком (0,01 % и 0,01 % в спорной группе и в группе текстов Плющихина) — см. табл. 3. Тенденция к использованию лексем, имеющих в значении идею «превышения нормы какого-то свойства», характерная для Непомнящего, проявляется и в частоте употребления количественного наречия много, ср. 0,06 % в текстах Непомнящего (абс. част. 100), 0,01 % (абс. част. 26) в спорной группе, 0,02% (абс. част. 42) в произведениях Плющихина.

Таблица 3

Спорные произведения Произведения Плющихина Произведения Непомнящего
Абсолют. частота Относ. частота Абсолют. частота Относ. частота Абсолют. частота Относ. частота
ОченьСлишком 47+49=96 9+4=13 0,06% 0,01% 32+36+42=110 3+3+8=14 0,05% 0,01% 103+164=267 43+46=89 0,17% 0,06%

Частицы. Из лексико-грамматического разряда частиц были проанализированы единицы тоже и также, лексема так (в разных значениях). Если по относительной частоте частицы также все группы произведений приблизительно равны, то по относительной частоте частицы тоже первая и вторая группы (спорные произведения и произведения Плющихина) объединяются и противопоставляются третьей — произведениям Непомнящего. Аналогично по частоте лексемы так противопоставлены спорная группа произведений и произведения Плющихина, с одной стороны, и произведения Непомнящего — с другой (см. табл.4).

Таблица 4

Спорныепроизведения ПроизведенияПлющихина ПроизведенияНепомнящего
Абсолют.частота Относ.частота Абсолют.частота Относ.частота Абсолют.частота Относ.частота
Тоже 74+63=137 0,08% 55+36+66=157 0,07% 89+129=218 0,14%
Также 13+29=42 0,02% 11+5+15=31 0,01% 5+21=26 0,02%
Так 208+223=431 0,25% 166+239+118=523 0,25% 370+295=665 0,42%

Вводные слова и выражения. Как известно, к числу вводных слов относятся лексемы, в которых говорящий выражает свое отношение к сказанному, в частности оценку достоверности-недостоверности пропозиции. Была исследована частота употребления лексических единиц конечно, разумеется, естественно, связанных с выражением уверенности в истинности утверждаемого (см. табл. 5). Легко видеть, что относительные частоты употребления этих выражений в группе спорных произведений и в произведениях Плющихина практически совпадают, причем из группы квазисинонимов конечно, разумеется, естественно предпочтение отдается конечно. В группе произведений Непомнящего относительная частота употребления конечно ниже, чем в первых двух группах, что компенсируется использованием вводных слов разумеется и естественно.

Таблица 5

Спорные произведения Произведения Плющихина Произведения Непомнящего
Абсолют. Относ. Абсолют. Относ. Абсолют. Относ.
частота частота частота частота частота частота
Конечно 114+86= 200 0,12% 113+55+100= 268 0,13% 88+77=165 0,10%
Разумеется 0+0=0 0,00% 0+0+0=0 0,00% 33+13=46 0,03%
Естественно 2+1=3 0,002 % 0+0+0=0 0,00% 16+3=19 0,01%

Фразеологизмы. Специфические особенности использования фразеологизмов относятся к числу наиболее характерных стилевых особенностей. Для анализа была привлечена группа бранных идиом с компонентом черт, хер и хрен типа черт/хер/хрен его знает, черт/хер/хрен их знает и т. д. Было установлено, что эти выражения встречаются только в группе спорных произведений (абс. частота 8) и в текстах Плющихина (абс. частота 17).

Показательно использование довольно редкой идиомы тем паче: она не встречается в произведениях Непомнящего, но представлена в текстах спорной группы (5 употреблений) и в произведениях Плющихина (2 употребления).

Глаголы речи. Среди глаголов речи наибольший интерес представляют те лексемы, которые используются как авторские ремарки для введения речи персонажей. В имеющемся материале были проанализированы глаголы сказать и возразить. Несмотря на то, что по законам жанра (исследовались детективные романы) конфликтных ситуаций в спорных текстах и в произведениях Плющихина не меньше, чем в произведениях Непомнящего, возразить существенно чаще используется именно в последней группе, что является несомненным признаком авторского стиля — см. табл. 6.

Таблица 6

Спорные произведения Произведения Плющихина Произведения Непомнящего
Абсолют. частота Относ. частота Абсолют. частота Относ. частота Абсолют. частота Относ. частота
Сказать Возразить 1059 2 0,61% 0,00% 1087 0 0,51% 0,00% 919 46 0,57% 0,03%

Союзы и союзные слова. Анализировались также союзы и союзные слова поскольку, почему и если. Слово почему, кроме собственно союзного употребления, функционирует как вопросительное слово; для данного типа исследования это несущественно. По распределению частоты употребления и в этом случае группа произведений Плющихина существенно сближается с группой спорных произведений, а группа произведений Непомнящего противопоставлена первым двум группам, ср. для поскольку 0,03 % и 0,03 % vs. 0,00 %; для почему 0,05 % и 0,04 % vs. 0,13 %; для если 0,22 % и 0,23 % vs. 0,31 % (см. табл. 7).

Таблица 7

Спорные произведения Произведения Плющихина Произведения Непомнящего
Абсолют. частота Относ. частота Абсолют. частота Относ. частота Абсолют. частота Относ. частота
Поскольку Почему Если 48 95 381 0,03% 0,05% 0,22% 57 95 493 0,03% 0,04% 0,23% 6 212 488 0,00% 0,13% 0,31%

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что существуют специфические языковые особенности, отличающие стиль произведений Э. Плющихина от стиля произведений В. Непомнящего. Эти особенности проявляются на различных уровнях лексической системы языка — в выборе наречий, вводных слов, частиц, фразеологизмов, союзов и союзных слов, а также глаголов речи. Характерные черты стиля Э. Плющихина прослеживаются в произведениях спорной группы «Следователь президента» и «Смоленская площадь». С другой стороны, характерные языковые черты стиля В. Непомнящего не обнаруживаются в произведениях спорной группы. В рамках данного ограниченного по объему материала (для предложенных текстов двух данных писателей) выявленные особенности авторского языка могут рассматриваться как существенный фактор в пользу признания авторства Э. Плющихина на произведения спорной группы.


Литература

1. Виноградов В. В. Лингвистические основы научной критики текста Вопросы языкознания. 2004. №2, 3.

2. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 2005.

3. Марусенко М.А. Атрибуция анонимных и псевдонимных текстов методами прикладной лингвистики// Прикладное языкознание. СПб., 2008.

4. Пиотровский Р. Г., Бектаев К. Б., Пиотровская А. А. Математическая лингвистика. М. 2007.

5. Шайкевич А. Я. Дистрибутивно-статистический анализ в семантике Принципы и методы семантических исследований. М., 2006.

6. Шайкевич А. Я. Количественные методы Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2008.