Смекни!
smekni.com

Развитие системы фонем английского языка (стр. 3 из 4)

Система монофтонгов состояла из равного числа кратких и долгих гласных: каждому краткому соответствовал долгий и наоборот.

Систему монофтонгов можно представить следующим образом:

i: i y: y u: u e: e o: o a: a

Примеры: is«есть», совр. is; risan«подниматься», совр. rise; talu«рассказ», совр. tale.

Дифтонги также были долгими и краткими:

ie: ie eo: eo ea: ea

Примеры: уэсс. eald «старый», совр.old; ieldra «старейший», совр.elder.

Древнеанглийский вокализм сложился не сразу; он включает как исконно германские гласные, так и гласные, подвергшиеся комбинаторным изменениям (т.е. изменения под влиянием окружающих фонем) уже на английской почве.

Древнеанглийские гласные в основном общегерманского происхождения и имеют регулярные соответствия в других германских языках:

Краткие

Д.а. Готск. Дрвн./i/ /i/ /i/fisc «рыба» fiscs fisc /e/ /i/ /e/stelan «красть» stilan stelan

Долгие

Д.а. Готск. Дрвн./i:/ /i:/ /i:/lipan «странствовать» leipan lidan «страдать» /u:/ /u:/ /u:/tun «город» tun zun

Долгота гласных могла быть неисконной; она возникала как следствие так называемого ингвеонского выпадения носового. В ингвеонских диалектах носовой выпадал в позиции перед щелевым, а предшествующий ему гласный удлинялся.

Так, д.а. fif, совр. five;

gos, goose.

Как видно из приведенной схемы, гласные /i, e, u, o/ имеют по одному соответствию в готском в каждом случае. Это объясняется общегерманским преломлением.

Первым компонентом древнеанглийских дифтонгов всегда были гласные переднего ряда и всех трех ступеней подъема: высшей, средней и низшей. Второй компонент был скольжением назад, на той же ступени подъема, что и первый компонент.

Только долгие дифтонги были общегерманского происхождения. При сложении германской общности они были бифонемными (т.е. сочетанием фонем), а в дальнейшем превратились в однофонемные единицы.

Краткие дифтонги возникли в результате комбинаторных изменений на собственно английской почве. Дифтонг /ie/ был также результатом комбинаторного изменения –он возник как результат умлаута дифтонгов.

Соответствие долгих дифтонгов дифтонгам в других германских языках:

Д.а Готск. Дрвн. /ea:/ /au:/ /ou:/eac «также», «еще» auk «ибо» ouch «также» /eo:/ /iu:/ /io:/deop «глубокий» diups tiof

Дифтонги, как долгие, так и краткие, подверглись перегласовке перед /i/ или /j/ в последующем слоге одновременно с монофтонгами.

Результаты перегласавки:

/eo:/> /ie:/ liehtan< leohtjan«светить» от leoht «свет»

/eo/> /ie/ hierde< heordja«пастух» от heorde «стадо».

Дифтонги /ie/, /ie:/ в период письменности втягиваются в /i/, /i:/ или /y/, /y:/ и все три обозначения сосуществуют вместе. Видимо, это указывает на то, что /i/, /y/, /ie/ и /i:/, /y:/, /ie:/ сближаются; если еще нельзя их рассматривать как аллофоны единой фонемы (аллофоны, позиционно не обусловленные), то во всяком случае их развитие идет именно в этом направлении.

Фонема //, стоящая после гласного переднего ряда (следовательно, палатализованная), может вызывать изменение, сходное с перегласовкой на /i/; отличие, однако, в том, что несколько произносительных вариантов могут сосуществовать одновременно: neaht, nieht, niht «ночь», meaht, mieht, miht «мощь», leoht, lieht, liht «свет». Это действие // на предыдущий гласный называется палатальным умлаутом.

При выпадении интервоквльных //,/`/ гласные, оказываясь рядом, стягивались в долгий дифтонг:

/i/+/a/>/eo:/ tihan >teon «обвинять»

/e/+/a/>/eo:/ sehan>seon «видеть»

/a/+/a/>/ea:/ slahan>slean «убить», «ударить»

Кроме того, долгие дифтонги могли возникать также в результате дифтонгизации после палатализованных согласных.

Краткие дифтонги не относятся к исконногерманским фонемам. Они возникли в древнеанглийском в дописьменный период и являются результатом комбинаторных изменений кратких монофтонгов.

Преломление кратких гласных /a/, /æ/, /e/ называется дифтонгизация кратких гласных переднего ряда /e/ и /æ/ - перед группами согласных, включающими плавные сонанты /r/, /l/, а также /h/; такая же дифтонгизация происходит перед сонантами и /h/ в конце слова.

В отличие от общегерманского преломления, дифтонгизация перед группами согласных называется древнеанглийским преломлением.

В этих позициях /æ/ (исторически –общегерманское /a/) диытонгизируется в /ea/: earm «рука», совр. arm; eahta «восемь», совр. eight; eald «старый», совр. old.

Дифтонгизация краткого /e/ перед /l/ ограничена сочетаниями /i+h/: seolh «тюлень», совр. seal. Перед /r/ и /h/ в группах согласных и в конце слова дифтонгизация проходит без ограничений: eorl «вождь», совр. earl; heorte «сердце», совр. heart.

Преломление широко распространено в уэссекском диалекте; в англских же диалектах оно не обязательно и не имеет широкого охвата. В мерсийских текстах встречаются такие формы, как æhte «восемь», ald «старый», seh «видел» и т.п.

В конце древнеанглийского периода в уэссекском диалекте отмечаются нередко формы с монофтонгами на месте прежних дифтонгов.

Гласные переднего ряда /e/, /e:/, /æ/, /æ:/ в позиции после палатализованных /γ`>j/, /k`/ дифтонгизируются. После аффрикаты /sk`/, которая всегда палатализована, дифтонгизации подвергаются не только гласные характерна только для уэссекского диалекта, в мерсийском мы находим, как правило, формы без дифтонгизации.

Хотя результаты этой дифтонгизации не дают иных дифтонгических фонем, чем преломление, соотношение дифтонга и исконного монофтонга иное: при преломлении первый компонент дифтонга совпадает с исконным гласным, а второй представляет собою скольжение в направлении заднего ряда, на том же уровне подъема; при дифтонгизации после палатализованных согласных первый компонент дифтонга обычно уже, чем исконный гласный: /e/>/ie/; /e:/>/ie:/; /æ/>/ea/; /a/>/ea/; /æ:/>/ea:/; /o/>/eo/; /o:/>/eo:/. Многие лингвисты считают, что эта дифтонгизация представляет собою глайд от палатализованного согласного к гласному; существует также предположение, что диграфы –только графическое указание на палатализованность согласного. Однако имеются серьезные основания считать, что диграфы действительно обозначали дифтонги. Но, видимо, в тех случаях, когда после /sk`/ следовала гласная фонема заднего ряда, диграф обозначал палатализованность согласной фонемы или, может быть, глайд от палатализованной согласной к гласной фонеме, так что ударение падало на эту гласную заднего ряда. Так, современное звучание слова shoe /u:/ могло возникнуть только из среднеанглийского /o:/, которое идет из древнеанглийской формы sceoh с ударением на /o:/.

Примеры: мерс. Cæster «крепость», уэсс. ceaster; мерс. cald «холодный», уэсс. ceald. После /sk`/ в мерсийском гласные заднего ряда также обозначаются как диграфы; в уэссекском встречаются как монографемы, так и диграфы: scoh, sceoh.

Еще одним источником дифтонгов является дифтонгизация гласных переднего ряда в слоге, предшествующем исконному гласному заднего ряда. Это явление шире распространено в англских диалектах, чем в уэссекском. Примеры велярного умлаута: /a/>/ea/ caru, cearu «забота»; fela наряду с feola, где /e/ дифтонгизируется в /eo/; heofon «небо» из hefon.

До сих пор речь шла об ударных гласных. Необходимо, однако, остановиться на судьбе безударных, изменение которых во многом определило дальнейшие пути развития фонологической и морфологической систем языка.

Процесс редукции безударных гласных начался в германских языках еще в период германской общности и преобразовал не только безударные гласные, но и привел у падению согласных в конце слов. В древнеанглийском процесс редукции безударных, и в известных условиях ударных, гласных продолжался. В трехсложных словах долгий ударный гласный второго слога сократился; в двухсложных словах безударный гласный второго слога при прибавлении словоизменительного аффикса выпадал (синкопировался), если первый слог был долгим: deofol «дьявол», deofles. В среднеанглийском произошло дальнейшее изменение, касающееся гласных безударных слогов и имевшее огромное значение не только для фонематической структуры слов, но и для морфологического строя языка. Оно заключается в том, что все гласные безударных слогов редуцировались в /e/. Так, по крайней мере, этот гласный зафиксирован на письме; фактически же, очевидно, это был нейтральный гласный /ə/. Так, caru «забота»>care; stanas «камни»>stones. Уже в конце среднеанглийского периода этот нейтральный гласный в абсолютном исходе слова мог подвергаться окончательной редукции, т.е. исчезать из произношения.

Еще в древнеанглийском /ie/, /ie:/ были взаимозаменяемы с /y/, /y:/ и /i/, /i:/. Дифтонг /ie/, /ie:/ выпадает из системы на грани древне- и среднеанглийского; во всяком случае, если он и встречается еще в среднеанглийском, это всего лишь графическое изображение /i/ или /i:/. Взаимозаменяемость этих трех фонем в древнеанглийском позволяет предположить, что уже тогда /ie/, /ie:/ находился в процессе дефонологизации, так как в любом слове этот дифтонг мог быть заменен /y/, /y:/ или /i/, /i:/: nieht, niht, nyht. В среднеанглийском дифтонг /ie/ окончательно исчез.

Хотя /y/, /y:/ и /i/, /i:/ также во многих случаях были взаимозаменяемы, есть и такие случаи, где взаимозаменяемости нет: fyllan «наполнить», cy «коровы». Это говорит о том, что в древнеанглийском /y/, /y:/ и /i/, /i:/ являются самостоятельными фонемами. Однако, уже в древнеанглийском начался процесс слияния переднеязычных лабиализованных с нелабиализованными. Этот процесс начался с слияния /œ/с /e/ и /œ:/ с /e:/. После выпадения из системы /œ/, /œ:/, единственными лабиализованными гласными переднего ряда оказались фонемы /y/, /y:/. Та взаимозаменяемость с /i/, /i:/, о которой говорилось выше, явилась реализацией начавшегося слияния /y/, /y:/ с нелабиализованными. Обе переднеязычные лабиализованные фонемы /œ/, /œ:/ и /y/, /y:/ сливаются с соответствующими нелабиализованными /e/, /e:/ и /i/, /i:/. Делабиализация /œ/, /œ:/ началась давно, эта фонема просуществовала очень недолго.