Смекни!
smekni.com

Риторический вопрос в печатных средствах массовой информации (стр. 2 из 4)

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС.

Этим вопросом собеседник стремится уговорить нас согласиться с ним. Обычно это вопросы, типа: Вы ведь не будите этого отрицать? Кто же может отрицать такие факты?

УТОЧНЯЮЩИЙ ВОПРОС.

Им пользуются, когда нужны дополнительные сведения или когда хотят выявить истинные мотивы стороны, когда собеседник занимает нейтральную или позитивную позицию. Они начинаются со слов «что», «кто», «когда», «почему».

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Если необходимо одобрение, то нужно прибегать к Р.В. Они обеспечивают молчаливое согласие, т.е. поддержку.

Риторический вопрос нередко используется в том случае, если говорящий по каким- то причинам не может или не хочет высказать мысль прямо, хотя и нуждается в том, чтобы аудитория поняла, что он хочет сказать. < Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б., «Риторика», 2004, с.152>

Эффективность риторического вопроса в том, что он ‘‘ненавязчиво навязывает‘‘ нужную идею. Особенно высока эффективность риторического вопроса в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально возбуждена.

И.А. Стернин («Практическая риторика») приводит в пример эффективности риторического вопроса, историю адвоката Плевако: он защищал старушку, укравшую французскую булку. Прокурор заявил, что кража не велика, но это преступление и оно подрывает основы законов империи. Плевако, обращаясь к присяжным заседателям, сказал: « Уважаемые господа! Не мне напоминать вам, сколько испытаний выпало на долю нашего государства и в скольких из них Россия вышла победительницей. Устоев Российской империи не смогли подорвать ни татаро-монгольское нашествие, ни нашествие шведов , турок, французов. Как вы думаете, вынесет ли Российская империя одну французскую булку? Старушку оправдали.

Итак, термин «риторический вопрос» объединяет систему структур семантических разновидностей, образующих его центр и периферию. Это можно отобразить в следующей схеме:

А – повествовательные предложения; Аб – эмоциональные риторические вопросы; АБ – собственно риторические вопросы; аБ – «ораторские» вопросы и вопросы автора, сопровождающиеся обычно ответом самого говорящего; Б -вопросительные предложения.

Центральное положение среди вопросов (АБ) занимают риторические вопросы. Эмоциональные риторические вопросы (Аб) находятся на периферии рит. вопроса и одновременно на периферии типичных повествовательных предложений. «ораторские» вопросы и вопросы с ответом автора, составляют периферию типичных вопросительных предложений (аБ), причем «ораторские» вопросы расположены ближе к собственно рит. вопросам, а «авторские» к типичным вопросительным предложениям (Б).

По своим структурно- семантическим особенностям эмоционально- отрицательные вопросы находятся ближе к центру риторических вопросов, поскольку им свойственна характерная для риторических вопросов внутренняя полемичность, указание на наличие возможного оппонента и несоответствие формы и содержания в плане выражения отношений утверждения- отрицания. Семантика эмоционально- утвердительных вопросов лишена внутренней полемичности, по своему грамматическому оформлению они соответствуют утвердительному смыслу.

Подводя итог вышеизложенному, мы можем сделать вывод, что риторические вопросы использовались ещё в античности Аристотелем, Цицероном, Периклом, уже тогда они имели четкое представление о сущности этого приема. Широко применяется риторический вопрос и в наши дни, не только в устной речи, но и в печати, в частности в рекламных текстах, поставлен, обычно в начале. За счет него читатель сразу попадает в ситуацию, вводится в курс дела, понимает, что будет рекламироваться далее, например: «Болит спина? Скрипят суставы? Пора задуматься!», «Весь город уснул, а вашему ребенку не до сна? Что же делать? Биологически активный фитокомплекс ‘‘Баю – бай‘‘». Спецификой печатного жанра обусловлен тот факт, что невозможность ответа делает обыкновенный вопрос риторическим, хотя в реальной ситуации адресат в праве дать на подобные вопросы отрицательный ответ. Так же риторические вопросы часто используются в заголовках статей и в лозунгах рекламы, но об этом во второй главе.


Глава 2. Функции риторического вопроса

В зависимости от намерения адресата, риторический вопрос выполняет следующие функции:

манипулятивная функция

«Я вообще не понимаю: зачем над фильмом долго корпеть?»

(Конкурент, октябрь, №42)

«Когда найти повод лучше, чтобы взять кредит?»

(«Комок, октябрь, №41)

В данных случаях риторический вопрос настраивает адресата на определенные действия.

создание комического эффекта

«Кто на свете всех милее, всех прекрасней и умнее? Риторический вопрос, если дуло смотрит в нос!»

(Конкурент, октябрь, №42)

В данном примере автор сознательно описывает с иронией недостатки, особенности персонажа.

«А чего меня бояться? Я ведь совсем не страшный? У нас же атмосфера на площадке совсем не похожа на ту, что обычно бывает»

(Телевизор, ноябрь, № 46)

В данном случае комический эффект достигается не только самим риторическим вопросом, но с помощью контекста

создание драматического эффекта

«Нет детей? Нет мужа? Так вот почему она с головой ушла в работу! А что ей еще остается?»

(Комок, октябрь, №41)

Драматический эффект в данном примере достигается ”каскадом риторических вопросов”<А.П.Сковородников, Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник,2003,с.592-596>,также происходит его усиление с помощью риторического вопроса.

«Личная жизнь ни к черту, на работе – враги и завистники, подруга – предательница! Как так можно жить?»

(Телевизор, октябрь, №45)

Создание драматического эффекта происходит благодаря контексту, если его убрать, то можно предположить, что эффект не драматический, а трагический

Выдвижение значимого, с точки зрения адресанта отрезка текста

« А знаешь, в чем преимущество кредита?»

(Комок, октябрь, № 41)

« Как в этом может ходить нормальный человек?»

(Конкурент, октябрь, № 42)

В обоих случаях риторический вопрос подготавливает читателя к наиболее важному в повествовании.

• Изобразительная функция

Обрисовка ситуации

«Наступила ночь. Весь город уснул. А вашему ребенку не до сна? Что же делать? Биологически активный фитокомплекс «Баю – бай»

(Конкурент, октябрь, № 42)

«Она не могла и коромысла с полными ведрами поднять, так в фильме пустые и носила, что это за Аксинья из француженки?!»

(Телевизор, ноябрь, № 46)

« А если именно в этот важный для тебя день ни муж, ни сват, ни все остальные не горят желанием бросать все свои важные дела и мчаться к тебе на встречу?»

(Комок, октябрь, № 41)

На данном примере мы наблюдаем конвергенцию риторического вопроса и перечисленного ряда, что позволяет читателю явно представить себе ситуацию.

• Выражение иронии, сарказма

« Как в этом может ходить нормальный человек?»

(Конкурент, октябрь, №42)

« А ты что, решила, что все произойдет само собой»

(Телевизор, сентябрь, №40)

Характерологическая функция:

«И почему я такие таланты до сих пор не снимаю?»

(Телевизор, ноябрь, № 46)

« Как можно отказать такому хорошему специалисту?»

(Телевизор, ноябрь, № 46)

«Стоит ли удивляться затворническому образу жизни Киану Ривса?»

(Телевизор, ноябрь, №46)

Характеристика персонажа дается при помощи риторического вопроса и распространенным определениям.

Эмотивная функция

«Что вы тут вообще себе позволяете? Неужели вы думаете, что я поддамся на ваши провокации, или чего доброго, позволю нарушить свои права?»

(Конкурент, октябрь, № 42)

В данном примере играют роль эмонационально-отрицательные риторические вопросы

Экспрессивная функция

«Зачем так часто, буквально в каждом рекламном блоке, показывать рекламу фильма «остаться в живых»? Это же надоедает! Неужели от этого рейтинг сериала возрастет?»

(Комок, октябрь, №41)

Заставляет адресата задуматься.

Усилительная функция, в большинстве случаев зависит от контекста.

«Зачем в Красноярске рекламировать средство от накипи? У нас вода – одна из лучших в стране, и призыв покупать такое средство – абсурд!»

(Телесемь, октябрь, №47)

«Обещали, что с первого июля рекламы станет меньше, а у меня ощущение, что ее, наоборот, больше стало. Как это понимать?»

(Телесемь, октябрь, №47)

«Этот ролик целыми днями крутят что ли? Само шоу смотрю с удовольствием, но анонсы раздражают»

(Телесемь, октябрь, № 47)

Во всех случаях риторические вопросы эмонационально окрашены.

Выражение внутреннего состояния адресата

«И кому, какое дело, в каком состоянии я сегодня?!»

(Телевизор, ноябрь, №46)

Вопрос выражает эмоции адресата с помощью эмонационально - отрицательной конструкции, а так же сочетанием вопросительного и восклицательного знаков.

Практически все риторические вопросы эмоционально окрашены, что выделяет их из общего потока речи.

Риторический вопрос часто применяется в рекламных текстах. Читатель должен запомнить содержание рекламного текста. И здесь вступает в действие память – форма психологического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Значит, в рекламном тексте должны быть какие- то словесные и логические стимулы, которые позволили бы прочно запомнить текст рекламы, чтобы в нужный момент вспомнить его и воспользоваться его предложением. Легко запомнить, например, такой текст:

« Весь город уснул. А вашему ребенку не до сна? Что же делать? Биологически активный фитокомплекс «Баю – бай»

Выделяются четыре функции воздействия рекламы: привлечь внимание потребителя, убедить его в необходимости воспользоваться призывом рекламы, заставить его запомнить основную мысль рекламы и прибегнуть к ее рекомендациям. Композиция рекламы, слово в рекламе, аргументы в пользу рекламируемого объекта, а так же некоторые другие вспомогательные элементы, например, рисунок или изображение товарного знака. Большую роль в восприятии и воздействии играет композиция рекламного текста. Можно установить некоторые общие закономерности построения рекламы. Это заголовок, вступление, содержание, заключение. Заголовок (рекламный лозунг) должен привлечь внимание к рекламе. Рекламный лозунг – ударная строка в композиции. Это не просто первая и тщательно отработанная фраза, а выражение, способное мгновенно восприниматься и запоминаться на долгое время без всякого усилия со стороны читателя. Рекламный лозунг выражает основную идею рекламы: