Смекни!
smekni.com

Стили речи (стр. 2 из 2)

- широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

- использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

- использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

- акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

- частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса:

- активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

- неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

- употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

- использование обращений;

- частые лексические и синтаксические повторы

Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

1.4. Художественный стиль

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

- тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

- фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

- ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока:

Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:

– ритм, рифма;

– инверсия – прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;

– тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;

– синтаксический параллелизм в первой строке;

– назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

1.5. Разговорный стиль

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи – общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на фонетическом уровне:

- бо́льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)дра́с’т’и]);

- разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

на уровне лексики и словообразования:

- использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

- преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

- экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);

- частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии:

- наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

- преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

- редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

- несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

- употребление частиц, междометий;

- частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

- употребление односоставных и неполных предложений;

- отсутствие сложных синтаксических конструкций;

- бессоюзие сложного предложения;

- частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

- употребление обращений.

В качестве примера приведем высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

– Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

– вопросительные и восклицательные предложения,

– междометие разговорного стиля, черт возьми,

– личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Еще один пример – отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

«Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.»

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:

– использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении ‘но’, частицы уж и вовсе не, вводное слово видно,

– слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко,

– инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,

– лексический повтор слова скверный,

– обращение,

– наличие вопросительного предложения,

– употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,

– употребление глаголов в настоящем времени,

– употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Заключение

Изучение стилистических особенностей речи, стилей учит сознательному отбору и использованию языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи и значения слов.

Языковая норма складываются как результат отбора элементов (лексических, орфографических, орфоэпических и т.д.) из числа существующих в современном языке для обслуживания коммуникативных потребностей общества.

Стилистическая норма это принятая обществом в данный исторический период совокупность правил, которые регламентируют использование слов в зависимости от сферы употребления. Стилистические нормы изменчивы и отражают те языковые варианты, которые наиболее распространены в практике использования.

Стиль же речи это совокупность приемов, способов, манер использования этих средств, а также совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей, которые придают речи определенную окраску и делают речь или научной, или официальной, или разговорной.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белошапкова В.А Современный русский язык. М., 1977.

Головин Б.Н. Основы культуры речию М., 1988.

Горбачевич И.Н. Нормы современного русского языка. М., 1981.

Истрина Е.С. Нормы русского литературного языка и культура речи. М., 1948.

Костомаров В.Г. Жизнь языка. М., 1995.

Практическая стилистика русского языка: функциональные стили /под ред. В.А. Алексеева и К.А. Роговой. М., 1982.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1989.

Сиротина Л.П. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974.

Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык: практическое руководство. М., 1996.