Смекни!
smekni.com

Типология и портретирование речевых личностей (стр. 2 из 4)

Периферийный тип основывается на том, что слова встречаются крайне редко или присутствуют только у одного учащегося. Причина низкой частотности заключается в том, что на выбор таких слов оказывают влияние особенности мышления человека, определенные психологические признаки. Возможно, при виде данного слова в памяти человека оживает эпизод, имеющий важное значение в его жизни. Представителями периферийного типа являются Полина А., Света Е., Ксюша О. Для них характерна выделенность, отличие от других, такие люди не поступают по принципу "как все, так и я", а действуют, руководствуясь своими собственными принципами и убеждениями. Как правило, слова первого типа связаны с отражением сюжетной линии текста, а второго – с его стилем, что позволяет увидеть корреляцию с другой оппозицией и говорить о возможности выделения следующих типов личности – содержательной (тематической) и стилистической.

1.3 Типология по степени проявления творчества

При рассмотрении данного параметра были выделены следующие типы: копиальный и креативный. Слова, выбранные копиальной языковой личностью, точно отображены из текста. Изложения, написанные таким человеком, максимально приближены к тексту-источнику, а, следовательно, и наборы ключевых слов также отображают это. При тождественности текстов трудно судить о том, осмысленно ли воспроизводится содержание текста, которое оформляется способом, присущим первичному тексту, или происходит как бы фотографирование текста.

К копиальному типу относятся 7 человек: Полина А., Маша Г., Валя Р., Ксюша Б., Света Е., Маша Е., Надя З. Такой человек обладает хорошей памятью, высоким уровнем интеллекта. Изложения этого типа личности содержат малое количество замен, а сочинения не содержат эмоционального оттенка, а представляют собой, например, логику развития событий.

Креативный тип языковой личности активен, как правило, не только при развертывании текста, но и при его свертывании. Он проявляет себя уже на уровне создания списка ключевых слов. В полученных нами наборах ключевых слов встречаются такие, которые изменены на уровне формообразования, таких слов большинство в тексте 1: тарантасе – тарантас, барским глазом – барский глаз, дорогого лица – дорогое лицо, дворика – дворик, фуражки – фуражка, щеке – щека, хлеба – хлеб, чувства приличия – чувство приличия. Лужицу – лужицы, ямских – ямские, безбородой – безбородый, ямских лошадей – ямские лошади – и тексте 2: молодого воробья – молодой воробей, жалким писком – жалкий писк, зубастой пасти – зубастая пасть, охоты – охота, героической птицей – героическая птица, порывом – порыв, зубастой раскрытой пасти – зубастая раскрытая пасть, желтизной – желтизна, страха смерти – страх смерти.

Также встречаются слова, измененные на словообразовательном уровне, например, в тексте 1: ветхие ступеньки крыльца – ветхое крыльцо, покойница жена – покойница-женщина; в тексте 2: спасать – спасение, благоговел – благоговение, беспомощно – беспощадно.

Среди них есть слова, появление которых – следствие того, что человек глубоко вдумывался в текст, примером может служить упрощение первого словосочетания ветхие ступеньки крыльца – ветхое крыльцо, ведь выражение ветхое крыльцо предполагает, что крыльцо состоит из ветхих ступенек, но есть и такие слова, появление которых – следствие невнимательности человека, выписывающего ключевые слова. Скорее всего, он не вникал в смысл текста и формально подошел к выполнению задания: покойница жена – покойница-женщина, беспомощно – беспощадно.

А появление существительных спасение, благоговение во втором тексте, представляющем собой повествование, в котором организующая роль принадлежит глаголам, не случайно. С одной стороны, именно на данные лексемы спасать, благоговел падает смысловая нагрузка, поэтому по объективным причинам они должны войти в список, но, с другой стороны, изменение их частеречной принадлежности свидетельствует о том, что данная языковая личность – личность именного типа, поэтому трансформации здесь обусловлены причинами субъективными.

Креативная личность в каждом деле видит какую-то перспективу и вносит свой творческий оттенок. Представители этого типа Полина К., Маша Г., Ксюша О. Возможно, для такого человека не составляет труда написание различного рода сочинений и он четко и ярко высказывает свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

2.Портретирование языковых личностей

Понятие «речевой личности» также является одним из составных компонентов антрополингвистики, помогающей нам рассмотреть языковую личность в различных коммуникативных ситуациях. Анализируя речевое поведение, мы можем выявить ряд факторов, влияющих на развитие тех или иных особенностей конкретных носителей языка, которые определяют неповторимость их коммуникативного облика.

В ходе проведенного нами эксперимента было выявлено несколько типов языковых личностей. В частности, по параметру частеречной принадлежности мы выделили такие типы, как именная и глагольная. Целью нашего дальнейшего исследования является составление речевых портретов представителей выявленных типов языковых личностей. В рамках описания мы используем следующую модель: 1) языковая личность в повседневной коммуникации; 2) языковая личность в учебной коммуникации; 3) языковая личность в эстетической коммуникации (на материалах написанных ею творческих работ); 4) языковая личность по результатам эксперимента.

Яркими представителями личности глагольного типа являются Полина А. и Света Е.

Полина А.Полина активна, подвижна, общительна, довольно легко сходится с людьми. В сфере повседневного общения проявляет себя как ярко выраженная глагольная личность. Ее рассказы всегда насыщены действием. Глаголы отражают действие, а это вызывает наибольшую заинтересованность слушателя. Она часто выступает в роли коммуникативного лидера, как человек, с которым всегда есть о чем поговорить. На любую тему у нее своя точка зрения. Как уже было сказано раннее, для периферийной языковой личности характерна некоторая выделенность, отличие от других. На уроках Полина часто дополняет ответы одноклассников информацией, которую никто из класса не слышал. Она рассудительна, склонна к самоанализу и оценке поведения других людей, обладает высоким интеллектуальным уровнем. Полина пишет стихи, в них в основном отражается внутренний мир девушки, чаще всего это связано с личными переживаниями Полины на определенном этапе жизни. В ходе проведенного эксперимента мы заметили, что в написании сочинений Полина проявляет себя не только как глагольная личность. В описании картины мы видим отражение внутреннего состояния людей. Кроме того, присутствует элемент рассуждения, риторический вопрос. Общее впечатление от картины передано через рассмотрение каких то конкретных деталей. Внимание концентрируется на цветовой гамме картины. Полина задается вопросом о ее значении, пытается сама на него ответить, но так и не дав четкого ответа, предлагает сделать это другим. Сочинение-рассуждение носит весьма отвлеченный характер и тоже не содержит четкого ответа на вопрос. В сочинении-повествовании мы снова не находим подтверждения тому, что Полина - глагольная личность, так как оно носит скорее описательный характер, не рассказывает нам о каком-то конкретном событии в деталях, а отражает некоторый результат. Полина говорит нам о своей сбывшейся мечте и выражает чувства, которые она испытывала при осуществлении желания. Проанализировав все три сочинения-миниатюры, мы можем отметить, что Полина не всегда проявляет себя как глагольная личность. Сочинения, написанные ею, носят комбинированный характер, то есть в одной работе присутствует не какой-то один тип речи, а сочетаются сразу несколько, что говорит том, что Полина может рассмотреть проблему с разных сторон.

Света Е. Света также является представителем глагольного типа языковой личности. Свете свойственна динамичность характера, в одно время она может показаться нам веселой, общительной, оптимистичной, но потом, наоборот, холодной, скрытной, неразговорчивой. В повседневном общении Света проявляет себя как хороший рассказчик, как человек, с которым всегда интересно побеседовать. Рассказы имеют ярко выраженный эмоциональный оттенок, они насыщены действием (в них большое количество глаголов). Рассказывая какой-либо интересный случай, она активно жестикулирует, что обеспечивает развертываемость повествования, заинтересовывает слушателя. Особенно ярко это выражено в рассказах о произошедших событиях, которые произвели впечатление на Свету. В устных ответах во время учебного процесса Света часто добавляет к сказанному свое мнение. В повседневном общении Света проявляет себя как человек, обладающий большим жизненным опытом, к ней можно обратиться за советом, причем этот опыт основан на чужих ошибках («Я поражаюсь, я так учусь на чужих ошибках», – говорит она). Таким образом, мы видим, что при возникших проблемах она действует, руководствуясь собственными убеждениями. Она всегда поступает так, как сама считает нужным, то есть принцип «как все, так и я» не характерен для нее. Это подтверждает то, что Света – периферийная языковая личность. Света также пишет стихи. Стихотворения содержат большое количество глаголов, но с помощью них передается не действие, а, скорее, состояние человека в момент происходящего. В результате проведенного нами эксперимента мы можем сделать вывод о том, что Света не во всех ситуациях проявляет себя как глагольная личность. При описании картины Света передала нам не то, что изображено на картине, а отразила запечатленную временную эпоху. Таким образом, она попыталась выяснить причину, почему мальчик получил двойку. Даже в повествовании мы не наблюдаем развития действия как такового: наблюдается некоторая результативность, отсутствие действия как динамического процесса. А вот в сочинении-рассуждении сравнительно много глаголов, в нем именно в наличии этой части речи реализуется основная мысль. Возможно, Света пытается рассмотреть проблему именно через процесс ее реализации. При сложившейся какой-либо неприятной ситуации она предпочитает действовать, а не сидеть «сложа руки», пытается как можно быстрее ее разрешить.