Смекни!
smekni.com

Культура устной речи (стр. 4 из 10)

a. протяженность, размер. Например,

b. Объем, вес

c. Длительность времени

d. Количество. Например, у Гоголя в «Ревизоре»: В ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров!

Весьма часто литота встречается при использования такого тропа, как ирония. Неслучайно, что она применяется тогда, когда нужно побольнее задеть оппонента, показав тщетность его намерений.

Литоту использовал Маяковский: «Мне/ и рубля / не накопили строчки…» - он «утверждал» во весь голос, в то время как сам ездил на собственном французском автомобиле с наёмным шофёром. Заболоцкий использовал литоту-поговорку, заявив об обленившейся душе: «Она последнюю рубашку / С тебя без жалости сорвёт» («Не позволяй душе лениться», 1958).

Литота широко используется в аллегориях, притчах, сказках.


Эвфемизм

Эвфемизм (от греч.eu – хорошо+phemi – говорю) – троп слова, представляющий собой слово или выражение, смягчающее или заменяющее оборот, который по каким-то причинам не может быть употреблен. Чаще всего эвфемизм используется для замены нормативной лексики, либо грубых выражений, либо табуированных терминов в той или иной социальной группе. Пример эвфемизма: “не очень доволен” вместо “разозлился”, “достиг успехов” вместо “занял первое место”.

Эвфемизмы подобного рода широко представлены как в литературных произведениях, так и в фильмах, мультфильмах и т.д.

Эвфемизм нередко связан с иронией.

Очень важный аспект в понимании эвфемизмов видит Т.В. Кочеткоыва, которая считает, что их использование является не только проявлением элитарной речевой культуры, но и «своеобразной лакмусовой бумажкой, помогающей определить тип речевой культуры говорящего, поскольку именно они свидетельствуют о чуткости носителя русского языка к любым изменениям в области культуры человеческих отношений, а также об его индивидуальных возможностях нравственных оценок всего происходящего». (Т.В. Кочеткова. Эвфемизм в речи носителя элитарной культуры).

Сегодня, как и ранее, к эвфемизмам очень часто прибегают в различного рода сленгах профессиональных, социальных или возрастных группах.

О. Бальзак и В. Гюго в своих романах тщательно исследовали данное явление. Значительное внимание уделил ему и академик Д.С. Лихачев. Воровской жаргон отнюдь не так примитивен, как его иногда считают. Иногда он отличается весьма тонкими эвфемизмами.

В политической деятельности, а также в общении преподавателей со студентами, родителей с детьми, мужей и жен постоянно приходится прибегать к разного рода эвфемизмам.

Часть 2:Риторические фигуры

Риторические фигуры

Фигуры (греч. shema – образ, вид, форма; от лат. Figura – очертания, внешний вид, образ) – в общем случае любые обороты речи, отступающие от естественной нормы. Фигуры, писал Квинтилиан, «некоторый оборот речи, от общего и обыкновенного образа изъяснения мыслей отступающий». Современное языкознание не выработало строго определения фигур. Существуют различные классификации фигур, разнообразные точки зрения на понимание их сущности. Впервые анализ фигур был предпринят представителями античной риторики.

Фигуры слова делятся на три группы: 1) фигуры прибавления; 2) фигуры убавления; 3) фигуры расположения, или перемещения. Фигуры прибавления, в первую очередь, включают различного рода повторы, а также ряд других фигур. Наиболее распространенными фигурами прибавления являются анафора, или единоначатие; эпифора; симплока; эпаналепсис; анадиплосис; градация; полиптотон, или многопадежие; полисиндетон, или многосоюзие. Фигуры убавления включают в себя эллипсис , или эллипс; силлепсис, или силлепс; асиндетон, или бессоюзие; зевгму; усечение. Фигуры расположения (перемещения) – это различные варианты инверсии, параллелизма, а также хиазм. Инверсия, или переворачивание, в свою очередь, включает анастрофу и гипербатон.

Видами параллелизма являются изоколон, антитеза, причем антитезу не редко относят и к фигурам мысли, а также гомеотелевтон, т.е. подобие окончаний, своего рода зародыш рифмы. По мнению М.Л.Гаспарова, к этим трем группам фигур можно присоединить и четвертую группу – фигуры переосмысления. В нее, считает он, входят тропы: 1) с переносозначения, такие как метафора, метонимия, синекдоха, ирония; 2) с сужением значения – эмфаза, или эмфазис; 3) с усилением значения – гипербола; 4) с детализацией значения – перифраза, или перефразис.

Фигуры мысли классифицировать гораздо сложнее из-за большой размытости критериев отбора, весьма частой нарочитой изощренности и вычурности, привязанности к специфике определенного языка, например латинского, и т.д.

М.Л. Гаспаров считает, что в зависимости от обилия фигур стиль может быть охарактеризован (нетерминологически) так: 1) «объективный» (фигуры мысли, уточняющие смысл предмета: определение, уточнение, антитеза разных видов); 2) «субъективный» (фигуры мысли, уточняющие отношение к предмету: восклицание, олицетворение); 3) «лирический» (фигуры мысли, уточняющие контакт со слушателями: обращение, вопрос, амплификация, умолчание); 4) «пространный» ( фигуры прибавления); 5) «сухой» (фигуры убавления; 6) «образный» (фигуры переосмысления).

Большое внимание анализу фигур уделял Н.Ф. Кошанский. Сопоставляя тропы и фигуры, он отмечал: «Фигура есть оборот слов, или мысли, отступающий от простой, обыкновенной, холодной речи – выражение, исполнение чувства, - язык страстей. Теоретики-риторики, анализируя возможности, которые дает испорльзование фигур, отмечали, что благодаря их применению естественность выражений изменяется в сторону большей поэтичности и красноречия, так как фигуры есть обновление формы речи при помощи некоторого искусства, они устроняют ощущения обыденной и однообразно построенной речи и избавляют нас от вульгаризмов(Квинтилиан).

Самая сложная и тщательно разработанная классификация фигур принадлежит Фонтанье:

Фигуры

Словесные фигуры

Фигуры мысли

Тропы

Не - тропы

Фигуры значения

Фигуры выражения

Фигуры произнесения

Фигуры конструкции

Фигуры элокуции

Фигуры стиля

Анафора

Анафора ( от греч.anaphora – вынесение вверх), или единоначатие – фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Анафора – это повторение слова или группы слов в начале нескольких периодов или стихотворных строф.

По мнению Квинтилиана, многократное повторение одних и тех же начальных слов может выражать собой резкость и настойчивость. Деметрий в трактате «О стиле» на основе анализа стихов Сафо отмечал особую красоту анафоры.

Соединение анафоры и эпифоры представляет собой изысканную фигуру – симплоку. Например у Б. Пастернака «Зимняя ночь»:

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Эпифора

Эпифора (от греч. epiphora – добавка; другой вариант этимологии: от греч. epi – после + phoros несущий) – фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Эпифора – это тождество, или повтор слова, группы слов, речевых конструкций в конце нескольких предложений, строф или стихов.

Например у Н.В.Гоголя в «Мертвых душах»: Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики. Или:

Я обманывать себя не стану,

Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном,

Отчего прослыл я скандалистом?

И теперь уж я болеть не стану.

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

С. Есенин

Эпифора, как фигура, противоположна анафоре, в соединении с которой образует новую фигуру – симплоку.

Симплока

Симплока(от греч.symploke – сплетение) – фигура слова, относящаяся к группе фигур прибавления. Симплока – это повторение начального и конечного слова (или нескольких слов) в соседних фразах, но чаще в смежных стихотворных периодах. Автор «Риторике к Геренею» отмечал, что при применении симплоки «дается частое повторение начального слова с неоднократным возвращением к конечному». Симплоку иначе можно определить как соединение анафоры и эпифоры. Симплока, как уже было отмечено, может быть представлена повтром несколько слов как в начале, так и в конце строфы.


Марина Цветаева:

В лоб целовать - заботу стереть.

В лоб целую.

В глаза целовать - бессонницу снять.

В глаза целую.

В губы целовать - водой напоить.

В губы целую.

В лоб целовать - память стереть.

В лоб целую.

Градация

Градация (от греч.klimax – лестница, ступенчатость, климакс; от лат.gradatio – постепенное повышение) – фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Градация имеет два основных значения: 1) узкое – цепочка анадиплосисов, т.е. фигур, заключающихся в том, что окончание первого периода является началом второго; 2) в широком смысле слова градация: а) последовательное нагнетание однородных выразительных средств речи(климакс); б) наоборот, их последовательное ослабление (антиклимакс). Примеры климакса:

a. «Пришел, увидел, победил» (Юлий Цезарь);

b. «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (А. Грибоедов);

c. «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид» (С. Аксаков).

Полисиндетон

Полисиндетон (от греч.polysyndeton – многосоюзие), многосоюзие – это фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Полисиндетон – это преднамеренное, избыточное увеличение количества союзов, создающее впечатление возвышенностм стиля.

Наиболее распространенным является вариант полисиндетона, основанный на повторе соединительных союзов. Особую выразительность приобретает полисидентон, построенный при помощи разделительных союзов. Пример полисиндетона:

Все в жертву памяти твоей:

И голос лиры вдохновенной,

И слезы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

Я славы блеск, и мрак изгнанья,

Ц светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта