Смекни!
smekni.com

Исскуствоведческий текст как средство формирования культуроведческой кооперации на уроках русского языка (стр. 8 из 9)

7. Работа над черновиками по вариантам:

I вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

(Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).

II вариант: Какими изображены деревья?

(Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).

III вариант: Опишите деревушку.

(Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…)

8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные ударыколокола...)

9. Палитра художника.

Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой,серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).

Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).

10. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).

11. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

1. Н.П.Крымов - художник-пейзажист.

2. Зима в изображении художника (снег, небо, тени).

3. Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

4. Палитра художника.

5. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Выбор жанра

В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе).

Подведение итогов

«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г.Свиридова «Пастораль».

Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.

План-конспект №2.

Сочинение-рассуждение на основе картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне»

Цели и задачи:

1)научить учащихся строить текст-рассуждение на основе осмысления картины;

2) обогатить их лексический запас новыми словами (библейская тема, искусствоведческие термины);

3) научить анализировать искусствоведческий текст.

Рассказ о художнике. (Сообщение ученика).

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) родился27 мая 1837 г. в городе Острогожске Воронежской губернии. Отец его служил писарем в городской управе. Рано обнаружившееся влечение Крамского к искусству не встречало сочувствия у окружающих.

Его основным занятием в юности было ремесло ретушера. Вместе с передвижной фотографией он путешествовал по городам России. Попав в Петербург, Крамской сблизился с молодыми художниками, которые усмотрели у ретушера талант рисовальщика и начали его уговаривать поступить в академию. Осенью 1857 г. Крамской был принят в Академию художеств.

Уже на второй год пребывания в Академии Крамской подверг критике основы академической эстетике - слепое подражание классическим образцам, которые не должныи не могут заслонить человеческой жизни. Он организовал у себя дома вечера, на которых молодые художники обсуждали проблемы искусства. Краеугольные положения новой художественной идеологии - любовь к живому человеку. Из этих вечеров впоследствии выросли Артель художников и Товарищество передвижных выставок, душой и сердцем которых стал И.Н. Крамской. Он считал, что художник должен быть выразителем важных сторон жизни общества, отображать жизнь своего народа, своей страны.

В творчестве И.Н. Крамского нашли воплощение философские раздумья о жизни, о взаимоотношениях личности и общества. Он был замечательным мастером портрета, в котором продемонстрировал необычайную проницательность в понимании человека, углубленное внимание к его духовной жизни: « Автопортрет» (1867), « Портрет Л.Н. Толстого» (1873), «Портрет П.М. Третьякова» (1876).

26 декабря 1872 года на второй передвижной выставке, состоявшейся в Петербурге, появилась его картина «Христос в пустыне». Картина сразу захватила зрителей своим содержанием и тем, как она была исполнена. Все в ней казалось необычным, привлекало внимание, заставляло простаивать перед нею часами, вдумываться в неё, спорить.

Л.Н. Толстой в письме к П.П. Третьякову заметил, что Христос Крамского- «это лучший Христос», которого он «знает».

Беседа культурологического характера.

- Ребята, рассмотрите репродукцию картины «Христос в пустыне» и скажите, что значит библейский сюжет?

- Как называютсяпервые четыре книги «Нового Завета»? (Евангелие)

- Знаете ли вы, кого христиане называют Христом? Что значит его имя - Иисус? (Сын Бога, мессия, посланный на Землю для спасения людей).

- Как называли Иисуса Христа на Руси? (Спаситель, спас – отсюда Храм Христа Спасителя, икона Спаса нерукотворного.)

- Знаете ли вы, какой эпизод из жизни Христа, описанный в Евангелии, лег в основу сюжетакартины Крамского « Христос в пустыне»? (Название картины подсказывает нам, что ее содержание основано на фрагменте из Библии, где говорится о пребывании Иисуса Христа в пустыне).

- Давайте прочитаем отрывок из Евангелия от Матфея, где рассказываетсяоб искушении Христа дьяволом во время сорокадневного одиночества. (Текст на карточках раздается учащимся.)

Беседа по отрывку из библейского текста.

- Соответствует ли содержание картины прочитанному отрывку из Библии?

- Как вы думаете, почему художник обратился именно к этому библейскому сюжету?

Словарно-стилистическая работа.

Перед чтением текста объясняем смысл старославянских слов:

взалкал- испытал, почувствовал голод;

сии - эти;

уста- губы;

святой город – Иерусалим;

поставляет – ставит;

заповедает – велит;

не предткнешься – не споткнешься;

весьма – очень;

падши – упав;

приступили – появились и подошли.

Текст из Библии.

«Тогда Иисус возведен был духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты сын Божий, бросься вниз, ибо написано: ангела Своим заповедает о тебе, и на руках понесут Тебя, да не предкнешься о камень ногою Твоею. И Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира славу их и говорит ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и – се, Ангелы приступили и служили Ему».

Беседа по картине

- Какими мыслями и чувствами откликается ваш ум и сердце на картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне»?

- Назовите композиционные и художественные средства, к которым обратился автор художественного полотна, чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья?

- Какой композиционный прием использует художник, чтобы усилить соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?

- Монолитная фигура Христа словно вросла в камни окружающей пустыни. Какое эмоциональное воздействие она оказывает на вас?

- Помогает ли пейзаж, изображенный на картине, понять одиночество человека перед главным выбором в жизни?

- Как вы думаете, с какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана эта картина?

- Что нового может принести в вашу жизнь знакомство с этим произведением живописи?

Искусствоведческий текст

«Художник в картине «Христос в пустыне» своеобразно и смело трактовал Евангельский сюжет.

По-видимому, он представлял своего Христа как дальнейшее развитие образа, данного Ивановым картине «Явление Христа народу». Но он начисто решил Христа всех атрибутов божественности и даже величия. Это совершенно обыкновенный человек, более того, это современник Крамского, с мыслями и чувствами, порожденными той эпохой, свойственными каждому, и, прежде всего самому Крамскому.

Саму картину Крамской описывает следующими словами: «На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит один между камнями; руки судорожно и крепко, крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены и голова опущена. Крепко задумался, давно молчит,так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов…Ничего но не чувствует, что холодно немножко…»