Смекни!
smekni.com

Великий, могучий и прекрасный русский язык (стр. 1 из 2)

2007 – Год русского языка

«Великий, могучий и

прекрасный русский

язык»

Лекция

Учитель русского языка и

литературы

Самойлова Светлана

Викторовна

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа

Его душа и быт родной

П. А. Вяземьский

Старший брат!.. Горячей любовью к младшим

бьется твое великое сердце. Твой язык – язык

борцов и мудрецов – стал первым языком на –

родов. На русском языке говорит совесть мира.

Мустай Карим

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.

Русский язык – это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык – это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках че­ловечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требо­вательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, неже­ли другим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, все­гда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у заме­чательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и заве­щали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и сво­бодный русский язык!»-писал И. С. Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература - искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств - все воссоз­дается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.

Никто не рождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека,— результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспиты­вает чувство языка? Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняет яркость выразитель­ных средств и чистоту народного языка; учителя, кото­рые проводят уроки с любовью и вниманием к родному языку (будь это даже уроки математики, географии, физкультуры или труда); книга большого писателя, театр, радио, телевидение — все это способствует выра­ботке хорошего лингвистического вкуса у детей и взрос­лых, у всех слушателей и читателей.

Нередко рассуждают таким образом: «Конечно, мате­матику или физику надо специально изучать. Но что ка­сается языка, то уж говорить-то я умею без всякой науки». В самом деле, язык — явление совершенно осо­бенное в жизни человека. Важнейшее средство обще­ния — язык — доступно каждому с детства и используе­тся постоянно каждым членом данного общества. Это создает у человека иллюзию, что он полновластный хо­зяин своей речи: кажется, что «мои» лингвистические вкусы, «мои» взгляды на язык и «мои» объяснения — объективная истина, обязательная для всех других. Здесь и кроется причина появления невежественных с точки зрения науки «открытий» и ходячих мнений, хо­тя и возникают обычно они из искренних и совершенно добросовестных побуждений.

Конечно, есть такие скептики, которые считают: «Как сказал — так и ладно. Все равно поймут»! Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие «неувязки» выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на своем собственном опыте. Значит, нельзя руководствоваться нехитрым правилом «все равно поймут». Нет, неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь — не­правильно и поступишь. Значит, культура речи не лич­ное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.

Что же такое культура речи? В узком лингвистиче­ском смысле — это владение языковыми нормами (в про­изношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и т. п.), а также умение пользоваться выразитель­ными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Но культура речи в более широком смысле — это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.

Само слово «культура» (от латинского сultura) бук­вально значит «возделывание», «обрабатывание». Это то, что «обработано», «возделано» и передано нам по наследству нашими предшественниками; это то, что «об­рабатывается» и «возделывается», шлифуется нами, что­бы передать следующим поколениям.

Язык — важнейшее средство человеческого общения и орудие художественного творчества. Культура речи (или культура языка)—это степень нашего владения неистощимыми богатствами языка. В этом смысле и го­ворят о высокой культуре речи или о низкой, недоста­точной речевой культуре того или иного человека и т. п. Как и в любой области знаний, совокупности навыков здесь все зависит от нас самих, от нашего желания овладеть высотами культуры.

В апреле 1941 года, выступая перед московскими школьниками-старшеклассниками, Михаил Иванович Калинин сказал: «Чтобы стать творцами большой жиз­ни, вам надо овладеть тремя предметами вашей учебной программы». В числе трех главных школьных дисцип­лин Михаил Иванович назвал физкультуру. По­нятно, почему он поставил ее в ряд основных предметов: нам надо готовить себе здоровую смену. Молодежь должна быть сильной, ловкой, выносливой, а все эти качества воспитывает и развивает физическая куль­тура.

Другой предмет, который Калинин считал одним из главных в школьном преподавании, предмет, необходи­мый людям разных профессий,— это математика. В наш век технического прогресса нет необходимости доказывать правильность этого утверждения.

Однако интересно и знаменательно, что среди трех главных учебных предметов на первое место Михаил Иванович ставит изучениерусскогоязыка. «Прежде всего,— говорил он,— вы должны хорошо знать русский язык. Ведь нет такой науки, которую вам при­дется изучать, нет такой сферы общественной деятель­ности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необ­ходимо для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний».

Сказанное Михаилом Ивановичем много лет назад с полным основанием можно адресовать и современной молодежи. Знание русского языка во всем его богатстве необхо­димо людям всех специальностей.

Правда, никто не может заставить человека говорить правильно, ярко, точно, выразительно, если он сам этого не хочет. Но помочь человеку понять, почему он должен стремиться к овладению всеми тонкостями речи,— это долг каждого, кому дорог наш язык.

Л. Н. Толстой говорил: «Слово — дело великое. Ве­ликое потому, что словом можно соединить людей, сло­вом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Со­ветский писатель А. Н. Толстой справедливо считал, что «обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А И. С. Турге­нев призывал: «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...»

В наши дни русский язык поистине становится ин­тернациональным. И это повелевает нам высоко держать знамя русского языка. Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту, правиль­ность, точность и выразительность. «Мал язык — да го­рами качает!» — говорит пословица. Так будем же с ува­жением относиться к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми бо­гатствами русской речи.

И для того, чтобы понимать все, что происходит в окружающем мире, для того, чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно не только дома, но и на собрании, кое-как пишем не только весточку родным, но и заметку в стенгазету, читаем безграмотные вывески и объявления, слышим искажен­ную речь в трамвае, в магазине и миримся с этим, не обращаем на это внимания, не придаем этому зна­чения.