Смекни!
smekni.com

Горбачев - президент СССР. Кризис национальных отношений в Прибалтике и Закавказье (стр. 5 из 7)

Проблемы регионы рассматриваются во многих современных исследованиях.[19]

Конец XX – начало ХХ1 вв. ознаменовались драматическими событиями. Южный федеральный округ и Кавказ вовлечены в процессы глобализации и испытывают все ее противоречия и в то же время переживают такое всемирное явление, как взрыв этничности.

Ослабление российского государства, ошибки политиков и негативные последствия общественных преобразований последнего десятилетия дали возможность проявиться деструктивным силам на Кавказе, которые задались целью разрушить территориальную целостность России и мирную жизнь людей. Им удалось развязать международные конфликты, которые привели к огромным человеческим жертвам и материальным потерям.

Неурегулированность вооруженных конфликтов на территории Закавказья, сложные межэтнические отношения, трудности социально-экономического развития являются основой для эскалации кризисных ситуаций в северокавказских республиках РФ. Радикальный национализм, политический и религиозный экстремизм, вооруженные конфликты на Северном Кавказе - реальная угроза национальной безопасности России.

В настоящее время федеральные власти демонстрируют безусловное стремление сохранить и упрочить территориальную целостность России, очистить регион от экстремистских и террористических организаций. Эти проблемы рассматриваются в качестве приоритетных в Концепции национальной безопасности РФ, где, в частности, указывается, что национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Крайняя сложность ситуации, помимо прочего, заключается в том, что христианские и мусульманские анклавы в регионе перемешаны. Сказали свое слово история, особенности миграционных процессов в течение столетий и даже тысячелетий.

Все это постоянно продуцирует здесь предпосылки для споров, противоречий, стычек на межрелигиозной основе. На этнополитическую ситуацию в регионе все более возрастающее влияние оказывают активное проникновение религиозного экстремизма (ваххабизма), попытки политизации ислама, что наглядно проявилось в последние годы в Чечне и Дагестане.

Межнациональные конфликты, а также территориальные споры возрождают сохранившиеся в памяти некоторых народов Кавказа исторические обиды на репрессивную по отношению к ним политику царизма, последствий непродуманной переселенческой политики Российской империи, а также советской власти, многочисленные перекройки административных границ без учета исторически сложившихся реальностей региона.

Многие исследования[20] последних лет свидетельствуют, что ислам и мусульмане Советского Союза являлись объектом внешнего воздействия, и субъекты этого внешнего воздействия стремились и стремятся превратить мусульман из лояльных граждан этого государства в некую антигосударственную силу. Распад СССР и создание СНГ в какой-то степени стало следствием искусственно созданного (или возрожденного) напряжения по линии государство - ислам, государство - мусульмане. Вызов, внедряемый извне - исламский экстремизм в форме ваххабизма[21].

Формы и методы внедрения ваххабизма многочисленны и разнообразны - направление миссионеров; идеологическая обработка мусульман из государств СНГ, прибывающих на хадж в Саудовскую Аравию; деятельность формально неправительственных фондов; вторжение из-за рубежа боевиков и вооруженных групп; террористическая активность; создание форпостов ваххабизма - Чечня при Дудаеве-Яндарбиеве-Масхадове, Дагестан (Кадарская зона) и другие.

Несомненно, распространители ваххабизма стремятся к распространению новой модели мироустройства. В том числе они стремятся к тому, чтобы идеи, сформулированные Ибн-Абд-аль-Ваххабом и его последователями заменили, вытеснили ислам, распространенный на Кавказе, они реализуют задачу превращению ваххабизма из численно ограниченного направления в исламе, которое многие мусульмане расценивают как еретическое, в господствующее. Государства СНГ, в которых распространен ислам, оказались территорией, на которой развязана религиозная война, и первым объектом агрессии являются местные мусульмане.

Насущной для Закавказья становится задача выработки новой политики в области государственно-религиозных отношений. Нельзя исключать и того, что назреет задача выработки международно-правовых механизмов, регулирующих межрелигиозное сосуществование и взаимодействие. Новизна этого вызова предполагает также новую конфигурацию геостратегических союзов в формирующемся суперрегионе, охватывающем Ближний и Средний Восток, Центральную Азию, Кавказ, а также Северную Африку, регион Персидского залива, Юго-Восточную Европу - в суперрегионе, относительное единство которого заключается в том, что он превращен в арену разобщающей религиозной войны.

ВЫВОДЫ

Многие проблемы межнациональных отношений на пространстве бывшего Советского Союза во многом связаны с недальновидной и в целом неконструктивной национальной политикой Президента СССР Михаила Горбачева и его соперника, а затем и преемника первого Президента России – Бориса Ельцина. К созданию нового политического и административного режима общество не было объективно подготовлено. Переустройство страны происходило хаотично, без учета реальной этнополитической ситуации в различных регионах, что в конечном итоге привело к возникновению локальных вооруженных конфликтов на межэтнической почве, притеснению, ущемлению прав и свобод и дальнейшей масштабной миграции русскоязычных граждан из бывших республик СССР, и другим негативным явлениям того же порядка. Низкое качество российской дипломатической работы в последние годы в Прибалтике и других новых независимых государствах лишь продолжает уже сложившуюся традицию произвола в отношении соотечественников за рубежом.

Несмотря на вышеизложенные факты, трудности, переживаемые в настоящее время в отношениях России со странами Прибалтики, можно предположить, что интеграционные процессы между нашими странами имеют перспективы развития. Предпосылкой этому может служить то, что у наших народов имеются общие экономические и исторические традиции, сложившаяся хозяйственная кооперация, взаимодополняемые природные и другие ресурсы, общие задачи и перспективы в формировании и совершенствовании рыночных структур и механизмов, демократических институтов, межгосударственных отношений. Здесь имеются развитые и взаимосвязанные культурные связи, образование и наука, межэтнические отношения и многие другие факторы, определяющие и развивающие объединительную тенденцию к интеграции.

Существуют возможности как в государственных (Администрация Президента, МИД РФ, Федеральное Собрание, региональные властные структуры) и экономических структурах (отдельные российские компании, их объединения, и т.п.), так и негосударственных организаций, которые могут быть более активно задействованы в деле улучшения наших двусторонних взаимоотношений на благо всех участников процесса. Но отсутствует механизм координации таких усилий. Нет взвешенной и последовательной политики в отношениях с русскими общинами в Прибалтике, ослабленными и раздробленными. Эта задача должна быть поставлена перед российскими ведомствами, наряду с реализацией конкретных инициатив с привлечением спонсорских средств по линии других организаций, имеющих контрагентов в Прибалтике. Предстоит активнее использовать инфраструктуру сотрудничества в регионе, предоставляемую Советом государств Балтийского моря, Северным Советом, организациями типа «Балтика Форум» и других.

Главная угроза безопасности в Закавказье исходит, на наш взгляд, от приверженцев ваххабизма, культивирующих так называемый «исламский фактор». Угрозу религиозного экстремизма нельзя недооценивать. В немалой степени именно религиозный экстремизм является главным катализатором антироссийских настроений в Закавказье.

Сложная обстановка на пространстве Закавказья обусловлена не в последнюю очередь отсутствием внятных теоретических и идеологических основ российской государственной политики вообще, внешней, федеративной, национальной, информационной и военной, в частности, что повлекло разнобой в оценках и практических действиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог нашему анализу, отметим, советское общество в предперестроечный период характеризовалось глубокой раздвоенностью: вся политическая жизнь и осмысление политических и экономических реалий настоящего должны были осуществляться в соответствии с четко заданными идеологическими канонами; быт общества, включая его культурные запросы, был не только вне идеологии, в значительной степени он противостоял ее догматам. Глубоко укоренившаяся потребительская ориентация общества усугублялась отсутствием нормального интеллектуального анализа действительности, задавленностью новых духовных исканий.

Перестройка, неосторожно запущенная М.С.Горбачевым, имела в качестве своего компонента смутное стремление советской интеллигенции к более эффективному и справедливому управлению. Но к созданию нового политического и административного режима общество не было подготовлено.

Собственно реформу системы хотел осуществить М.С.Горбачев с небольшой группой единомышленников. Но им не удалось справиться с невероятным грузом проблем, обрушившихся на них. КПСС были противопоставлены Советы, которые - через свободные выборы - были наделены обновленной легитимностью и реальной властью. Интеллектуально обескровленная компартия оказывала вялое сопротивление этому процессу.