Смекни!
smekni.com

Идеографические синонимы (стр. 4 из 4)

Особое впечатление на читателя обычно производит использование лексики «предельного значения» или «предельного стилистического диапазона». Напр.: Объектив не мог заглянуть ни в холодныеглязя фашиста, ни в пустые, дохлые зенки предателей-полицейских. С. Злобин, Пропавшие без вести. Кричали, что это грешно, даже подло; – что старика обманули, надули, облапошили, пользуясь его слабоумием. Достоевский, Дядюшкин сон.

Функция стилевой организации текста. Эта функция характеризуется стилистическим согласованием единиц текста с учетом его содержания в целом. Текст может быть построен либо в книжной, высокой тональности, либо в разговорной манере, либо нейтрально. Отсюда и выбор словарных единиц для лингвистической организации такого текста, в том числе и выбор синонимов. Ср.: И в неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами величественные и прекрасные перспективы Ленинграда: Нева, спокойно и величаво катившая свои холодные воды, набережная, каналы, дворцы (Фадеев, Ленинград в дни блокады) и др. А вот текст иной лингвистической организации: Долговязый, Алешка, ты стал… – сказала Аниська… – Да и ты вон какая верста, – ответил он. Лидин, Большая река. В первом отрывке лексема «величественный из синонимического ряда величественный – величавый – царственный согласуется своей коннотацией книжности, «высокости» с другими книжными словами отрывка (набережная, перспективы, дворец), с поэтическими метафорами (Нева катит холодные воды; рассеянный свет ночи). Во втором контексте диалоге весь лексический его состав, кроме нейтральных слов, согласуется на уровне стилистически разговорных слои (долговязый, вон какой) и органично включенного в этот контекст разговорного синонима 'верста» о высоком человеке.

Нужно отметить, что перечисленные функции синонимов не всегда представлены в чистом виде. Они могут совмещаться, образуя смешанные функциональные разновидности. Поэтому и приведенные выше примеры с функциональной точки зрения можно трактовать не всегда однозначно, а найти в них как семантические, так и стилистические оттенки. Так, случаи использования в художественной речи синонимов глаза – очи не обязательно представляют только стилистические их различия (нейтральное – книжное, поэтическое), так как в слове «очи» заключена как семантика слова 'глаза', так п нечто большее, поскольку, как говорили в старину, очи – «зеркало души человека», а уста – «источник речей премудрых», а не просто рот. Ср.: Они схватили его, зажали ему рот, чтобы не кричал. Помяловский, Очерки бурсы. – И я пою, но не за вами суд последний. Не вам замкнуть мои уста. Блок, Возмездие.

Умение учителя использовать синонимические возможности, богатства русского языка на уроках словесности является верным признаком его профессионализма и определенного мастерства: задача, которую он должен поставить перед собой, научить своих учеников чувствовать русский язык и пользоваться его богатствами, в том числе и в форме синонимии.