Смекни!
smekni.com

Лингвистические средства оценивания события (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

1. Понятие оценки с точки зрения философии и психологии. Лингвистические параметры понятия оценки

1.1 Оценка в философии

1.2 Оценка в психологии

1.3 Оценка в лингвистике

1.3.1 Оценка как модальность

1.3.2 Абсолютная и сравнительная оценка

1.3.3 Субъективный и объективный факторы в оценке

1.3.4 Оценочный и дескриптивный компоненты значения. Общая и частная оценка

2. Лингвистические средства оценивания события (на материале романов H.Fielding"BridgetJones’sDiary" и "BridgetJones: theEdgeofReason")

2.1 Лексические средства оценивания события

2.2 Грамматические средства оценивания события

2.3 Стилистические средства оценивания события

Заключение

Библиография


ВВЕДЕНИЕ

Язык отражает мир с различных сторон. Прежде всего, в языке представлена объективная действительность, имеющиеся в мире предметы, свойства, действия, включая человека с его мыслями, чувствами, поступками, и их соотношения. Эту сторону языковых выражений можно рассматривать как дескриптивную. В языке отражается также взаимодействие действительности и человека в самых разных аспектах, одним из которых является оценочный: объективный мир членится говорящими с точки зрения его ценностного характера — добра и зла, пользы и вреда и т. п., и это вторичное членение, обусловленное социально, весьма сложным образом отражено в языковых структурах.

Прежде чем преступить к рассмотрению данной темы, следует дать определение терминам "оценка" и "событие".

Оценка – это мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь [Ожегов 2003:474].

Событие — то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни; подмножество исходов эксперимента [Ожегов 2003:727].

Перед написанием данной работы был поставлен ряд задач– изучить различные аспекты оценивания события, а именно: философский, психологический и лингвистический, а также проанализировать романы HelenFielding"BridgetJones’sDiary" и "BridgetJones: theEdgeofReason", чтобы рассмотреть, при помощи каких средств дается оценка события.

Путем постановления данных задач, удалось достигнуть следующих целей: ознакомится с теорией по данной теме,и закрепить ее на основе анализа книг HelenFielding"BridgetJones’sDiary" и "BridgetJones: theEdgeofReason".

Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на различные спорына тему оценивания события,ученымтак и не удалось прийти к единому мнению.

Цель данной исследовательской работы ознакомиться с теорией по теме, то в ней будут освещаться лишь общеизвестные факты и теории, выдвинутые известными учеными. Новизна работы будет заключаться в анализе практической части, в которой будут представлены языковые средства, при помощи которых дается оценка события.

При написании работы использовались такие методы исследования, как, отбор материала по теме,ознакомление с теорией и применение теории на практике.

Чтобы подробно ознакомиться с теорией, во внимание, в основном, были приняты работы таких выдающихся ученых, какН.Д. Арутюнова и Е.М.Вольф.

Структура работы состоит из двух глав. В первой главе освещаются теоретические аспекты: оценка события с точки зрения философии, психологии и лингвистики. Вторая глава включает в себя практическую часть, в которой оценка события рассматривается на примерах.


1. Понятие оценки с точки зрения философии и психологии. Лингвистические параметры понятия оценки

1.1 Оценка в философии

Вопрос о том, "что такое хорошо и что такое плохо", занимает не только родителей и педагогов, он вставал и встаеткак и перед философами всех времен, так и перед всеми людьми. Сама постановка упомянутого вопроса в той или иной мере связана с исследованием значения и области приложения специфических для этики предикатов. Они обычно разделяются на два класса. К одному относятся понятия, связанные с обязанностями (долг, долженствование, правильность поступка), к другому — понятия ценности (достоинство, хорошее, плохое, достойное, недостойное и т. п.). Проблема системного описания этих категорий сводится к установлению связей между этими классами понятий и выявлению возможности определения одних из них в терминах других. В деонтологическихтеориях этики и в логике оценок считается первичным концепт ценности, добра, а понятие обязанности — производным от него. Аксиологические понятия образуют ценностные, а деонтические — нормативные суждения.

Поиск свойства "хорошести", напоминающий поиск философского камня, вовлек в круг внимания философов все виды оценок, в том числе гедонистические, эстетические и утилитарные. Более того, стремление найти простое решение и очевидные парадигмы побуждало философов в первую очередь обращаться к тривиальным ценностям.

Вопросы ценности и ценностных ориентаций исследовались главным образом в логике, где под оценкой обычно понимают суждение о ценностях. Проблема того, как понимать ценность, является предметом аксиологии, философского учения "о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности". Представления о природе ценностей исторически изменчивы и неразрывно связаны с общефилософскими взглядами авторов.Проблемы аксиологии были предметом многочисленных исследований в разных школах и концепциях.

Семантика оценочного оператора, или семантика "добра", обсуждалась в работах философов, начиная с античных времен. При этом было выдвинуто множество гипотез о значении или значениях "добра", в которых отражалисьобщефилософские концепции авторов. Представление о "добре" в философских концепциях связывается с этическими представлениями, с понятиями морали и моральных критериев. Поэтому оценочные значения исследуются, прежде всего, в работах по этике. В них рассматривается, в частности, семантика оценочных слов.

В трактатах крупнейших европейских философов о природе человека имеются дефиниции основных понятий, относящихся к добру и злу (хорошему или плохому), должному и недолжному. Кроме того — и это представляется нам важным — в их исследованиях постепенно вырисовывается концептуальный контекст и взаимосвязь категорий аксиологической и деонтической сферы. "Осмысление историко-философского опыта не просто позволяет воспользоваться его позитивными результатами и отбросить заведомо несостоятельные решения, но дает возможность воспроизвести структуру самой проблемы, уяснить ее природу и характер" [Дробницкий 1974:214].

Анализ аксиологических и деонтических понятий и их определение в трудах философов сближается с анализом и определением значения соответствующих слов в лингвистической и лексикографической практике. Есть сходство и в используемых философами и лингвистами методах анализа. Поэтому представляется возможным привлечь к рассмотрению семантики оценочных слов наблюдения и соображения философов и логиков, не вошедшие в лингвистический обиход.

В заключение стоит отметить, что многие философы и ученые все еще продолжают изучать оценочные предикаты. Однако эту проблему стали рассматривать не только с философской, но и с психологической стороны.

1.2 Оценка в психологии

Обращение к природе человека и комплексу его жизненных интересов при определении значения ценностных предикатов толкает исследователя на поиск "общей меры", одного субъективного (присущего человеку) психологического эквивалента, через который можно было бы сформулировать дефиницию, применимую ко всем видам добра и худа.

Определения хорошего и плохого через общий для каждой из этих категорий психологический коррелят постепенно прочно вошли в европейскую антропологию. Коррелят изменялся, принцип оставался неизменным.

Начнем рассмотрение с XVII в., века расцвета естественных наук, в котором сложился подход к человеку как органическому компоненту Вселенной. Природа человека представлялась аналогичной природе мира и, как всякая материя, разложимой на элементарные и сложные составляющие. Отношения внутреннего "я" и окружающей действительности в основном сводились к соответствию внешних воздействий вызываемым ими ощущениям. И это вполне естественно, поскольку XVII в. был веком изучения физических свойств материи и способностей человека воспринимать эти свойства. Принципы физического взаимодействия человека с материальным миром в большой мере определили представления о психическом взаимодействии человека и окружающей его среды.

Философы XVII в. осознавали, что перед исследователем психической природы человека, как и перед исследователем материи, встает задача выявления ее простейших составляющих, через которые определяются затем более сложные психические образования. Именно так подошел к изучению человеческой природы и Т. Гоббс. В эмоциональной сфере он выделил следующие простые страсти: желание, любовь, отвращение, ненависть, радость и горе [Гоббс 1964: 88]. Через них Гоббс определяет понятия добра и зла (хорошего и плохого). "Все вещи, являющиеся предметом влечения, обозначаются нами в виду этого обстоятельства общим именем добро, или благо; все же вещи, которых мы избегаем, обозначаются как зло" [Гоббс 1964: 239]. Гоббс, таким образом, определяет хорошее и плохое через модусы желания и отвращения и тем самым придает им статус свойств пропозиционального объекта. По форме такого рода определения могут быть названы модальными, или интенсиональными. В них хорошее и плохое предстает как признак, объединяющий объекты субъективных модусов и не существующий безотносительно к ним. Хорошее приравнивается к желаемому, плохое — к нежелательному. Разумеется, "неправедные" желания устраняются. Речь идет о должном, а не о действительном мире. Добро, таким образом, понимается как то, что удовлетворяет желания, то есть тот или другой вид потребностей человека, оно составляет необходимый атрибут желаемого. Такое определение тоже телеологично, оно подразумевает, что цель той деятельности, в которую вовлечено добро, состоит в удовлетворении жизненных потребностей. Между тем желание и отвращение — две психологические категории, сопоставленные хорошему и плохому, не совсем соотносительны. Если желание исчезает по мере его удовлетворения, то отвращение по мере его "преодоления" обычно лишь увеличивается. Желание связано по преимуществу с будущим, отвращение — с настоящим: его вызывают присутствующие (или воспроизводимые в воображении) объекты. Антонимом отвращения является не столько желание, сколько удовольствие, приязнь, "притяжение", влечение.