Смекни!
smekni.com

Стилистические функции синонимов в публицистических текстах (стр. 3 из 6)

· Три дня назад, когда шторм достиг десяти баллов, чума нашего похода – морская болезнь - безжалостно уложила половину экипажа. Мучительные головные боли свалили сладкоголосую филиппинку… (Эти синонимы отличаются яркой экспрессивной окраской: морская болезнь не случилась, а именно уложила и свалила)

· Также в тексте встречаются контекстуальные синонимы, морская чума, морская болезнь, мучительные головные боли, коварный недуг, что также является правильным стилистическим приемом и делают речь более разнообразной.

· Начну новую, праведную жизнь, маму проведаю, сына повидаю… ( эти синонимы, помимо того, что замещают друг друга, еще и создают нужное настроение. (Сравните: маму и сына проведаю – маму проведаю, сына повидаю)).

2.3 Функция разъяснения

Виду того, что функция разъяснения используется чаще всего для узкоспециальных терминов, то в публицистике она встречается редко. Авторы предпочитают не прибегать к таким терминам, а заменять их сразу синонимом, более понятным читателю и не требующим разъяснения. Однако встречаются следующие варианты (Приложение 2):

· Три дня назад, когда шторм достиг десяти баллов, чума нашего похода – морская болезнь – безжалостно уложила половину экипажа. (Контекстуальные синонимы, в таком виде журналисты могут использовать эту функцию для того, чтобы сделать придать тексту экспрессивную окраску)

2.4 Функции градации, сопоставления и противопоставления

Эти функция в публицистическом стиле используется реже, чем описанные ранее. Эти стилистические приемы характерны в большей степени для художественного стиля. Однако в публицистическом стиле эти приемы все же встречаются (Приложение 3):

· Петр волок Россию страшным, варварским способом. (градация ,здесь сами слова не являются синонимами, однако имеют общее значение, важно отметить, что для построения градации часто используются слова, не доходящие до синонимии)

В контексте рассмотренных функций следует уделить внимание художественно-публицистическим жанрам, а в частности жанру очерка, который максимально приближается к художественному стилю. Здесь синонимия используется очень активно. Для примера взят очерк из «Женской газеты». (Приложение 4). Автор пытался придать тексту максимум экспрессии. Но этот очерк не является положительным примером. Он насыщен синонимами, однако эти синонимы часто повторяются, также в тексте встречаются так называемые «штампы». Все это свидетельствует о низком уровне языкознания:

· Сумерки нежно окутали город, погружая его в дивное очарование вечера. В свете фонарей мерцали снежинки, падая на землю и покрывая ее нежным пушистым одеялом. Татьяна брела по городу, опустив голову, не замечая ни прохожих, ни этой дивной красоты. (В следующих друг за другом предложениях употреблены одни и те же слова, следовало бы заменить синонимами. Однако стоит обратить внимание на синонимы, имеющие яркую экспрессивную окраску: окутали, дивное очарование, мерцали, брела)

· Сережка – ее замечательный младший сын женился месяц назад и уехал от нее. Да и Ириша – Сережкина жена – девочка просто замечательная, общительная и добрая. Когда они уезжали, Лизе было всего четыре месяца, а сейчас с фото на нее смотрел такой замечательный большой человечек. (В тексте часто повторяется это слово, для характеристики людей с легкостью можно подобрать синонимы, характеризующие человека более точно)

· Татьяна безумно скучала по своей маленькой внучке Лизоньке. (яркая экспрессия выражения)

· Так летели годы.

· Она практически не изменилась, ее глаза остались такими же задорными.

· Любочка с кем-то весело болтала по телефону, смеялась. Женщины обнялись стали весело болтать о своей жизни. Но говорила практически все время Люба, она всегда была очень веселой девушкой и могла часами рассказывать интересные истории. (ненужное повторение, необходимо заменить синонимами)

Несмотря на некоторые стилистические замечания, текст сильно приближен к художественному стилю, а синонимы направлены на создание нужного настроения.

2.5 Ошибки при употреблении синонимов

В публицистических текстах разных жанров встречаются ошибки при употреблении синонимов, которые возникают, вероятно, из-за неаккуратного отношения к выбору определенного слова, к его эмоционально-экспрессивной окраске, из-за скудности словарного запаса, невнимательности (Приложение 5):

- Поблагодарил за огромную помощь и поддержку

Здесь явная ошибка, возникшая из-за стремления говорящего сделать речь более насыщенной и убедительной, что привело к неоправданному нанизыванию синонимов, тавтологии.

- это бренд, знаменитый во всем мире

В этом контексте синоним употреблен неправильно. Необходимо заменить либо на знаменитый на весь мир, либо подобрать синоним – известный во всем мире, лексическая несочетаемость.

- Беларусь уже 15 лет работает с корпорацией ( это слово стоит заменить на слово сотрудничает, т.к. стилистически правильно именно так)

При разработке темы данной работы я обратилась к своим публицистическим текстам, опубликованным в «Белорусской ниве». Замещение одного слова синонимом, либо синонимичными конструкциями применялось при написании материалов по статистическим данным. В материале «Пока сдашь - намучаешься» были применены конструкции, хоть и не доходящие до синонимии, однако несущие схожий смысл – 7,4 проц. считают; 14,8 проц. уверены; 18,5 проц. пожаловались; 48,1 проц. ответили скептично. (Приложение 6)


Заключение

Синонимия русского языка заслуживает большого внимания. Это явление сейчас плохо изучено применительно к публицистическому стилю, который представляется смешением экспрессии и стандартов. Четко прослеживается взаимосвязь между жанрами журналистики, характером издания и насыщенностью синонимами.

Итак, информационные и аналитические жанры – это жанры, которые менее всего насыщены экспрессией. В центре – факт и анализ. По характеру использования языковых средств они приближаются к научно-деловому стилю, обладая чертами фактологичности, документальности в передаче информации. Эти жанры приближены наиболее к нейтральному языку и менее всего насыщены синонимами. Единицы языка принимаются здесь обычно в своем прямом номинативном значении, т.е. имеют лишь один уровень понимания – семантический. Здесь основная функция употребляющихся синонимов – это точность в передаче информации, конкретика.

Художественно – публицистические жанры же, напротив, привлекают для эмоционального воздействия на читателя все языковые средства, в том числе и синонимию, т.к. она позволяет максимально выразить экспрессивность. Здесь к содержательному уровню понимания, характерному для информационных и аналитических жанров добавляется уровень дополнительных значений, «коннотаций», приобретаемых в широком контексте. Эти жанры имеют открыто оценочный, ярко публицистический характер и направлены на агитационное воздействие, по определенным параметрам сближаясь с художественной прозой.Синонимия приобретает здесь ярко выраженный экспрессивный характер.

Однако эта грань очень условна. Современной тенденцией в журналистике является смешение жанров. Сложно найти сейчас какой-либо жанр в «чистом» виде. Поэтому можно наблюдать переплетение экспрессии и стандартов в большинстве газетных статей.


Список использованных источников

1. Брагина, А.А. Функции синонимов в современном русском языке. – Москва, 1979.

2. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка. Высшее образование. Издание шестое. – Москва, 2005.

3. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – Москва, 1993.

4. Романова, Н.Н. Стилистика и стили. Учебное пособие / А.В. Филиппов.– Москва, 2009.

5. Словарь синонимов и антонимов / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург, 2007.

6. Солганик, Г.Я. Практическая стилистика русского языка. – Москва, 2006.

7. Солганик, Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учеб. пособие для студ. фак. журналистики / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. – 2-е изд, испр. – Москва, 2004.

8. Стилистика и литературное редактирование / под ред. В.И. Максимова– Москва, 2004.

9. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / Под ред. А.П. Сковородникова. – Москва, 2005.


1.

Приложение 1

В центре событий

Теплу - дорогу

Объекты социальной сферы Минской области уже полностью подключены к теплоисточникам.

Как сообщили «МП» в управлении жилищно-коммунального хозяйства облисполкома, в этом перечне — детские дошкольные, школьные, лечебно-профилактические, медицинские и учебные учреждения, а также учреждения соцобеспечения, музеи и государственные архивы.

Завершается поэтапное подключение к теплу жилищного фонда. Проблем с этим пока нет, за исключением отдельных объектов в Минском и Смолевичском районах. Однако и там, как заверили коммунальники, вопросы будут решены в рабочем порядке.

Михаил ПЕТРОВСКИЙ.

Где служит лучший участковый?

В управлении внутренних дел Миноблиспол-кома состоялся ежегодный конкурс на звания «Лучший участковый инспектор милиции Минской области - 2010» и «Лучший участковый инспектор по делам несовершеннолетних Минской области - 2010».

Как рассказал начальник отделения информации и общественных связей УВД Миноблисполкома Александр Да-нильченко, участниками мероприятия стали сотрудники органов внутренних дел области, занявшие первые места в районных смотрах участковых инспекторов милиции.

По итогам конкурса лучшим участковым инспектором милиции Минской области 2010 года был признан старший участковый инспектор милиции Вилейского РОВД майор милиции Николай Мягков. Второе место досталось участковому инспектору милиции Дзержинского РОВД капитану милиции Михаилу Сапунову. «Бронза» — у участкового инспектора милиции Червенского РОВД лейтенанта милиции Павла Шинкевича.