Смекни!
smekni.com

Руны как символический код общегерманских культурных ценностей (стр. 3 из 3)

О чудодейственной силе и магическом применении рун сообщается в исландском героическом эпосе и сагах. В эддических «Речах Сигрдривы» разбуженная Сигурдом валькирия учит героя пользоваться рунами на все случаи жизни: руны победы следует вырезать на рукояти меча и дважды пометить именем Тюра; дабы уберечься от обмана, необходимо нанести на рог руны пива и начертать на ногте руну n; руны прибоя, если их выжечь на веслах и вырезать нa носу и на руле корабля, будут охранять его вбурном море; нарисованные на ладони повивальные руны окажут помощь при родах, целебные руны пригодятся для врачевания и т.д. Руническая магия не ограничивается нанесением соответствующих знаков на различныепредметы, руны также принимают внутрь, для этого резные руны соскабливают и смешиваютс медом. В другой песни «Старшей Эдды» —«Речах Высокого» рунам приписывается божественное происхождение («Руны найдешь // и постигнешь знаки, // сильнейшие знаки, // крепчайшие знаки, // Хрофт их окрасил, // а издали боги // и Один их вырезал»). В «Поезде Скирнира»посланец древнескандинавского бога плодородия Фрейра сватает за него Герд, но получает отказ. Только угроза вырезать руны «похоти, безумья и беспокойства» склоняет Герд к согласию на брак с Фрейром.

Поскольку вырезанные руны было принято окрашивать (в сакральных надписях — жертвенной кровью), для выделения частей фразы в рунических надписях могли использоваться разные цвета: на некоторых скандинавских рунических памятниках эпохи викингов нечетные слова окрашены красной краской, а четные слова - черной. Подобный прием обозначения словораздела служил не только для украшения, но и должен был значительно облегчать дешифровку надписи.

Знанием рун владели немногие, прежде всего, по-видимому, жрецы, они же мастера рунического письма. В надписях старшими рунами неоднократно встречается слово erilaz («Я, эриль, начертал руны»). Высказывалось предположение, чторуническое erilaz должно быть связано с названием германского племени герулов (лат. eruli),некогда населявших Зеландию или Ютландиюи, по сообщению готского историка Иордана,вытесненных оттуда в III в. данами. В герулахпытались видеть создателей или по крайнеймере посредников в распространении рунического письма. Согласно другой точке зрения, эриль в рунических надписях — не этнический, а социальный термин, возможно, обозначающий представителей военной касты. Подобный вывод основан на тождестве рунического erilaz древнеисландскому jarl — «правитель». В эддической «Песни о Риге», устанавливающей социальную стратификацию скандинавского общества, прямо говорится, что владение руним П.ом - привилегия высших его слоев: руны знает Кон (т.е. конунг), сын Ярла, и сам Ярл, получивший это умение от Рига, своего божественного предка. Не исключено, что, подобно исландскому годи позднейшей эпохи, эриль мог совмещать роль светского предводителя с жреческими функциями.

Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было связано ссакрализацией письма. Это явствует не только из практики употребления рун в их символических значениях, но и из надписей, в которыхруное П.о использовалось в его прямой функции, как средство для записи текстов. Во многих случаях содержание таких надписей, — этопрежде всего информация о самой руническойписьменности. Многие старшерунические надписи не содержат ничего, кроме перформативных формул: на погребальных камнях может отсутствовать имя умершего, зато нередко присутствует самоаттестация рунического мастера, фиксирующего произведенное им магическое действие: «Хадувольф поставил три руныfff» (Гуммарп, Швеция, VI в.), «Я начертал руны, происходящие от высших сил» (Нулебю, Швеция, VII в.). Прямое следствие сакрализациирунического письма — темнота и синтаксическая дефектность многих рунических текстов, очевидно, не предназначенных для прочтения. Известныслучаи, когда могильные камни, с вырезанными на них рун и помещали не на могилу, но зарывали в землю, обращая знаками вниз: надписи такого рода явно изготавливались не ради увековечения памяти об умершем, но с тем,чтобы уберечь захоронение от разорения иливоздействия враждебных сил.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руническое письмо явилось одним из крупнейших культурных завоеваний германских племен на заре эпохи переселения народов. Один из изводов североиталийских алфавитов был переработан проницательным и творчески высокоодаренным основателем рунического письма и приспособлен к фонологической системе германских племенных диалектов. Как это свойственно любому заимствованному алфавиту, руническое письмо с самого начала совмещало в себе два принципа: южноевропейский и германский. С одной стороны, здесь была представлена традиционная графическая система и палеографические приёмы, отражавшие накопленный столетиями и даже тысячелетиями опыт письменной фиксации многочисленных и разносистемных языков Европы и Азии, передаваемый от одного народа другому, а с другой, началась попытка адекватно отразить особенности фонологического строя древних германских диалектов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Словарь средневековой культуры. - М., 2003, с.415-423

2. Соловьева Л.Н. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И ИХ ЯЗЫКИ. (Введение в германскую филологию. - М., 1980. - С. 7-27)

3. Макаев Э.А. Язык древнейших рунических надписей (лингвистический и историко-филологический анализ). М., 2002 с.149

4. www.wikipedia.ru

5. Мельникова Е.А. СКАНДИНАВСКИЕ РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ.– М.: "Восточная литература" РАН, 2001, с.7-19

6. www.rbardalzo.narod.ru