Смекни!
smekni.com

Ораторское искусство становление и развитие (стр. 2 из 3)

Содержание речи должно раскрывать тему, и для этого используются факты, доводы, рассуждения, объяснения. Чтобы почерпнуть иллюстрирующий материал, можно воспользоваться:

- официальными документами;

- научной, научно-популярной литературой;

- справочной литературой: энциклопедиями, энциклопедическими словарями, статистическими сборниками, ежегодниками по различным вопросам, таблицами;

- интернет-сайтами;

- материалами СМИ;

- результатами социологических опросов.

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.

Ораторская речь состоит из трех частей: вступления, средней части (рассуждение) и заключения.

Психологи утверждают (и это доказано многочисленными экспериментами), что, в соответствии с так называемым «законом края», лучше всего усваивается то, что содержится в начале и в конце сообщения. Поэтому вступлению и заключению необходимо уделить особое внимание.

Функция вступления состоит в том, чтобы психологически подготовить аудиторию к восприятию темы, заинтересовать и создать психологически благоприятные условия для ее обсуждения. Для этого во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы, ее значение для данной аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса. Вступление должно быть кратким.

Заключение по продолжительности не должно превышать 1,5–2 минут. Здесь оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи. Народная мудрость утверждает: «Конец – делу венец». Поэтому убедительное и яркое заключение оставит хорошее впечатление от всей речи, неудачное – погубит даже неплохое выступление.

В средней части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируется и доказывается их правильность, анализируются примеры, таким образом, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Здесь нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоции, чтобы нужным образом повлиять на аудиторию, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.[2]

Работая над своим выступлением, необходимо учесть следующие рекомендации:

- быть последовательным в своей речи. Не переходить к следующему пункту выступления, пока не разъясните предыдущий.

- начинать выступление с наиболее существенных положений.

- не повторяться. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление. Если считаете необходимым повторить сказанное, дайте понять, что Вы это делаете намеренно.

- не отвлекаться на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.

- следовать принципу усиления, суть которого заключается в том, что значимость и убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.[1]

1.4 Запоминание и произнесение речи

Оратор должен произносить речь наизусть, т.к. слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа. Иногда приходится заучивать текст выступления, и это бывает оправдано, когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии. Заучивать можно небольшую по объему речь. Если же речь большая (лекция, доклад), то выучить ее на память удается не каждому, и тут могут возникнуть проблемы при воспроизведении: сильное волнение, шум в зале. Сбившись, оратор не всегда

может продолжить заученную речь. Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст: выделить основные смысловые части; подчеркнуть основные мысли; выделить фактический материал (фамилии, статистические данные, цитаты). Таким текстом легко будет пользоваться во время выступления, и само выступление создаст впечатление свободного владения материалом, даст возможность оратору свободно общаться со слушателями.

Не всегда у оратора есть возможность для предварительной подготовки выступления, и тогда приходится создавать речь в момент ее произнесения. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается непосредственный контакт со слушателями. Однако из-за неотработанности речь может быть не совсем гладкой, оратор не всегда успевает уложиться в отведенное время, некоторые вопросы остаются неосвещенными. «Творить речь» на глазах у слушателей – это высокое мастерство, результат долгой и кропотливой работы, показатель опыта и теоретической подготовленности оратора.

Следует помнить, что чрезвычайно действенным инструментом оратора является его голос. Уинстон Черчилль, выдающийся политический деятель и прекрасный оратор, очень тщательно готовился к каждому своему выступлению. Он по нескольку раз прочитывал готовый текст речи и делал пометки на полях, которые способствовали бы эффективному воздействию его слов на слушающих. Так, в одной из рукописей на полях была сделана следующая пометка: «Здесь следует повысить голос: аргументов не хватает!»

Примем во внимание этот пример и проанализируем, что нужно сделать, чтобы научиться эффективно владеть этим «оружием». Прежде всего, надо определить недостатки и достоинства своего голоса, а затем научиться выразительному чтению, что предполагает хорошую дикцию, средний темп говорения, умение ставить логические ударения и делать логические паузы, уметь варьировать диапазоны высоты голоса, применять разнообразные интонации.

Сведем рекомендации специалистов к следующим правилам произнесения речи:

- речь должна быть правильной во всех ее аспектах;

- надо избегать монотонности; придерживаться среднего темпа речи;

- говорить необходимо достаточно громко, чтобы все присутствующие могли хорошо слышать оратора.[2]

Существуют типичные недостатки ораторской речи. Обратим на них внимание.

Бедность словаря. Небольшое количество слов, которыми пользуется выступающий, постоянные их повторы действуют удручающе и свидетельствуют о его слабой образованности и низком интеллектуальном уровне. В речи должны содержаться синонимы, красочные обороты, сравнения.

Стилевое несоответствие. Следует помнить, что о предметах разного духовно-нравственного достоинства нужно говорить, используя разные стили: о важных делах нельзя говорить низким стилем, о печальных – веселым. Чем достойнее предмет речи, тем больше в ней должно быть высоких, торжественных слов. Жаргонных, просторечных слов вообще нельзя употреблять в ораторской речи.

Кроме того, не следует говорить слишком напыщенно или слащаво, что делает речь неестественной.

Длинноты. Слишком длинные замысловатые рассуждения подлежит сокращению, а сложные предложения разбиваются на 2-3 предложения.

Излишняя краткость. Опуская какую-то информацию или что-то недоговаривая, оратор делает свое выступление не совсем понятным. Говорить нужно не так, чтобы вас могли понять, а так, чтобы вас не могли не понять. Следует избегать употребления малоизвестных слов, узкоспециальных терминов, устаревших слов.

Моменты неблагозвучия. Необходимо избегать многочисленных звуковых заполнителей пауз (слов-паразитов) типа э-э-э-э…м-м-м-м…как это?…как его?… и др., а также неблагозвучных аллитераций – повторений согласного (Министр встретился с высокопоставленными представителями…).[4]

1.5 Контакт с аудиторией. Этика и эстетика ораторского выступления

Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями.

На его установление, несомненно, влияют, прежде всего, актуальность обсуждаемой проблемы, новизна в освещении данного вопроса. Опытные ораторы никогда не высказывают важных идей в начале выступления, поскольку знают, что на этой стадии аудитория еще только привыкает к выступающему. Иногда оратор нужно сделать спорное заявление, чтобы вызвать интерес слушателей.

Для установления контакта необходимо эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и присутствующие в аудитории должны испытывать сходные чувства по отношению к предмету речи, и выступающий должен «заразить» аудиторию своей заинтересованностью и эмоциональностью.

На установление контакта влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Важно, чтобы они почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Чем более уверен и внутренне спокоен выступающий, тем больше доверия будет проявлять к нему публика.

Особенностью психологии слушателей является и то, что они одновременно являются и зрителями. Поэтому все аспекты внешнего облика выступающего становятся предметом пристального внимания. Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем даже его внешний вид. Слушатели предъявляют к выступающему особые требования: они предоставили ему главную роль – оратор должен с этим считаться. Если он держит себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателей мгновенно сменится разочарованием и досадой.

Слушателям далеко не безразлично, смотрит ли оратор на аудиторию, как в пустое пространство, или же создается впечатление, что он обращается ко всем и к каждому. В правильной позе должны сочетаться непринужденность осанки и легкость движений. Жесты должны отвечать своему назначению: их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.[3]

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее уважение к слушателям, признание в них партнеров по общению, доброжелательность и профессионализм.