Смекни!
smekni.com

Город как объект семиотического анализа (стр. 5 из 5)

Несмотря на перенесение столицы в Санкт-Петербург Москва не теряла своей духовной значимости для страны. Российские императоры продолжали венчаться на царство в Москве, в Успенском соборе. Особая роль Москвы проявилась во время Отечественной войны 1812 года. Готовя русскую кампанию, Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце». Разорения войны 1812 года превращают Москву в страдалицу, вызвав сочувствие всей России, символом которого стало возведение в Москве храма Христа Спасителя.

В корне противоположный образ Москвы создаёт миф о Москве как «государстве в государстве». Эта идея в настоящее время прочно закрепилась в российском сознании и находит своё выражение в таких высказываниях жителей провинции, как «Москва – это ещё не Россия», «Москва – отдельное государство», в ироничном предположении, что москвичи сомневаются в том, «есть ли жизнь за МКАДом» В таком восприятии Москвы подчёркивается её принципиальная самодостаточность и оторванность от других регионов, тогда как образ Москвы как «сердца России» предполагает лишь средоточение в ней ценностей государства при сохранении неразрывной связи со всей страной. Идея «Москва – государство в государстве» строится в первую очередь на основе экономических и социологических показателей столицы, существенно отличающих Москву от регионов (плотность населения, бюджет, уровень безработицы, уровень доходов населения и т.д.). Примечателен также состав населения Москвы – почти половина жителей столицы родились не в Москве, и доля таких горожан растёт.

Список использованной литературы:

1. Лотман Ю.М. От редакции / Ю.М.Лотман // Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 18.)

2. Топоров В.Н. Пространство и текст/ В.Н.Топоров // Из работ московского семиотического круга. М.: «Языки русской культуры», 1997.

3. Забелин И.Е. История Москвы: Репринт. изд. 1913 года. - М., 1990.

4. Кудрявцев М. Москва - Третий Рим. - М., 1994.

5. Лихачев Э. О семи холмах Москвы. - М., 1990.

6. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. III. Таллинн: Александра, 1993. С. 201—212; Вилинбахов Г.В. Основание Петербурга и имперская эмблематика // Семиотика города и городской культуры. Петербург (Труды по знаковым системам. Вып. XVIII). Тарту: Тартуский университет, 1984. С. 46—55. См. также: Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко. СПб.: Стелла, 2001. С. 155—207.

7. Лобачев С.В. Лобное место в Москве. История и миф. Загадка “Хрущовской Степенной”. В журн.: Наука и жизнь, № 3, 1994.

8. Легеза С . В . Город как объект семиотического анализа: возможности исследовательских практик

В работе также использованы материалы Интернет-ресурсов:

www.krugosvet.ru

moscow.gramota.ru

ru.wikipedia.org

www.zpu-journal.ru