Смекни!
smekni.com

Мифологический тип мировоззрения (стр. 2 из 3)

нимание интеллектуального своеобразия мифа как автономной симво-

лической формы культуры, особым образом моделирующей мир.

В современном мире изучение мифа продолжается.

.

- 8 -

3. Миф и мифологичность.

а) Сущность мифа

Миф - не выдумка и не фантастический вымысел.

Миф - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это

- совершенно необходимая категория мыслей и жизни. Так, например,

Кант объективность науки связал с субъективностью пространства,

времени и всех других категорий.

Миф - необходимая категория мыслей и жизни. Это - подлинная

и максимально конкретная реальность.Многие мифологи сводят мифо-

логию к субъективизму. Тогда миф - выдумка, детская фантазия, он

не реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поко-

ления, что он - божественен и свят. Если говорить о мифе как об

определенной эпохе в развитии научного сознания, то он - не вы-

думка, а содержит в себе строжайшую и определенную структуру и

является категорией сознания и бытия вообще.

Миф - не идеальное бытие, но жизненно ощущаемая и творимая,

вещественная реальность и телесная действительность.

Миф - не научное построение.

Многие ученые считают, что мифология - первобытная наука.

Научное отношение к мифу предполагает изолированную интеллекту-

альную функцию. И мифология и первобытная наука - разные понятия.

Миф всегда практичен, эмоционален, жизненен, но это - не начало

науки.

В данном случае нельзя утверждать, что мифология (та, иная,

индийская, египетская, греческая) - это наука вообще, т.е. совре-

менная наука.

Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями.

Первобытная наука тоже эмоциональна, наивно-непосредственна

и в этом смысле конечно, мифологична. Но это и показывает, что

если бы мифологичность принадлежала к ее сущности, то наука не

получила бы никакого самостоятельного исторического развития и

история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совер-

шенно непосредственно и понятно; научное сознание обладает вывод-

ным логическим характером. Поэтому - уже на первобытной ступени

своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией.

а) нельзя считать, что мифология предшествует науке и что

наука появляется из мифа.

- 9 -

"Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую жи-

выми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука ре-

шительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально

питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции". [1]

Примеры существуют в работах различных философов. Например,

Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма -

мифолог, т.к. начинает свою философию со всеобщего сомнения, даже

относительно Бога. И это только потому, что такова его собствен-

ная мифология, такова вообще индивидуалистическая и субъективис-

тическая мифология, лежащая в основе новоевропейской культуры и

философии.

Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта. Не

менее мифологична и другая наука, не только "первобытная", но и

всякая. Например, механика Ньютона, которая построена на гипотезе

однородного и бесконечного пространства, т.е. по мнению А.Ф. Ло-

сева построена на мифологии нигилизма. Сюда же относится учение о

бесконечном прогрессе общества и социальном уравнении, теория

бесконечной делимости материи.

Вывод: наука не рождается из мифа, но наука не существует

без мифа, она всегда мифологична.

Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от дру-

га.

Миф - не научное построение, но "живое субъект-объектное

взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную,

чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную зако-

номерность и структуру. [2]

Миф - не метафизическое построение. Метафизика говорит о

чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о

чем-то необычном, высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с

метафизикой нельзя.

а) Миф - это сказка. Но для кого? Для того, кто сам живет

этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф - не сказочное бы-

тие. Это - самое реальное и живое, самое непосредственное и даже

чувственное бытие. Характеризуя миф как сказочную деятельность,

мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя,

а не миф.

б) Метафизика - есть наука, или пытается быть наукой о

"сверхчувственном" и об отношении его к "чувственному", а мифоло-

- 10 -

гия - не наука, а жизненное отношение к окружающему.

Миф не научен и не требует никакой специальной работы мыслей.

Для метафизики же нужны доказанные положения, приведенные в

систему выводы, продуманность языка, анализ понятий.

в) Для мифического сознания все ясно и чувственно ощутимо.

Не только языческие мифы поражают своей постоянной телес-

ностью и видимостью, осязаемостью.

Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общеп-

ризнанную несравненную духовность этой религии. И индийские, и

египетские мифы не содержат в себе специально философских или фи-

лософско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании

могли возникнуть соответствующие философские конструкции.

Если взять исходные и центральные пункты христианской мифо-

логии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явлен-

ное и физически осязаемое.

Миф - не схема, не аллегория, а символ. Понятие символа от-

носительно. Иногда одна и та же выразительная форма, смотря по

способу соотношения с другими смысловыми выразительными или ве-

щественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегори-

ей одновременно.

Анализ определенного мифа может вскрыть, что в нем символ,

схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а ли-

са - аллегория хитрости.

Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго

сопротивлялся и отстаивал свое существование, но в конце концов

не выдержал борьбы с осенью и погиб.

У Кольцова - прекрасное избражение леса, имеющее значение

совершенно самостоятельное и в своей буквальности весьма худо-

жественное и символичное.

Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической при-

роды, может оказаться сразу и символом, и аллегорией.Также он мо-

жет оказаться двойным символом. Существуют примеры символического

мифологизирования света, цветов и других зрительных явлений при-

роды.

Например, описание Луны, Солнца, неба у разных писателей и

поэтов различно, однако подразумевают они одно и то же. Наиболее

яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского.

Отсюда вывод: миф - это не только схема или только аллего-

- 11 -

рия, но всегда прежде всего символ, и, уже будучи символом, он

может содержать в себе схематические, аллегорические и усложнен-

но-символические слои.

Миф - личностная форма.

Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать, то "миф -

бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная

форма, лик личности".[3]

Личность предполагает прежде всего самосознание. Личность

тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее - частичное -

с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность

так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность - миф не

потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформле-

на с точки зрения мифического сознания.

Неодушевленные предметы, например кровь, волосы, сердце и

пр. - тоже могут быть мифичными, но не потому, что они - личнос-

ти, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического

сознания.

а) Немало описано мифических представлений пространства и

времени. Времена сокращаются и остается только будущее.

В Персидской религии господствует идея будущего, но она бо-

лее земная и менее богатая. Тут - антимистическая воля к культу-

ре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спаса-

ет человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире.

В индийской философии - обратное мифическое представление

времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан

сквозь ясность и глубину мыслей. Здесь не конец времени спасет

людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием.

В Китайской религии преодолевается не время, а изменения во

времени. Бытие тут - вне временного потока. Небо, Время у китай-

цев не созданы.

В Египетской религии восприятие времени сходно с китайским.

Тут хотят сохранить и увековечить реальную жизнь человека, его

тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования.

Греческая религия впервые дала подлинное ощущение времени

как настоящего. Тут - длительность, но без индийской безнадежнос-

ти и гибели, постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание

будущего, но без игнорирования природного процесса. Здесь вечное

и временное сливаются в настоящее. Воемя и вечность - актуальная

- 12 -

бесконечность. Христианская проблема времени в целом близка к

древнегреческой.

Миф - историзация и просто история того или другого личного

бытия, вне значимости его как бытия абсолютного и даже вне его

субстанциональности.

Миф подвижен; он трактует не об идеях (как религия), а о со-

бытиях, и притом чистых событиях, т.е. таких, которые именно на-

рождаются, развиваются и умирают, без перехода в вечность.

В истории, в связи с этим есть определенная относительность

и несамостоятельность; она всегда зависима и предполагает нечто

неподвижное и учтойчиво-смысловое.

Итак, история - становление бытия личностного и миф - это

история.

История - ряд фактов, причинно связанных между собою. И эти