Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ языковых особенностей публицистического и научного стилей (стр. 4 из 6)

Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс, ритм, диалог, фронт, дистанция, сигнал. Экспрессивность достигается широким использованием, с одной стороны, высокой книжной лексики, получившей специализацию газетной, особенно употребительной в газетах прошлых лет, с другой – разговорной и просторечной иногда и столкновением приведенных лексических пластов.

Созданию экспрессивности способствует и высокочастотная оценочная лексика, в том числе своеобразные постоянные эпитеты: важный, первоочередной, судьбоносный. Стремлением к достижению выразительности речи продиктованы широкоупотребительные в газете метафорические парафразы, которые нередко быстро переходят в стандарт.

Разнообразны особенности использования в стилистических целях однородных членов предложения; расчленения главных членов в именных предложениях; вопросительных предложений, содержащих проблемные вопросы; восклицательных предложений; именительного представления; целей номинативных предложений в целях изобразительности; парцелляции; введения в авторский текст прямой речи, а также вообще разговорных конструкций.

Как видим, в этих примерах (отнюдь не фельетонных) наряду с разговорными средствами, приемами «смешения стилей» и другими средствами экспрессивной публицистической речи налицо и иронически – оценочное отношение к сообщаемому – черта, весьма распространенная в наших газетах. Особенной экспрессией и специфичностью в газете обладают заголовки, а также зачины текстов. Они выполняют, кроме прочих, рекламную функцию. Во многом от заголовка и зачина зависит то, прочтет ли читатель данную публикацию или не обратит на нее внимания. В них активизируется новизна выражения, в частности используются те разновидности словосочетаний и синтаксических конструкций, которые не являются широкоупотребительными в других сферах общения.

Информационная функция осуществляется через логико-понятийную сторону речи, отличающуюся в известной степени нейтральностью, точностью и объективностью выражения. Она проявляется в газете, прежде всего, в использовании научной, официально-деловой, общественно-политической терминологии; специальной лексики разных областей знания и профессий.

В связи с тем, что на газетной полосе предоставляется слово специалистам – историкам, экономистам, юристам, политологам, экологам, естественно, что терминология и обороты речи соответствующих сфер проникают в газету. Так, становятся широкоупотребительными, например, следующие средства: акции, инвестиции, приватизация, либерализация цен, единое экономическое пространство.

Информационная функция обнаруживается, кроме того, в употреблении пассивных конструкций в сообщениях типа: выращен высокий урожай; строится льнокомбинат; в активности обобщенно-личных форм глагола информационной семантики: сообщают, информируют, передают.

С аналитичностью и вместе с тем нередко обобщенностью выражения связана активность сложных синтаксических конструкций с четким и ясным оформлением смысловых отношений при помощи союзной связи. В связи с необходимостью сочетания информационной и воздействующей функций, а также соединения понятийного аналитического характера речи с действенным и экспрессивным синтаксис публицистической речи отличается при его достаточной сложности отточенностью формулировок. Книжный характер синтаксиса выражается в активности причастных и деепричастных оборотов, обособлений, логических определений, а также в активизации подчинения. Последнее обусловлено повышением роли аргументативной речи в современной газете.

Современной газете свойственна аргументированность изложения, поскольку материал подается аналитико – критически (а порой и полемически). Читателя не удовлетворяет догматичная и бездоказательная речь. Информативно – комментирующие и аналитические публикации в силу аргументированного и терминированного изложения отличаются нередко нейтральным тоном речи. Однако публицистическая аргументация тем и отличается от логического доказательства, например, научной речи, что преследует цель убедить читателя в правильности авторской концепции. Аргументация, таким образом, направлена на то, чтобы мнение автора стало мнением адресата; при этом она обращена не только к интеллекту читателя, но и к его чувствам, воле.

В связи с этим средствами и приемами убеждающей речи оказываются и средства диалога (аргументация изначально диалогична, поскольку включает в себя не только основание авторского тезиса, но и опровержение антитезиса, предполагая спор с оппонентом). Отсюда широкое употребление вопросо – ответных комплексов, риторических вопросов. Синтаксис убеждающей речи не обходится без побуждения и без использования специальных средств (акцентуаторов), подчеркивающих модальность уверенности автора. Все это приводит к тому, что в публицистике

при аргументации логическое дополняется риторическим (тропами и фигурами речи), а диалогичность вызывает использование средств разговорной речи. Тем самым на газетной полосе информационно – аналитическая и экспрессивная функции обычно выступают в единстве.

Правда, соотношение обеих основных стилистических функций публицистики и средства их реализации проявляются неодинаково в разных газетах и газетных жанрах. Однако неверно было бы сделать заключение об отсутствии в газетной речи определенного стилистического единства публицистики и тем более выражать сомнение в существовании вообще публицистического стиля. Несмотря на все жанрово – стилистические различия, газетная речь в целом отвечает основным стилевым принципам функционирования в ней языковых средств и потому обладает достаточной целостностью и единством. И проблемная статья, и публицистические стихи по случаю какого-либо события реализуют в лингвистических средствах открытую оценочность, функцию воздействия, переплетенную с информативной, осуществляют сопряжение экспрессии и стандарта как основного для газеты стилистического принципа речи.

Как бы ни были многообразны газетные жанры, каждый из которых, конечно, обладает своеобразием в стилистическом плане. Однако, характерно, что в текстах разных жанров явно проступают общие черты публицистического, точнее, газетно-публицистического стиля. Это, с одной стороны, информативность и стандартизированность, с другой – экспрессивность и оценочность речи, иначе, сопряжение экспрессии и стандарта. Стилистико-жанровые особенности в основном выражаются в различных долях тех и других средств и функций.

Как и всякий другой функциональный стиль, публицистический – явление историческое, а, следовательно, претерпевающее изменения. Однако последние наиболее актуальны и динамично представлены именно в газетной речи, особенно в газетах нашей современности. Стилистика современной газетной речи по сравнению с предшествующей обнаруживает заметные новации, не изменяя, однако, своих основных принципов и специфических черт. Для современной газетной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, риторичность, неаргументированная директивность. Для нее более характерны аналитичность, доказательность изложения. Однако, это не «отменяет» экспрессивности; просто средства и способы ее несколько меняются. С другой стороны, острая полемичность, свойственная многим современным газетным публикациям, опирается на проверенные стилистические средства воздействия на читателя и, естественно, создает и новые. Расскажем несколько подробнее об изменениях публицистического стиля газетной речи последних лет сравнительно с предшествующими.

Публицистический стиль в его газетном варианте подвержен изменениям как никакой другой функциональный стиль. Это обусловлено его экстралингвистической основой. Лишь за последние десять лет в нем под влиянием изменившейся политической ситуации в обществе появились заметные новации. Наиболее ярко они отображаются в следующих моментах. Основные функции газеты – воздействующая и информативная – естественно, сохраняются, хотя реализация их в речи в известной степени изменяется. Просветительская и популяризаторская функции значительно расширяются в связи со стремлением, прежде всего, восполнения через газетные публикации «белых пятен» в истории страны.

Итак, стилистико-речевое воплощение всех этих функций на газетной полосе видоизменяется. Так, в связи с провозглашением принципа нового мышления и изменением ситуации в мире информации на многие международные темы становятся более сдержанными, спокойными, доброжелательными по тону, лишенными резко негативных окрасок, приближаясь в целом к нейтральному стилю изложения. Другой вид информации – о встречах в верхах, заключаемых соглашениях – сохраняет свой прежний, обычный информативно-официальный характер. Информационные же сообщения на темы внутренней жизни страны приобретают черты яркой оценочности, острой критичности. Комментирование фактов и событий сопровождается порой ироничными замечаниями. Тем самым в речевой реализации этой функции в целом происходят изменения.

Еще более заметно изменилось воплощение в газете просветительской и популяризаторской функций. Речевая реализация их сейчас почти немыслима вне явной, открытой, порой резкой оценочности. Это касается и проблемных статей, статей-прогнозов, в которых вместе с тем усиливаются и аналитическое начало, аргументированность изложения. Тем самым возрастает их теоретичность. Аналитизм и аргументированность изложения приходят на смену декларативности и догматизму, углубляются и расширяются, проникая в самые различные.

Если говорить о речевой реализации воздействующей функции современной газеты, то она, оставаясь ведущей, значительно изменяет стилистико-языковые средства своего воплощения. Прежде всего, утрачивается лозунговость, призывность, риторичность, сменяющиеся порой тоном доверительной беседы, интимизации изложения. В связи с чем, хотя и не только с этим, значительно увеличивается в тексте доля диалоговых форм изложения. Все это, однако, не означает утрату в полном объеме широкого круга разнообразных экспрессивно-эмоциональных и образных средств.