регистрация / вход

Семья в творчестве Островского и место женщины в ней

Семья в творчестве Островского и место женщины в ней Общественное положение женщины имеет прямое непосредственное отношение к её роли в семье. Семья – это маленькая ячейка общества и отношение, взгляды, пристрастия, заблуждения людей в обществе закономерно отражается на атмосферу в семье. Хоть между «Грозой» и «Бесприданницей» не очень большой временно провал, Островский показывает стремительное изменение отношений между матерью и дочерью, мужчиной и женщиной.

Семья в творчестве Островского и место женщины в ней

Общественное положение женщины имеет прямое непосредственное отношение к её роли в семье. Семья – это маленькая ячейка общества и отношение, взгляды, пристрастия, заблуждения людей в обществе закономерно отражается на атмосферу в семье. Хоть между «Грозой» и «Бесприданницей» не очень большой временно провал, Островский показывает стремительное изменение отношений между матерью и дочерью, мужчиной и женщиной.

Изображение Островским двух миров героини.

В «Грозе» семейная сторона быта XIX века выражалась в том, что все люди жили по законам Домостроя. В семье существовала жесткая иерархия, то есть младшие подчинялись старшим. Обязанность старших - наставлять и поучать, обязанность младших - слушать наставления и беспрекословно подчиняться. Сразу замечается одна примечательная вещь - сын должен любить больше мать, чем жену. Обязательно соблюдение всяческих многовековых обрядов, пускай даже смешно выглядящих. Например, Катерина должна была устроить “плач”, когда Тихон уезжал по своим делам. Так же хотелось бы отметить бесправие жены в доме. Девушка до свадьбы могла гулять с кем угодно, как Варвара, но после свадьбы она принадлежала целиком и полностью только мужу, как Катерина. Измена была исключена, после нее к жене относились очень сурово, и она теряла вообще все права. В пьесе Островский словами Катерины сравнивает две семьи как две жизни Катерины. В детстве она росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Основной конфликт у Катерины- со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабанихи- пугать и унижать. Дочь ее Варвара и сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне – лишь бы «шито да крыто было» (Варвара - гуляя по ночам, а Тихон - напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома). Неспособность больше выносить гнет свекрови безразличие мужа, толкает Катерина в объятья другого. По сути дела «Гроза» – двойная трагедия: сначала героиня, нарушая моральный закон ради личного чувства, признает высшую силу закона. И подчиняется ей, но, призывая закон супружеской верности, она вновь нарушает его, но уже не для того, чтобы соединиться с любимым, а для того, чтобы обрести свободу, заплатив за неё жизнью. Таким образом, автор переносит конфликт в сферу семьи. С одной стороны- властная деспотичная свекровь, с другой- молодая невестка, мечтающая о любви и счастье, которые неотделимы о свободе. Героиня драмы оказывается среди двух противоположных чувств: религиозный долг, боязнь согрешить, то есть изменить мужу и невозможность продолжения прежний жизни, любовь к Борису. Катерина следует за своим чувством. Но обман открывается, так как она, из-за своей все же чистоты и открытости, не способна сдерживать такой груз на своей душе. Впоследствии Островский подводит её к совершению еще более страшного, смертного греха. Нежная и хрупкая девушка просто не способна вынести такого всеобщего презрения. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу- все равно. … В могиле лучше. … Так тихо! Так хорошо. Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. … И люди мне противны, и дом мне мой противен, и стены противны! … Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, как темно стало! … Умереть бы теперь…»- рассуждает Катерина в своем последнем монологе. В поисках умиротворения она решается на самоубийства. Добролюбов в своей статье луч света в темном царстве скажет: «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве… Возмужалое из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни».

Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини.

В отличие от “Грозы”, где преобладают народные мотивы, “Бесприданница” уже немного европеизирована. Но также Островский рисует нам картину жизни девушки до замужества. Это картина является полной противоположностью девичьей жизни Катерины, в которой «маменька души не чаяла». Отношение Хариты Игнатьевны совершенно другое: «Ведь выдала же она двух. … Огудалова разочла не глупо: состояние небольшое, давать приданое не из чего, так она живет, открыто, всех принимает… всегда полон дом холостых…». «Выдать-то выдала» мать своих дочерей, а за кого, что с ними потом сделается, даже и не тревожится: «Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он оказался совсем не иностранец, а шулер». Так и Ларису она хочет поскорее выдать за того, кто за «бесприданницу» посватается первым, «разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандашева, кабы лучше были». В доме звучат романсы, Лариса играет на гитаре. Творческое начало героини направлено не на удовлетворение своих личных потребностей (утешиться, успокоиться, исполняя песню), а, наоборот, для удовольствия окружающих. Вообще, дом Огудаловых на фоне общего консерватизма выделяется более свободной формой общения в нем с людьми, в особенности появляются особенные отношения между мужчиной и женщиной. То есть знакомства, встречи у себя дома с мужчинами не было постыдным. Уже появляются танцы в доме Огудаловых, только это выглядит очень и очень пошло. Меняются и нравственные нормы человека. Можно просить денег на подарок у незнакомого человека, при этом впоследствии не отдавая долг. Жена может изменить мужу, и при этом ее не будет мучить совесть. В доме Карандашева Катерина, забыв все обещания и обязательства, бежит за Паратовым: (Паратов)«Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью… Мы едем кататься по Волге – поедемте! – (Катерина)«Ах! А здесь?… Едемте … Куда вам угодно». Таким образом, несомненно, огромное, а может и главное, отличие быта и нравов “Бесприданницы” проявляется в том, что в обществе появляется раскрепощенность.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий