Смекни!
smekni.com

Физиология молокообразования (стр. 5 из 5)

Гипоталамо-гипофизарная система регулируется по принципу обратной связи. Ядра гипоталамуса имеют рецепторы, которые чувствительны к изменению концентрации гормонов в крови. При повышении концентрации наступает торможение выделения этих гормонов и наоборот.

В гипоталамусе образуются два гормона – окситоцин и вазопрессин, которые поступают в заднюю долю гипофиза, откуда (под влиянием стимулов доения) выводятся в кровь. Окситоцин поступает в молочную железу, действует на миоэпителий альвеол и вызывает молокоотдачу, а вазопрессин, обладая антидиуретическим свойством, влияет на процесс мочеобразования, повышает реабсорбцию воды в канальцах почек, при этом уменьшается выделение воды с мочой. В организме после доения задерживается вода, которая необходима молочной железе для молокообразования.

Роль стимулов доения на процесс молокообразования

Под влиянием стимулов доения повышается выделение лактогенных гормонов из аденогипофиза, повышается деятельность вегетативных функций лактирующего организма, в частности газообмен, двигательная активность желудка и двенадцатиперстной кишки, повышается кровяное давление, усиливается и учащается дыхание. Для поддержания секреции молока требуется периодическое сосание или доение. Прекращение подобных раздражений молочной железы приостанавливает отделение молока вне зависимости от периода лактации. Многократное доение в течение дня значительно повышает количество молока в сутки.

Роль коры больших полушарий в регуляции лактации

По данным Протасова Б.И. (1988), кора больших полушарий имеет прямой контакт с латеральным, маммилярным, вентромедиальным и паравентрикулярным ядрами гипоталамуса, в которых образуются рилизинг-гормоны либерины. В случае удаления влияния коры больших полушарий на нижележащие отделы ЦНС происходит повышение секреции молока.

Высокопродуктивные коровы находятся словно полусонном состоянии – они больше лежат и спят. В данном случае кора больших полушарий находится в состоянии торможения и не оказывает тормозного влияния на ядра гипоталамуса и на его вегетативные центры, что способствует активизации секретирующего процесса в молочной железе. У малопродуктивных коров кора находится в состоянии возбуждения, и оказывает тормозящее влияние на ядра гипоталамуса.

Ярким примером влияния возбуждения коры больших полушарий на торможение синтеза молока является случай, описанный И.Д. Рихтер (1939), когда перед глазами отелившейся коровы зарезали рожденного ею теленка. При этом корова сильно металась, мычала, а затем у нее полностью прекратилась лактация.

Учитывая эту зависимость очень важно правильно оценить и подобрать технологические процессы на молочной ферме. Прежде всего необходимо учитывать общий биологический «закон» - «борьбу индивидуумов за территориальную неприкосновенность». Известно, что коровы при привязном содержании, приученные к своему стойлу, не допускают к этому месту других животных и могут спокойно лежать, спать, поедать корм. Процесс доения доставляет корове приятное чувство. Она закрывает глаза и как бы временно отключает себя от внешних воздействий. Это способствует более эффективному проявлению рефлекса молокоотдачи и активному включению механизмов, стимулирующих последующий процесс молокообразования под влиянием стимулов доения.

При технологии группового безпривязного, боксового содержания, группового кормления и доения, когда животные свободно располагаются на ограниченной площади, при этом происходит разделение на сильных и слабых, они постоянно находятся в определенном нервном напряжении.

Вывод заключается в том, что на молочных фермах система технологического процесса должна быть такой, чтобы на животных действовало меньше всяких внешних и внутренних раздражителей, возбуждающих кору больших полушарий.

В ночной период многие внешние раздражители исключаются, животные находятся в состоянии покоя или сна, при этих условиях функционируют подкорковые центры и гипоталамус, что и обуславливает повышенную активность секреторного процесса в молочной железе, животные больше времени затрачивают на жвачку – скорость потребления корма понижается, а усвояемость повышается.

Молокоотдача

Молокоотдача – это активное изгнание молока, накопленного в емкостной системе вымени, при включении рефлекса молокоотдачи под влиянием акта сосания или доения.

Включается рефлекс нейрогуморальным механизмом и при раздражении рецепторов сосков. В молочной железе имеются механорецепторы, прессорецепторы, тактильные рецепторы, барорецепторы, хеморецепторы и терморецепторы (Грачев, 1952).

При доении механические и термические воздействия на рецепторы сосков трансформируются в нервные импульсы, поступающие по афферентным нервам в спинной мозг, из которого обратно по эфферентным волокнам нервные импульсы поступают в молочную железу и вызывают расслабление гладкой мускулатуры протоковой системы и сфинктеров сосков. Это первая нейрогуморальная фаза рефлекса молокоотдачи (она длится 5-15 секунд). Вторая фаза: поступающие нервные импульсы в спинной мозг одновременно передаются в продолговатый мозг, а затем по другим нейронам поступают в гипоталамус.

Латентный период (период от начала раздражения рецепторов сосков до начала поступления в молочную железу гормона окситоцина и сокращения миоэпителия альвеол) имеет оптимальное время 25 секунд.

При ручном доении он колеблется в пределах от 25 до 43 секунд, а при машинном 50-132 секунды. Следовательно, одна из главных причин заболевания вымени коров маститом является «холостое» доение – при большой продолжительности латентного периода и при передержки доения доильным аппаратом.


Заключение

Несмотря на то, что молоко образуется молочной железой, в формировании его как специфического секрета участвует весь организм. Лактация есть функция всего организма. Образование молока эпителиальными клетками в молочной железе обеспечивается при участии многих систем организма: пищеварительной, дыхательной, половой, выделительной, эндокринной, нервной, газоэнергетического обмена и кровеносной. Единство всех систем организма обеспечивается нервной системой с ее высшим отделом - головным мозгом.

На основе оценки типов нервной деятельности по Павлову можно судить о лактогенной функции молочной железы. Коровы сильного уравновешенного подвижного типа НС имеют более высокие адаптационные, защитные и компенсационные способности. У них формируются мощные системы условно-безусловного рефлексов молокоотдачи, способные противостоять тормозным воздействиям окружающей среды, которые обеспечивают высокое постоянство удоя в течение лактации, меньшие суточные колебания удоя, более рационального распределения энергии корма. Для коров слабого типа НС характерна слабость возбудимость и низкая подвижность нервных процессов. Раздой проходит у них медленнее, ярко выражены суточные колебания удоя, поскольку любые тормозящие воздействия снижают удой, а восстановление его проходит медленно.

К началу 70-х годов в науке о лактации уже существовали многочисленные доказательства важной роли аденогипофиза и прежде всего пролактина – основного лактогенного гормона в регуляции лактационной функции организма, включая маммогенез, лактогенез и лактопоэз. При доении происходит резкое увеличение уровня пролактина в крови, он стимулирует абсорбирование молочной железой углеводов и белков. Похожее действие оказывают на молочную железу соматотропин и тироксин. В то же время гормон инсулин угнетает секрецию молока, а эстрогенные гормоны затормаживают выделение лактогенных гормонов.

Млекопитающие приобрели огромное преимущество в процессе эволюции по сравнению с другими видами. Они получили возможность вскармливать детенышей молоком – очень ценным и полезным продуктом, особенно для растущего организма – в любое время, независимо от условий внешней среды, стрессовых воздействий, нехватки пищи. В молоке содержатся все необходимые вещества, которые требуются для полноценного развития организма, потому что многие минералы, витамины, аминокислоты и др. требуются в первые месяцы жизни малыша, и он их получает. Вследствие этого млекопитающие заняли высшую ветвь древа эволюции.


Литература

1.«Биологические основы высокой продуктивности». Боровск, 1990.-с.64-72

2.Галанцев В.П., Гуляева Е.П. «Эволюция лактации». Л.: Наука, Ленингр. отд., 1987.-248 с.

3.Грачев И.И. «Клеточные механизмы регуляции секреции молока». М.: Элиста, 1995.-95 с.

4.Грачев И.И. «Современные достижения физиологии и биохимии лактации». Л.: Наука, 1991.-123 с.

5.Кокорина Э.П. «Условные рефлексы и продуктивность животных». М.: Агропромиздат, 1996.-196 с.

6.Кобянов Л.С. ст. «Уровень инсулина у лактирующих коз». Труды Т29 «Физиология пищеварения и лактации». Алма-Ата, 1986.- 171 с.

7.Макар З.Н., Черепанов Г.Г. ст. «Взаимосвязь органного кровотока активности транспорта в секретирующие клетки молочной железы и образование компонентов молока у коров». Рос. физиол. журн. им. Сеченова Т89 №8, Л.: Наука

8.Погодюк П.З. ст. «Повышение молокообразования при введении коровам гормона роста». Журн.: Вестник с/х науки №7, 1990

9.Протасов Б.И. «Исследование гипоталамической регуляции секреции молока у жвачных». Автореф. дисс. д-ра биол. наук. Боровск, 1987

10.Тараненко А.Г. «Физиологические основы повышения молочной продуктивности». М.: «Россельхозиздат», 1997.- 130 с.

11.Федосимов В.А., Кокорина Э.П. ст. «Исследования по физиологии и биохимии лактации коров». Журн. Зоотехния, 8.2000