Смекни!
smekni.com

Естествознание в системе научного знания (стр. 2 из 4)

Еще один пример борьбы мнений в науке – эволюция взглядов на роль мамонта в жизни палеолитического человека. На рубеже XIX и ХХ веков бытовало мнение, что древние люди часто использовали для питания мерзлые туши естественно погибших мамонтов, гораздо реже охотясь на это крупное и опасное животное. Однако постепенно стало ясным, что наши далекие предки – вовсе не были диким стадом, а, напротив, вполне организованной, способной на скоординированные действия группой. Гипотеза «трупоедения» была отвергнута сторонниками коллективных действий родовой общины по загону целых мамонтовых стад и последующей утилизации скопления туш. Однако она оказалась не в состоянии объяснить открывавшиеся взору археологов массовые скопления остатков мамонта и жилища, построенные из его костей (на 1 такой дом уходили кости 14-32 животных, а домов на поселении было 3-4 – например, Юдиновская и Елисеевичская стоянки в Брянской обл.). Несмотря на это идеи «мамонтового собирательства» встречались научным сообществом в штыки. Привлечение современных данных геоморфологии и неотектоники, а так же актуалистических наблюдений позволило на новом уровне возвратиться к гипотезе использования «мамонтовых кладбищ» людьми в качестве источников сырья, топлива, стройматериала и, в последнюю очередь, как экстремального пищевого ресурса. При этом охота на отдельных мамонтов под сомнение не ставится.

Охотники на мамонтов и другие их современники были, по сути дела, создателями древнейшей человеческой культуры. Культура (от culture – возделываю) – в широком смысле слова – определенный уровень развития общества, выраженный во взаимоотношениях членов этого общества и создаваемых им материальных и духовных ценностей. Есть и более узкие трактовки культуры (духовный мир общества или уровень развития отдельной личности). В данном случае нас интересует в первую очередь мировая культура, развивающаяся по определенным законам и передающаяся от поколения к поколению. Существуют три типа трансляции (передачи) культуры: 1. Обучение младшего поколения старшим. 2. Обучение у сверстников. 3.Обучение старшего поколения у младшего.

Все они в совокупности позволяют как сохранять традиции, так и вносить в культуру инновации, постепенно изменяя ее. Если ранее культура изменялась очень постепенно, то в настоящее время коренные изменения в культуре происходят уже на протяжении жизни одного поколения. Еще в 1980-х годах персональный компьютер представлялся полуфантастической мечтой, теперь он оказался на столе почти каждого цивилизованного человека, им владеют даже дети. Развитие средств коммуникации, возникновение Интернета не только ускорило информационный обмен, но и породило угрозу глобализации культуры, сведения к единому образцу (вариант – американизация, ставшая одно время популярной не только в Европе, но в России с подачи «реформаторов образца 1991-1992 гг.») – весьма опасное явление, поскольку убивает самобытность различных культурных вариантов, а исчезновение разнообразия повлечет в итоге к культурный застой и возможную деградацию цивилизации. Опасны и обратные процессы, корни которых лежат в самой сущности науки, информационный массив, объем знаний, методов которой в каждой области все нарастает. Даже работающие в смежных областях ученые перестают понимать друг друга. Писатель-фантаст Г. Шахназаров в одной из своих повестей довел эту ситуацию размежевания до абсурда. В его книге специалистов разных областей и в быту разделили языковой и кастовый барьеры. В результате разыгрывается почти шекспировская трагедия во взаимоотношениях двух влюбленных, принадлежащих к разным научным кастам… Стоим ли мы на пути к такому трагикомическому финалу (а в том, что это станет финалом человеческой цивилизации сомневаться не приходится)? Можно ли говорить о том, что юристы, социологи, историки, биологи, физики, химики, астрономы являются представителями одной культуры? Или же каждая наука формирует определенную субкультуру, стремящуюся к все большей самостоятельности?

В 1960-х годах широко (особенно в студенческой среде) развернулась дискуссия о делении людей на «физиков» и «лириков». Философ, физик и писатель Чарльз Сноу высказался более научно, предложив разделение мировой культуры на две – гуманитарную и естественнонаучную. Пропасть между этими направлениями разрасталась. Для естественнонаучной культуры характерен научно-рациональный способ познания (его кредо: существует только то, что есть на самом деле), объектом этого познания является природа. Для гуманитарно-художественной культуры характерен художественно-образный способом познания (духовный мир, который не доступен обычному восприятию), объект познания – человек и общество. К настоящему времени стало ясно, что дуализм, разобщенность культур приводит к неполноценному восприятию мира. Вспомним афоризм Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу – полнота его односторонняя». Человек – это часть природы. Значит, целостное представление о единой картине мира может сложиться только при синтезе знаний и культур, когда знания, полученные из разных областей науки друг друга дополняют. К счастью проблема двух культур не перешла в антагонистическую стадию. Вместо разрыва они сошлись на качественно новом уровне. Взаимно дополняя и обогащая друг друга, они позволили выработать универсальные подходы для решения любых проблем. Каждая наука старается подвести свое существование к культуре. Культура – наследие человечества. Связываясь с культурой, естествознание даст возможность науке на вечное существование науки, как части культуры. Культура же многим обязана науке (создание оригинальной архитектуры с использованием достижений науки, поиск, исследование и восстановление культурных памятников). Связь культуры и науки не однобока, это – деятельный симбиоз.

Мы можем наблюдать сложные процессы в области дифференциации и интеграции наук. В первом случае из обширной области знаний выделяются более узкие, специализированные. Так, в археологии возникло палеолитоведение – направление, занимающееся исключительно древнекаменным веком, в палеонтологии – тафономия – наука об условиях захоронения сообществ вымерших организмов (создал ее ученый и писатель И.А. Ефремов), в астрономии – радиоастрономия, рентгеновская астрономия и другие виды, занимающиеся наблюдениями в определенных частотах излучения. Во втором случае – различные, казалось бы, науки начинают работать во взаимосвязи. Необходимость такой взаимосвязи – это объективный процесс, поскольку понимание природы и природных процессов возможно только при обладании всей совокупностью знаний. Так, помимо физики и химии, существует физическая химия и химическая физика пограничные науки. Уже более полувека активно применяются естественнонаучные методы в археологии, помогающие реконструировать древние технологии и исчезнувшее природное окружение человека, уточнить устройство древних памятников, датировать их. В настоящее время ни один археологический памятник не считается полноценно исследованным без применения методов естественных наук, яркий пример – исследование стоянок Хотылево и Юдиново в Брянской области, где активно применяются спорово-пыльцевой, палеопедологический (изучение древних почв), палеозоологический методы, радиоизотопное датирование и т.д. На стыке наук родилась отрасль археозоология, познающая взаимодействие древнего человека с животным миром…

Естествознание — и продукт цивилизации, и условие ее развития. С его помощью человек развивает производство, совершенствует общественные отношения, воспитывает и обучает новые поколения людей, лечит свое тело. Это и важнейший двигатель общественного прогресса. Великие научные открытия и связанные с ними технические изобретения всегда оказывали колоссальное, подчас совершенно неожиданное воздействие на судьбы человеческой истории. Особенно мощным это воздействие стало в настоящее время – в эпоху научно-технической революции (НТР). НТР помимо преимуществ, породила и ряд проблем. Мы сегодня живем в техногенном обществе, постоянно изменяющем бытие, обществе, в котором главной идеей развития является идея преобразования окружающего мира и подчинения природы человеку. Такое общество порождает разнообразные глобальные проблемы. Вот только некоторые из них:

1. Выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. Впервые человечество осознало свою эфемерность.

2. Нарастающий глобальный экологический кризис. Человек это часть природы, преобразующая саму природу, и масштабы и последствия таких преобразований растут.

3. Проблема сохранения человеческой личности, индивидуальности, как биосоциальной структуры.

Нарастание глобальных проблем человечества повышает ответственность ученых за судьбы человечества. Вопрос об исторических судьбах и роли науки в ее отношении к человеку, перспективах его развития никогда не обсуждался так остро, как ныне.

В мире еще много непознанного. Многие явления природы и самого человека, его биологической и духовной составляющих пока не получили научного объяснения и носят таинственный характер. Но наука и не может немедленно объяснить все загадки. Научное познание – это историческая деятельность. Она развивается по мере совершенствования не только целей, но и средств познания. Многие явления научно не объяснены и остаются загадочными, поскольку еще не сформировались средства и методы их познания. Все, что пока не познано, может быть, в конце концов, исследовано и объяснено (если, конечно, не внесут свои ограничения сами сроки существования человечества), когда для этого сложатся соответствующие средства, способы познания. Развитие науки, особенно в практической ее части, можно прогнозировать. Вот научно обоснованный прогноз открытий на ближайшие десять-пятнадцать лет: