Смекни!
smekni.com

Естествознание и религия - конфликт или рождение новой парадигмы (стр. 2 из 3)

По поводу такой веры примечательна следующая история: " Когда к Ньютону пришли ученые и выразили недоумение по поводу его веры в будущее воскресение тел, то он ответил следующим образом. Взяв кучу медных и стальных опилок и смешав их – предложил отделить сталь от меди. Затем взял большой магнит и с его помощью быстро отделил стальные опилки от медных.

У Господа Бога очевидно есть более сложные и нам неизвестные силы (особые "магниты"), при помощи которых Он может произвести на будущем Страшном Суде воскрешение в телах всех умерших. Ничего не мешало Ньютону в это верить." (3) Но ньютон жил в эпоху дискретного мироздания и дальнодействия и кроме того он держал магнит- в своей руке !

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Упомянутая проблема поиска, свойств, позволяющих создать основу нового механизма- принципа взаимодействия с божественной волей лежит независимо порой от представления участников этого поиска, в области исследования наиболее пограничных с реальностью состояний вещества – в области исследования квантовых корреляций.

Опыты по исследованию квантовых корреляций во многом оказались возможными потому, что физики научились создавать, или, как они выражаются, "приготавливать" запутанные состояния с известными характеристиками. Запутанные состояния образуются всегда, но найти метод "приготовления" того типа связи, который необходим для эксперимента, было весьма непросто, это смогли сделать не так давно. Вот почему опыты, задуманные еще Эйнштейном, удалось провести лишь в 80-х годах XX века.

Кстати, когда Эйнштейн задумывал свои мысленные опыты с парами частиц (4), он хотел тем самым опровергнуть квантовую механику, поскольку в этом случае ее предсказания явно противоречили классическим представлениям о локальном характере взаимодействий и невозможности мгновенного дальнодействия. Однако мир оказался гораздо фантастичнее.

Из квантовой механики вытекает, что у частицы нельзя одновременно точно измерить координаты и импульс. Но что, если проводить одновременно наблюдение за двумя частицами? Например, после столкновения двух частиц импульс одной можно измерить, а импульс второй — рассчитать из закона сохранения импульса.

Затем можно измерить координаты второй частицы. Тем самым для второй частицы будут известны одновременно координаты и импульс. Соотношение неопределенности (Неопределенностей соотношение — положение квантовой теории, утверждающее, что любая физическая система не может находиться в состояниях, в которых координаты ее центра инерции и импульс одновременно принимают точные значения), таким образом, рухнет. Этот мысленный эксперимент и казался Эйнштейну опровержением квантовой механики.

Однако здесь заложено предположение, что в момент измерения импульса первой частицы она никак не может передать информацию об этом второй частице, так как при этом они могут находиться на огромном расстоянии, когда никакого "обычного" взаимодействия между ними уже нет. Эйнштейн исходил из привычных представлений, которые в настоящее время именуются локальным реализмом:

· физические свойства системы (например, поляризация фотона) существуют сами по себе, они объективны и не зависят от измерения;

· измерение одной системы не влияет на результат измерения другой системы.

Из этих взглядов, в сочетании с представлением о полной предсказуемости (детерминистичности) поведения системы, следует вывод:

· поведение невзаимодействующей с окружением системы зависит лишь от условий в более ранние моменты времени.

Эти выводы и составляют основу так называемых локальных объективных теорий. Все они требуют введения дополнительных, так называемых "скрытых" параметров, в силу неизвестности которых и возникает кажущаяся непредсказуемость результатов отдельного измерения. То есть, будь эти параметры нам известны, мы бы могли точно сказать, пройдет отдельно взятый фотон через поляризационный анализатор или нет.

Наоборот, выполнение принципа неопределенности формально означало бы, что между частицами существует мгновенная связь с бесконечной скоростью передачи информации. Эту связь Эйнштейн именовал "телепатической", не веря в ее существование. Он и другие сторонники локального реализма при помощи скрытых параметров или как-то иначе пытались свести квантовую нелокальность к привычным представлениям локального реализма.

Таким образом, уже тогда, во времена Эйнштейна, возник вопрос, каков же на самом деле окружающий мир? Этот вопрос долгое время оставался предметом философских спекуляций, однако в 1964 году Джон Белл (5) сформулировал теорему, доказывающую возможность отличить предсказания теорий, основанных на локальности и детерминизме, от предсказаний нелокальной теории (квантовой механики). Соответственно, так называемые неравенства Белла позволяют ответить на вопрос о том, какая из теорий справедлива, исходя из анализа результатов эксперимента. Нарушение этих неравенств означает невозможность описать систему классическим образом.

Ответ на вопрос о том, в каком мире мы живем, и ответ именно в пользу нелокальности мира, был получен в 1982 году в историческом эксперименте группы Алена Аспекта (6), проведенном в Парижском университете. К настоящему времени результат подтвержден сотнями последующих экспериментальных исследований.

Применительно к теме книги этот результат может означать, что любой объект остается в неразрывной связи с Целым вне зависимости от того, осознает он это или нет.

При этом надо понимать, что часть целого это и мы с вами и надо быть готовым расстаться отчасти со своей индивидуальности ради объективности мирового порядка. Кстати похожую солидарность с миром упоминает академик Пригожин в своей книге "Порядок из хаоса" радостно обнаруживая дружественную динамичность нового понимания мира в свете самоорганизации. Не есть ли это отмена наказания за вавилонскую башню- возможность снова почувствовать единство, но на более высокой ступени.

Еще одно удивительное явление, связанное с нелокальностью, — квантовая телепортация, то есть возможность переноса на расстоянии квантов.

Вернее квантового состояния одного объекта на другой объект.

Перемещения самого объекта при этом не происходит, передаются лишь свойства одного объекта другому. Разрушив квантовое состояние в одной точке пространства, мы можем создать точно такое же состояние в другой точке.

Это явление примечательно тем, что наряду с классическим каналом передачи информации в нем используется и нелокальный квантовый канал. Телепортация может быть осуществлена и в том случае, когда состояние телепортируемого объекта неизвестно.

Способ практической реализации этого эффекта был предложен в 1993 году группой Чарльза Беннета (7) (IBM), а само явление впервые наблюдалось (8) в работах австрийских исследователей, возглавляемых Антоном Цайлингером, а также итальянских под руководством Франческо Де Мартини.

Общая схема квантовой телепортации такова. Сначала требуется получить две коррелированные частицы. Затем проводится измерение состояния одной из них посредством взаимодействия с частицей, несущей информацию, которую нужно передать. Измерение стирает квантовую информацию в этой частице, однако в силу запутанности она немедленно оказывается на второй частице пары вне зависимости от ее удаленности. Эту информацию можно извлечь и передать другой частице, используя в качестве ключа результаты измерения, которые передаются по классическому (обычному) каналу связи. Эти приведенные факты и утверждения могут показаться вам странными и даже какими-то пугающими, если вы вспомните, что классический тип нелокальной связи, известный человечеству издавна, — это "магическая" связь. Идея магии заключается в том, что шаман, заполучив прядь ваших волос, может с ее помощью сделать с вами все что угодно. Фрэзер в "Золотой ветви"(8) называет это "симпатической магией"(То есть магией, основанной на взаимном влечении вещей подобных или находившихся в контакте друг с другом. В первом случае мы имеем дело с гомеопатической, а во втором — с контагиозной магией" по определению Фрэзера. Уместно привести здесь оригинальную фрэзеровскую формулировку принципа контагиозной магии: "Вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта.") и характеризует как "примитивное" мышление. Получается, самая передовая наука вернулась к самым "примитивным" идеям?

Чуть позже в России Г. И. Шипов в своей работе "Тонкие миры в теории физического вакуума" пишет следующее: "Опираясь на теорию вакуума, в основе которой лежит всеобщий принцип относительности, удалось показать, что кроме известных четырех уровней реальности (твердое тело, жидкость, газ, элементарные частицы) в природе имеются пятое состояние – вакуум, шестое – первичные торсионные поля и седьмое – Абсолютное Ничто; получается семь уровней реальности… В изучаемых субъективной физикой высоких уровнях реальностей основную роль играет психическая энергия человека… Все элементарные частицы и поля рождаются из некоего состояния – физического вакуума. А сам вакуум представляет собой потенциальное состояние материи… Над вакуумным состоянием существует еще поле сознания. Это шестой уровень, который проявляет себя в виде различных психофизических явлений, таких как телепатия, телекинез, ясновидение, ретровидение, левитация и т.д. Физическим посредником в этих явлениях выступают первичные торсионные поля, обладающие рядом необычных свойств: они не переносят энергии, но переносят информацию; интенсивность торсионного сигнала одинакова на любом расстоянии от источника; скорость торсионного сигнала превышает скорость света (и достигает бесконечности); торсионный сигнал обладает высокой проникающей способностью…". Излагая эту теорию, Г. И. Шипов приходит к такому выводу: "Найден, наконец, математический и физический аппарат для описания психофизических явлений. Найден математический и физический аппарат для описания тонких миров".