Смекни!
smekni.com

Классическая стратегия естественнонаучного мышления (стр. 3 из 3)

Пространство в классической физике абсолютно, что означает, что оно не зависит от материи и времени. Можно убрать из пространства все материальные объекты, а абсолютное пространство остается. Пространство однородно, т.е. все его точки эквивалентны. Пространство изотропно, т.е. эквивалентны все его направления. Время тоже однородно, т.е. эквивалентны все его моменты. Основные свойства симметрии макроскопического пространства и времени обусловлены физическими законами сохранения. Стимулом для такого предположения служит теорема, доказанная немецким ученым Эмми Нетер в 1918 году.

Согласно теореме Нетер, каждое свойство симметрии пространства и времени можно сопоставить с каким-либо законом сохранения. Так, из однородности пространства следует закон сохранения импульса, из изотропности пространства - закон сохранения момента количества движения, а из однородности времени - закон сохранения энергии.

Пространство описывается геометрией Эвклида, согласно которой кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая.

Пространство и время бесконечны. Понимание их бесконечности было позаимствовано из математического анализа, что в какой-то мере удовлетворило требование наглядности физических представлений.

Бесконечность пространства означает, что какую бы большую систему мы не взяли, в мире всегда можно указать на такую, которая еще больше. Бесконечность времени означает, что как бы долго не длился данный процесс, всегда в мире можно указать на такой, который будет длиться дольше.

Для классической естественнонаучной рациональности было характерно совпадение объяснения явления с его пониманием. Объяснение явления означало создание его наглядной механической модели. Понимание представлялось как интуитивная очевидность.

Общие выводы данной работы можно свести к следующим положениям:

1. Тип естественнонаучной рациональности задается классом решаемых наукой задач, пониманием корректности их постановки и решения.

2. Каждый тип естественнонаучной рациональности развивается, а не формулируется сразу; лишь потом происходит смена самих типов естественнонаучной рациональности.

3. Каждый тип естественнонаучной рациональности приводит к постановке специфических задач, которые являются результатом требований сформировавшегося типа естественнонаучной рациональности.


Заключение

Научное знание двуполюсно, так как создаётся деятельностью субъекта, направленной на предмет. Как результат деятельности научное знание обладает самостоятельностью, независимостью как от субъекта, так и от предмета, с которыми он не совпадает, не совмещается. Не будем сейчас говорить о соотношении идеализаций науки с природной действительностью, но специально подчеркнём, что эти идеализации, рассмотренные с точки зрения неизбежности присутствия в них субъектных характеристик, никогда не включают в себя всего многообразия контекста их создания.

Углубляется понятие объекта – определение микрообъекта как частицы или волны наталкивает на мысль о возможности разной актуализации объективного мира. Микрообъект – не волна и не частица. Он – возможность быть или волной, или частицей. Объект – не предмет, а событие. В классическом естествознании объект всегда противостоял субъекту, находился на переднем крае логического мышления. Сегодня объект оказывается как бы между логическими формами деятельности нескольких субъектов. Разные формы актуализированной действительности предполагают разные способы логического мышления (физический мир со скоростями, далёкими от световой, подчиняется законам классической механики; мир со скоростями, приближающимися к световой, принадлежит квантовой механике.


Список использованной литературы

1. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 331.

2. Физика микромира. - М., 1980, с.318.

3. Рюмен Ю.Б., Рывкин М.Ш. Термодинамика. Статистическая физика и кинетика. - М., с.498.

4. Кучеренко М.Г. Эволюционно-синергетическая парадигма // Единство естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности. Оренбургский гос. ун-т. Оренбург, 1997, с. 27-28