Смекни!
smekni.com

Медико-социальные аспекты долголетия (стр. 3 из 3)

Знаменитый немецкий мыслитель и поэт Гете закончил «Фауста» в возрасте 83 лет. Всему миру известны картины великого Репина, но немногие знают, что последние шедевры были созданы им в 86 лет! А Тициан, Павлов, Лев Толстой! Перечисление имен выдающихся людей, проживших долгую, насыщенную творческим трудом жизнь, можно было бы продолжать бесконечно.


6.Социальные аспекты долголетия

Очевидно, что проблема продления жизни является не только биологической, медицинской, но и социальной. Это полностью подтверждают многочисленные научные наблюдения, а также результаты изучения долгожителей в нашей стране и за рубежом.

Как заметил профессор К.Платонов, что «…человек как индивид и как целостная структура имеет две основные и взаимосвязанные подструктуры, необходимые и достаточные, чтобы охватить все его свойства и индивидуальные особенности: подструктуру организма и подструктуру личности.

Ошибочно рассматривать любую деятельность человека либо только как биологически обусловленную, либо как только социально обусловленную». Нет ни одного социального проявления жизни человека, которое не было бы неразрывно связанно с его биологическими свойствами. К.Платонов приводит пример акселерации человека – ускоренное развитие его в настоящую эпоху. Это есть биологическое проявление его организма, но оно обусловлено социальными влияниями, действующими на продолжительность жизни, улучшение здоровья и физического состояния населения, его расселения в городах и селах и т.д.

Чем больше культура человека, то есть чем больше в нем сказывается влияние социальных отношений, тем больше у него возможностей влиять на свою биологию, на свое здоровье.

Определяющий фактор долгожительства - психологический.

Долгожительство не феномен, а следствие гармонии человека с естественной средой существования. Самое главное в этой гармонии - психологический комфорт в общении и удовольствие от жизни. Основные черты характера долгожителя - спокойствие, сердечность, настроение, полное оптимизма и планов на будущее, добродушие, миролюбивость.

До глубокой старости они сохраняют оптимизм. Кроме того, они умеют управлять своими эмоциями. Одна из абхазских долгожительниц свое долголетие объясняла умением быть терпимой. Она не позволяла себе ни при каких обстоятельствах раздражаться, волноваться из-за мелких неприятностей, а к крупным старалась относиться философски. "Если меня что-то беспокоит, я сразу полностью не расстраиваюсь. Я начинаю беспокоиться "постепенно", растягиваю, так сказать, мое беспокойство на долгий промежуток времени, чтобы при этом сохранить контроль над собой, спокойствие и философский подход. Таким образом, я защищаюсь от чрезмерных страданий и напряжения. Этому я научилась у своих родителей". Отметим, что абхазские долгожители гордятся своей сдержанностью - мелкие ссоры и брань рассматриваются как ненужное раздражение и бессмысленная трата времени.

Американские ученые пришли к выводу, что долгожители, как правило, удовлетворены работой и очень хотят жить. Большинство из них ведут спокойную, размеренную жизнь. Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием суетливости. Многие из долгожителей вели тяжелую трудовую жизнь, испытывали серьезные лишения, но при этом сохраняли спокойствие, стойко переносили все невзгоды.

У долгожителей срабатывает психологическая защита от осознания факта старения и неизбежности смерти, которая определяется особенностями характера, низким уровнем тревоги, контактностью, гибкостью психических реакций. В связи с этими психологическими особенностями долгожителей следует вспомнить высказывание Гуфелаида, который писал в 1653 году о том, что «среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, зависть, ненависть». На основе анализа образа жизни долгожителей за длительный период ученые выделяют традиционные способы продления жизни: психологическая устойчивость, здоровое питание и отсутствие любых вредных привычек, выбор внешней среды обитания. И ученые, изучающие продление жизни в теории, и сами долгожители согласны в одном: главный залог долгой жизни – бодрость духа. То, что люди, настроенные оптимистично, живут дольше пессимистов, доказано давно. Сохранять общительность, не допускать, чтобы с годами сужался привычный круг интересов - вот залог оптимистического взгляда на жизнь. А он в свою очередь обеспечивает психическое здоровье, которое в преклонном возрасте не менее важно, чем физическое.

В своих путевых заметках о Кавказе Карл Май с полной очевидностью пишет, что здесь долгожитель каждый второй и каждая вторая. Он стал искать разгадку и нашел её. Она поразительно проста. Кавказцы живут так долго, потому что им это нравится!

Отношение к долгожителям в прошлом

Рассмотрим, как в различные эпохи и в разных странах было принято относиться к старикам.

В каменном веке отношение к слабым и старым было жестокое. Стариков изгоняли в горы, пустыни. Жизнь одного индивидуума не имела большой ценности, выживание целого рода — вот что было главным. Например, истощились пастбища и охотничьи угодья и надо искать новые. Люди не могли ожидать естественной смерти стариков, не способных выдержать трудную дорогу; переезжая, они оставляли стариков на старом месте. Но шло время, и отношение к старикам менялось. В Древнем Египте нашли папирус, на котором написано поздравление учителю:

Ты отдал этой стране 110 лет жизни,

и члены здоровы твои, как тело газели.

Ты прогнал смерть от своих дверей,

и никакая болезнь над тобою невластна,

над тобою, который никогда не будет старым.

Судя по содержанию манускрипта, египтяне к старикам относились с большим уважением.

Священная книга древних христиан — Ветхий Завет — вменяет в обязанность детям почитать своих родителей и заботиться о них.

В Китае всегда уважительно относились к пожилым людям, проявляли теплоту и сердечность. Если умирал родитель, сын три года носил траур и не имел права путешествовать (и это при том, что китайцы — страстные путешественники). И сегодня старые люди в Китае живут, окруженные заботой и любовью.

В Африке также уважали и уважают своих предков. Африканская философия рассматривает жизнь как вечный круг (рождение, смерть, рождение). Старость представляет собой переходное состояние между жизнью, смертью и новым рождением. Пожилой человек — это кладезь мудрости. Недаром в Мали говорят: «Когда умирает старый человек, умирает целая библиотека».

Увы, отношение к пожилым людям было не везде благожелательным. В Спарте пожилых и болезненных людей сбрасывали в пропасть. В Древнем Риме старого человека тащили к реке, чтобы сбросить его туда. Приговоренные старики имели надпись на лбу: «Тот, которого необходимо сбросить с моста».

И все же, несмотря на узаконенную государством жестокость, находились люди, которые не боялись высказывать иное мнение о стариках. Софокл настаивал на том, чтобы высокие посты занимали пожилые люди, так как они мудры.

В современном мире пожилым людям также не хватает уважительного отношения со стороны молодежи. Но вина ли это только молодежи? Рудольф Штайнер на вопрос, почему наша молодежь не уважает старших, ответил: «Мы не умеем стариться. Старея, мы не делаемся мудрее. Мы просто деградируем и разваливаемся умственно и физически. И только с некоторыми происходит прорыв, и они становятся мудрыми».

Социальная среда

Востребованность в семье и обществе - это то, что необходимо для сохранения здоровья и благополучия в пожилом возрасте.

Многие долгожители были женаты, и не один раз, они вступали в брак и в преклонном возрасте. Так, француз Лонгевиль жил до 110 лет, женился 10 раз, а последний раз — в девяносто лет, жена родила ему сына, когда ему был 101 год. Итак, брак продлевает жизнь.

В абхазской культуре существует множество выработанных веками форм поведения, способствующих преодолению воздействия стрессогенных факторов. Большое значение имеет участие в ритуалах жизненного пути и вообще в значимых для человека событиях значительного числа людей — родных, соседей, знакомых. Подобные формы поведения существуют и у других народов Кавказа. Но в Абхазии обращают на себя внимание масштабы моральной и материальной поддержки, взаимовыручки родных и соседей в ситуациях жизненно важных изменений — свадеб или похорон.

Основной вывод, сделанный в результате данного исследования, заключался в том, что у жителей Кавказа почти полностью отсутствуют чувства неуверенности и тревоги, связанные с ожиданием нежелательных перемен в социальном статусе старика долгожителя по мере увеличения его возраста. Старение и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического характера не приводят к депрессивным состояниям психики долгожителей, что, по-видимому, имеет прямую связь с феноменом долгожительства.


Заключение

Кто из нас не хочет всегда быть молодым! Сегодня ученые всего мира объединились для борьбы с тем, что разрушает человеческий организм, - со старением и преждевременной смертью. Люди среднего и пожилого возраста грустят о безвозвратно ушедшей молодости, а молодежь мечтает о том, чтобы эта прекрасная пора никогда не кончалась.

Не удивительно, что многие говорят: «Зачем нужно жить больше 100 лет?» - полагая, что продление жизни означает продление периода старения и старости со всеми негативными последствиями. Но ведь основная идея долголетия как раз и заключается в продлении молодости и жизнеспособности, восстановлении энергии и укреплении здоровья.

Бернард Шоу, создавая «Назад к Мафусаилу», видел в долголетии идеальное состояние человечества, очень похожее на рай. Люди совершают много ошибок, а если они будут жить долго, то они станут мудрее, а значит, и счастливее.

Я твердо верю, что у каждого человека есть возможность прожить счастливую, полноценную жизнь. Только сам себе человек может помочь вернуть молодость или утраченное здоровье. Важно помнить, что нет предела продолжительности жизни – его для себя каждый человек должен установить сам.

Только от нашей внутренней силы зависит, проявляем ли мы целеустремленность и решительность, способны ли направлять свою энергию по собственному усмотрению или же чувствуем себя жертвой внешних обстоятельств. В идеале каждый из нас должен чувствовать себя творцом своей судьбы. Успех зависит от нашего отношения к жизни.

долгожитель возраст жизнь медицинский


Список литературы

1. Дж.Гласс «Жить до 180 лет», Москва: «Физкультура и спорт»,1991 г.

2. А.Рубакин «Похвала старости», Москва: «Советская Россия»,1979 г.

3. Канунго М. «Биохимия старения», пер. с англ.: «Мир», 1982 г.

4. Христолюбова Валерия «Долгая жизнь без старости», Москва: «Издательство Астрель», 2003 г.