Смекни!
smekni.com

Основы конфигурирования сетевых файловых систем (на примере NFS) (стр. 4 из 12)

Например, считается, что скорость передачи данных в среде Ethernet составляет 10 Мбит/с. Такая скорость кажется достаточно высокой, однако 10 Мбит/с составляет всего 1.25 Мбайт/с, и даже эта скорость на практике не может быть достигнута из-за накладных расходов протокола обмена и ограниченной скорости обработки на каждой из взаимодействующих систем. В результате реальная предельная скорость Ethernet составляет примерно 1 Мбайт/с. Но даже эта скорость достижима только почти в идеальных условиях - при предоставлении всей полосы пропускания Ethernet для передачи данных только между двумя системами. К несчастью такая организация оказывается малопрактичной, хотя в действительности нередко случается, что только небольшое число клиентов сети запрашивают данные одновременно. При наличии множества активных клиентов максимальная загрузка сети составляет примерно 35%, что соответствует агрегатированной скорости передачи данных 440 Кбайт/с. Сама природа такого типа клиентов, характеризующихся интенсивным выполнением операций с данными, определяет процесс планирования конфигурации системы. Она обычно определяет выбор cетевой среды и часто диктует тип предполагаемого сервера. Во многих случаях освоение приложений с интенсивным выполнением операций с данными вызывает необходимость перепрокладки сетей.

В общем случае считается, что в среде с интенсивным выполнением операций с данными, примерно более половины операций NFS связаны с пересылкой пользовательских данных. В качестве представителя среды с интенсивным выполнением операций с атрибутами обычно берется классическая смесь Legato, в которой 22% всех операций составляют операции чтения (read) и 15% - операции записи (write).

Характер рабочей нагрузки NFS

Если бы клиенты NFS постоянно выполняли запросы к серверам (или сетям), то в конфигурацию системы пришлось бы включить огромное число выделенных сетей Ethernet или большое число высокоскоростных сетей типа FDDI или FastEthernet. К счастью, обычно трафик NFS имеет достаточно взрывной характер. Клиенты могут выполнять интенсивные запросы к файл-серверам или сетям, но периоды такой интенсивной работы возникают довольно случайно и относительно не очень часто.

"Полностью активные" клиенты

Все остальное время клиенты генерируют либо небольшое число запросов, либо вообще обходятся без них. Везде далее по тексту мы будем называть клиента, который активно выполняет запросы, полностью активным клиентом. По разным причинам многие клиенты (в ряде случаев таковыми оказывается подавляющее большинство клиентов) часто оказываются не очень занятыми, тем самым не очень нагружая, либо вообще не нагружая свой сервер. Например, некоторые клиенты работают на достаточно мощных системах и могут кэшировать большинство, либо все свои данные. Другие системы используются только часть рабочего времени, и даже интенсивно используемые клиенты часто остаются полностью свободными в то время, когда их владельцы обедают или находятся на совещаниях.

Типовой пример использования NFS

В конце концов примеры использования большинства приложений показывают, что клиенты нагружают сервер очень неравномерно. Рассмотрим работу с типичным приложением. Обычно пользователь должен прежде всего считать двоичный код приложения, выполнить ту часть кода, которая отвечает за организацию диалога с пользователем, который должен определить необходимый для работы набор данных. Затем приложение читает набор данных с диска (возможно удаленного). Далее пользователь взаимодействует с приложением манипулируя представлением данных в основной памяти. Эта фаза продолжается большую части времени работы приложения до тех пор, пока в конце концов модифицированный набор данных не запишется на диск. Большинство (но не все) приложения следуют этой универсальной схеме работы, часто с повторяющимися фазами. Приведенные ниже рисунки иллюстрирую типичную нагрузку NFS.

Рис. 4.2. Журнал трафика NFS в Sun Net Manager для клиента на базе 486/33 PC,
использующего Lotus 1-2-3

На рисунке 4.2 показан фрагмент журнала SunNetManager для ПК 486/33, работающих под управлением MS-DOS. Взрывной характер нагрузки клиентов проявляется очень отчетливо: в короткие промежутки времени видны пики, достигающие 100 операций в секунду, но средняя нагрузка невелика - 7 операций в секунду, а типичная нагрузка возможно составляет около 1 операции в секунду. Этот график снимался с интервалом измерений в одну секунду, чтобы просмотреть скорость транзакций при мелкой грануляции.

Рисунок 4.3 показывает фрагмент журнала SunNetManager для бездискового клиента - SPARCstation ELC с 16 Мбайт памяти, выполняющей различные инструментальные программы автоматизации офисной деятельности. Относительно ровная нагрузка, отраженная на этом графике, является типичной для большинства клиентов (Lotus 1-2-3, Interleaf 5.3, OpenWindows DeskSet, электронной почты с очень большими файлами). Хотя имеются несколько случаев, когда требуется скорость 40-50 операций в секунду, все они имеют небольшую продолжительность (1-5 секунд). Усредненная по времени результирующая общая нагрузка намного ниже: в данном случае существенно ниже 1 операции в секунду, даже если не учитывать свободные ночные часы. На этом графике интервал измерений составляет 10 минут. Заметим, что это бездисковая система с относительно небольшой памятью. Нагрузка от клиентов, оснащенных дисками и большой оперативной памятью будет еще меньше.

Наконец, рисунок 4.4 показывает, как случайная природа работы различных клиентов приводит к эффекту сглаживания нагрузки на сервер. График показывает нагрузку на сервер двадцати бездисковых клиентов с памятью 16 Мбайт в течение десяти дней.

Рис. 4.4. Нагрузка NFS сервера SPARCserver10 в течение 10 дней. Этот сервер обслуживает
20 бездисковых клиентов, в том числе клиента, показанного на рисунке 4.3.

NFS и клиентские ПК

В отличие от рабочих станций, которые работают под управлением UNIX или VMS, наиболее распространенные операционные системы персональных компьютеров MS-DOS и Windows 3.x не используют одноуровневую виртуальную память для выполнения операций с диском или виртуальных операций дискового ввода/вывода. Системы с одноуровневой виртуальной памятью, подобные Solaris, рассматривают все диски и виртуальный дисковый ввод/вывод как расширение памяти. В результате имеет место тенденция откладывать обращение к диску или сети до тех пор, пока это не окажется абсолютно необходимым. Обычно эта стратегия приводит к более равномерному распределению требований ввода/вывода. В системах с небольшой памятью это иногда приводит к большей активности ввода/вывода, хотя в системах с типовым размером памяти такая стратегия обеспечивает в среднем значительно меньшую общую активность ввода/вывода.

Операционные системы реальной памяти

Операционные системы персональных компьютеров используют более простую двухуровневую модель ввода/вывода, в которой основная память и ввод/вывод файлов управляются раздельно. На практике это приводит даже к еще меньшей нагрузке на подсистему ввода/вывода. Например, когда ПК под Windows вызывает для выполнения Lotus 1-2-3, весь 123.exe копируются в основную память системы. При этом в основную память копируется полный код объемом 1.5 Мбайт, даже если пользователь вслед за этим выполнит команду quit без выполнения любой другой функции. Во время выполнения приложения этот клиент не будет выдавать никаких дополнительных запросов на ввод/вывод этого файла, поскольку весь двоичный код находится резидентно в памяти. Даже если этот код свопируется Windows, он будет откачиваться на локальный диск, что приводит к отсутствию сетевого трафика.

В отличие от этого системы, базирующиеся на Solaris, при вызове приложения копируют в память функцию quit и только те функции, которые необходимы для выполнения его инициализации. Другие функции загружаются в страницы памяти позже, при действительном использовании, что дает существенную начальную экономию, а также распределяет во времени нагрузку на подсистему ввода/вывода. Если клиенту не хватает памяти, соответствующие страницы могут быть уничтожены и затем восстановлены с первоначального источника кодов программ (сетевого сервера), но это приводит к дополнительной нагрузке на сервер. В итоге, нагрузка на подсистему ввода/вывода сервера от ПК-клиентов носит гораздо более взрывной характер, чем для клиентов рабочих станций, выполняющих одни и те же приложения.

Более мелкие файлы

Другой характерной чертой пользовательской базы ПК является то, что файлы, используемые этими клиентами, существенно меньше по размеру, чем аналогичные файлы, используемые на рабочих станциях. Об очень немногих приложениях ПК можно сказать, что они характеризуются "интенсивным использованием данных" (см. разд. 3.1.3) главным образом потому, что управление памятью в операционных системах ПК сложно и ограничено по возможностям. Сама природа такой среды, связанная с интенсивной работой с атрибутами, определяет выбор конфигурации системы для решения проблем организации произвольного доступа.

Менее требовательные клиенты

Хотя наиболее быстрые ПК в настоящее время по производительности ЦП вполне могут оспорить превосходство рабочих станций начального уровня, типовой ПК оказывается значительно менее требовательным сетевым клиентом, чем типичная рабочая станция. Частично это происходит из-за того, что подавляющее большинство существующих ПК все еще базируются на более медленных процессорах 386 (и даже 286), а более медленные процессоры как правило работают с менее требовательными приложениями и пользователями. Более того, эти более медленные процессоры, работающие даже на полной скорости, просто генерируют запросы менее быстро, чем рабочие станции, поскольку внутренние шины и сетевые адаптеры таких ПК не настолько хорошо оптимизированы по сравнению с соответствующими устройствами систем большего размера. Например типовые адаптеры Ethernet ISA, доступные в 1991 году были способны поддерживать скорость передачи данных только на уровне 700 Кбайт/с (по сравнению со скоростью более 1 Мбайт/с, которая достигалась во всех рабочих станциях 1991 года), а некоторые достаточно распространенные интерфейсные платы были способны обеспечивать скорость только на уровне примерно 400 Кбайт/с. Ряд ПК, в частности портативные, используют интерфейсы "Ethernet", которые реально подключаются через параллельный порт. Хотя такое подключение позволяет сэкономить слот шины и достаточно удобно, однако такой интерфейс Ethernet оказывается одним из самых медленных, поскольку многие реализации параллельного порта ограничены скоростью передачи данных 500-800 Кбит/с (60-100 Кбайт/с). Конечно когда в пользовательской базе стали превалировать ПК на базе процессора 486, оснащенные 32-битовыми сетевыми адаптерами DMA, эти различия постепенно стерлись, но полезно помнить, что подавляющее большинство клиентов PC-NFS (особенно в нашей стране) попадают в более старую, менее требовательную категорию. Возможности ПК на базе процессора 33 МГц 486DX, оснащенного 32-битовым интерфейсом Ethernet, продемонстрирована на рисунке 4.2.