Смекни!
smekni.com

Автоматизированная система складского учета в ЗАО "Белгородский бройлер" (стр. 8 из 10)

При использовании архитектур клиент/сервер приложений/сервер баз данных (трехзвенных архитектур) появляется возможность снять часть нагрузки с клиента и сервера баз данных на специально выделенный сервер приложений. Тогда появляется возможность проводить вторичную обработку данных отдельно от обработки интерфейса с пользователем и передавать только актуальные данные от сервера приложений к клиенту. При изменении порядка обработки необходимо менять некоторые модули на севере приложений, а не все клиентские программы. При использовании сервера приложений можно организовать общение клиента с СП в абстрактных терминах, а не в терминах СУБД.

Таким образом, при использовании сервера приложений можно решить ряд проблем, встающих перед разработчиками традиционных двухзвенных систем.

4.3 HTML прототипы

HTML прототипы – один из методов демонстрации возможностей будущей системы. Этот способ позволяет детально согласовать параметры Системы с заказчиком, избежав тех ошибок, окторые бы возникли, будь Система разработана полностью.

Для данной Системы прототипы разрабатывались в среде интегрированной разработки Delphi 2006. Дело в том, что к моменту реализации Системы вышла новая версия Delphi, немного более удобная предыдущей в отношении проектирования ASP.NET страниц.

На данном рисунке представлен прототип окна входа в систему (авторизации):

На данном рисунке представлен прототип окна просмотра Приходных накладных:


Для конечного пользователя прототипы компилировались в HTML страницы:


4.4 Бизнес логика

Бизнес логика – это набор правил, по которым Система должна отвечать на тот или иной запрос пользователя.

Согласно выбранной архитектуре Системы вся бизнес логика реализуется на сервере приложений. "Сервер приложений" - это набор программного обеспечения, который позволяет распределить обработку данных по сети, организовать специально выделенные серверы для выполнения определенных задач, организовать многозадачный режим выполнения программ пользователя за счет использования многозадачных операционных систем.

Бизнес логика реализовывалась на языке Delphi в одноименной среде разработки. Для соединения с базой данных использовались компоненты SqlConnection, SqlDataAdapter, DataSet, SqlCommand:


4.5 Разработка интерфейса пользователя

При проектировании экранных форм необходимо реализовать доступность и простоту общения пользователя с информационной системой, нельзя забывать, что система проектируется с целью помочь уменьшить нагрузку на сотрудников компании. Поэтому экранные формы должны отвечать требованиям простоты и доступности:



Глава 5: Экономический эффект

5.1 План анализа экономической эффективности

После завершения работ по созданию и успешного завершения бета-тестирования Система готова к внедрению в реальных условиях предприятия. Для дальнейшего развития Системы необходимо рассчитать экономическую эффективность проекта. Для этого необходимо выбрать направление распространения Системы. Заказчиком системы выступало закрытое акционерное общество "Белгородский бройлер". Произведем расчет экономической эффективности проекта с точки зрения заказного проекта. Структура экономической части при создании программного обеспечения по заказу фирмы следующая:

1. Технико-экономическое обоснование разработки ПО;

2. Расчет затрат на разработку ПО;

3. Стоимость внедрения ПО Заказчиком;

4. Расходы заказчика при эксплуатации ПО;

5. Эффективность внедрения для Заказчика ПО;

6. Правовые аспекты.

5.2 Технико-экономическое обоснование разработки ПО.

Очевидно, что для достижения бизнес цели – "Снижение затрат на сбор данных о движении товаров в розничных магазинах компании" компании необходимо было внедрить некую информационную систему, позволяющую пользователям в магазинах вводить данные о движении товара, а менеджеру – получать "быстрые отчеты".

Выбор пал именно на разработку, а не приобретение соответствующего ПО по ряду причин:

· специфика требований пользователей – они довольно просты и минимальны, им не нужен избыточный функционал сложных систем, ему нужно простое и интуитивно понятное, чему не нужно отдельно обучаться.

· неприемлемая политика лицензирования аналогов – с ростом количества пользователей растёт стоимость системы. Думая о своей web-системе, заказчик понимал, что при росте пользователей в разумных рамках она не потребует никаких доработок.

· слабые каналы связи – в большинстве магазинов доступ в сеть Интернет осуществляется через модемное подключение и заказчик не имел намерений тратить средства на повышение скорости каналов передачи данных.

5.3 Расчет затрат на разработку ПО

К единовременным затратам разработчика относятся затраты на теоретические исследования, постановку задачи, проектирование, разработку алгоритмов и программ, отладку, опытную эксплуатацию, оформление документов, исследование рынка и рекламу.

Затраты на разработку

Поскольку Система разрабатывалась полностью по методологии RUP, было решено отказаться от традиционной системы оценки затрат (ТЗ, эскизный проект, технический проект, рабочий проект, внедрение) в пользу более приемлемой методики. Фазы и содержание работ представлены в таблице 6.1:

Таблица № 6.1

Фаза RUP Содержание работ Трудоемкость
дни %
1. Исследование сбор информации, анализ требований, определение образа проекта в целом 9 10
2. Проработка анализ требований и проектирование системы, планирование необходимых действий и ресурсов, спецификация функций и особенностей дизайна; 23 25
3. Создание низкоуровневая разработка и кодирование 51 55
4. Переходный период создание бета-версии продукта, поставка продукта конкретному пользователю, создание документации 9 10
Итого 92 100

На создание Системы было потрачено 92 рабочих дня или 4 полных месяца.

Оценка затрат включает 3 основных пункта:

· фонд оплаты труда

· приобретение инструментария

· использование Интернет

Затраты на электроэнергию, амортизацию компьютерной техники и прочие расходы настолько малы, что ими можно пренебречь.

Фонд оплаты труда

В проекте был задействован 2 разработчика. Месячная зарплата установлена в размере 10 тысяч рублей. В их обязанности входили все фазы разработки: от исследования до документации. Затраты на оплату труда составили:

2 * 4мес. * 10000руб. = 80000руб.

Приобретение инструментария

Согласно методологии Borland ALM использовался программный пакет, состоящий из следующих приложений, представленных в таблице 6.2:

Таблица 6.2

Продукт Стоимость (у.е.) Стоимость (руб.)
Borland CaliberRM 2005 800(*) 22400
Borland Estimate 2005 500(*) 14000
Borland Together Solo 2005 900(*) 25200
Borland Delphi 2005 1090 30520
Borland StarTeam 2005 1000(*) 28000
Итого 4290 120120

(*) примерная цена, т.к.официально продукт еще не продается

Перечисленные продукты дают возможность создания некоммерческих проектов. Этот фактор использовался при внедрении бета-версии Системы в МЭСИ. В случае же коммерческого внедрения придется потратить на программные средства примерно 120120 рублей.

Использование Интернет

Месячная абонентская плата за использование Интернет составила (таблица 6.3):

Таблица № 6.3

Месяц Компьютер 1 (руб.) Компьютер 2 (руб.)
1ый 724 920
2ой 481 512
3ий 598 610
4ый 146 205
Итого 1949 2247

Суммарные затраты обоих разработчиков на Интернет – 4196 рублей.

Агрегация

Теперь объединим единовременные затраты на разработку (таблица 6.4):

Таблица № 6.4

Вид затрат Затраты (руб.)
Фонд оплаты труда 80000
Приобретение инструментария 120120
Использование Интернет 4196
Итого 204316

Таким образом, в случае коммерческого использования Системы совокупные затраты на разработку составят 204316 рубелей.

В случае тиражирования продукта будут использоваться собственные источники финансирования, поэтому потребность в расчетах движения денежных потоков отсутствует.

5.4 Стоимость внедрения ПО Заказчиком

Статьи расходов организации при внедрении Системы складываются из следующих основных составляющих:

1. Стоимость программного обеспечения специально разработанного для заказчика. В этом случае стоимость равна себестоимости плюс прибыль разработчика (на практике обычно составляет 20-30% от себестоимости), а также налог на добавленную стоимость 20%. Для расчета можно использовать следующую формулу

, где
- себестоимость ПО,
- прибыль разработчика,
- налог на добавленную стоимость. Стоимость, рассчитанная по такой формуле становиться слишком высока, поэтому было принято решение распространять созданную систем как тиражируемое ПО. После расчетов, сделанных другим разработчиком было определено, что стоимость лицензии на один компьютер будет составлять 2000 рублей. Итого за 18 компьютеров стоимость покупки программного обеспечения будет составлять 36000.