Смекни!
smekni.com

Система морской космической разведки и целеуказания (стр. 2 из 3)

За разработку до сих пор не имеющей зарубежных аналогов атомной бортовой электростанции взялся конструктор ОКБ-670 (НПО “Красная Звезда”) авиационной промышленности М.М.Бондарюк. Из-за большого количества технических проблем и в соответствии с начальными проработками было принято решение о параллельной разработке электростанций двух типов - с полупроводниковым преобразователем тепловой энергии ядерного реактора в электрическую и с термоэмиссионным преобразователем (ТЭП). В связи с опережающими успехами в разработке полупроводникового преобразователя в Сухумском физико-техническом институте первый вариант атомной электростанции прошел отработку в составе КА МКРЦ и был вместе с ним принят на вооружение. В 80-х годах были также завершены работы по ТЭП, пройдя отдельные летные испытания в составе приспособленных для этой цели КА МКРЦ. Научное руководство разработкой самих ядерных реакторов осуществлял Физико-энергетический институт. В создание бортовой атомной энергоустановки определяющий вклад внесли ее главные конструкторы М.М.Бондарюк, В.И.Сербии, Н.И.Михневич, ведущие конструкторы НПО “Красная Звезда” Ю.Н.Глазунов, И.М.Вышнепольский, главный конструктор ОКБ-12 авиационной промышленности А.С.Абрамов, начальник отдела С.Ф.Фарафонов, ведущий научный сотрудник ФЭИ В.Я.Пупко и многие другие специалисты. Авторский коллектив разработчиков бортовой атомной электростанции был удостоен Государственной премии СССР.

Создание бортовых комплексов разведки КА МКРЦ осуществляли НИИ-17 (Московский НИИприборостроения) и Калужский филиал ЦНИИ-108 (Калужский НИРТИ).

Разработка комплекса активной радиолокационной разведки проводилась в НИИ-17 под руководством главного конструктора комплекса И.А.Бруханского и Я.Б.Шапировского. Функции главного конструктора космической РЛС бокового обзора осуществлял П.О.Салаганик. Разработка БЦВМ проводилась под руководством главного конструктора БЦВМ М.П.Богачева. В связи с отсутствием данных по фоноцелевой обстановке при зондировании морской поверхности из космоса в качестве таковых были взяты данные, полученные в КБ-1 и НИИ-17 при проведении работ с авиационными РЛС. Эти данные были протестированы и уточнены при проведении аналоговых авиационных испытаний космической РЛС и в процессе летных испытаний системы МКРЦ.

Под руководством члена-корреспондента АН СССР Л.Д.Бахраха была разработана легко компонующаяся на КА антенна РЛС.

Разработка комплекса пассивной разведки со станцией радиотехнической разведки проводилась, последовательно, под руководством его главных конструкторов - директора Калужского НИРТИ С.И.Бабурина и В.Л.Гречки. В создании комплекса существенную роль сыграли В.М.Баланин, В.П.Гущин и начальник отдела В.Д.Арефьев.

Корабельные комплексы разведки и целеуказания создавались Киевским НПО “Квант” под руководством И.В.Кудрявцева и Т.Е.Стефановича (главные конструкторы), Ю.В.Минько и А.Ф.Невдащенко.

Наземный комплекс приема и обработки разведывательной информации разрабатывался НИИ-648 (НИИ точного приборостроения) во главе с главным конструктором Г.Б.Петропавловским, В.Г.Щетининым и Г.П.Виденеевым совместно с МНИИ-1 (ЦНИИ “Агат”) - главный конструктор В.М.Минаев.

Бортовая аппаратура радиолинии передачи информации и приемная часть наземного комплекса была разработана МНИИРС (главный конструктор М.С.Немировский).

В качестве ракеты-носителя КА МКРЦ использовалась специально доработанная для вывода КА боевая ракета разработки Днепропетровского ОКБ “Южное” Минобщемаша (главный конструктор академик М.К.Янгель, ведущий конструктор Л.Д.Кучма - ныне Президент Украины). Для запуска ракеты-носителя под руководством главного конструктора КБТМ Минобщемаша В.Н.Соловьева был создан высокоавтоматизированный стартовый комплекс, который стал прообразом стартового комплекса для других ракет-носителей.

Высокая степень автоматизации стартового комплекса ракеты-носителя позволила разработчикам аппаратуры предстартового контроля и предстартовой подготовки КА (ЦНИИ “Комета” - Л.А.Смирнов, А.Н.Мялик, Ю.В.Маленюк) включить в ее состав устройство, отображающее весь ход предстартовой подготовки ракеты-носителя и КА и осуществляющее на заключительном этапе автоматическое управление запуском ракеты по сигналам (меткам) системы единого времени.

Следует отметить, что разработка системы МКРЦ в ЦНИИ “Комета” проводилась одновременно с разработкой космической системы с противоспутниковой обороны (ПСО). Вследствие этого использовался единый ракетный комплекс, а целый ряд технических решений был унифицирован на уровне созданных технических средств, что удешевило и упростило разработку и создание как системы МКРЦ, так и ПСО.

В процессе разработки системы МКРЦ и ее технических средств много ценных предложений и советов внесли сопровождавшие разработку военные инженеры ВМФ - К.К.Франтц, Б.Н.Сергеев, В.С.Долин, Б.Д.Тронь, А.М.Петров, П.А.Верещагин, П.А.Трофимов и другие специалисты. Большое внимание вопросам создания системы МКРЦ и ее испытаниям уделяли Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков.

К работам по подготовке и проведению испытаний были привлечены сотни специалистов многих КБ, НИИ, проектно-монтажных организаций, Института вооружения МО и испытательных частей МО.

На первом этапе (1965-1966гг.) проводилась летная отработка системы ориентации и стабилизации и двигательной установки на КА с химическим источником тока. Для оценки точности построителей орбитальной системы координат на борту КА была установлена специально для этих целей разработанная автоматическая система астроориентации “Нептун”. В результате были получены уникальные экспериментальные данные.

На втором этапе (1967-1969гг.) проводилась летная отработка системы радиоуправления и изготовленных для этих испытаний имитаторов бортовой атомной электростанции и химического источника тока. Бортовой комплекс системы управления был представлен в полном составе. Успешно проведенные летные испытания этой системы позволили приступить к летным испытаниям активных КА в полной комплектации бортовых средств, в том числе и с бортовой атомной электростанцией.

Государственную комиссию на первом и втором этапах испытаний возглавил генерал-майор А.М.Войтенко.

На заключительном, третьем этапе (1970-1978гг.) проводились летные испытания МКРЦ последовательно в полном составе наземных технических средств: сначала с активными КА, а затем и с пассивными. Государственную комиссию возглавил заместитель главкома ВМФ адмирал Н.Н.Амелько. Техническое руководство работами по подготовке и проведению испытаний на всех этапах осуществляли А.И.Савин, М.К.Серов, Ю.Е.Петрущенко, М.Б.Гуревич, Г.Ф.Зотов. Завершались летные испытания системы с использованием первых образцов КА, изготовленных Ленинградским КБ “Арсенал” им. М.В.Фрунзе и “Мосприбором” (ЦНИИ “Комета”). При завершающей стадии летных испытаний системой выполнялись и эксплуатационные функции, предоставляя Военно-Морскому Флоту ценные сведения о надводной обстановке в Мировом океане.

В процессе испытаний системы значительный вклад внесли коллективы 69-го ИЦ ВМФ под руководством Г.Ф.Дицкого, Е.Г.Вострикова, Г.В.Яковлева, В.Н.Дюкарева и НИИП-5 МО под руководством А.М.Войтенко, В.И.Нестеренко, П.С.Батурина.

В результате испытаний система МКРЦ с КА активной радиолокационной разведки была принята на вооружение в 1975г., а в полном составе, в том числе с КА радиотехнической разведки, - в 1978г.

Как в процессе проведения летных испытаний, так и на начальном этапе эксплуатации проводились исследования по возможности улучшения ТТХ системы МКРЦ, по результатам которых было принято решение о модернизации космических аппаратов и доработке наземных средств системы.

Модернизация КА без внесения принципиальных изменений в их конструкцию была поручена Ленинградскому КБ “Арсенал” им. М.В.Фрунзе, ЦНИИ “Комета” и другим разработчикам бортовых систем КА, что позволило за счет внедрения в бортовую аппаратуру современной для середины 70-х годов элементной базы - микросхем существенно улучшить ТТХ системы МКРЦ и повысить срок активного существования КА в 4—6 раз. Активная роль в улучшении конструкции КА принадлежит КБ “Арсенал” им. М.В.Фрунзе, и в частности, главным конструкторам В.Ф.Калабину, Ю.Ф.Валову, а также Б.И.Полетаеву, В.Г.Волкову.

Высокая эффективность созданной системы МКРЦ особенно ярко проявилась летом 1982г. во время англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Система позволила полностью отслеживать обстановку на море, по полученной от системы информации Главным штабом ВМФ был определен момент начала высадки английского десанта.

При проведении в процессе эксплуатации системы МКРЦ очередного запуска КА активной радиолокационной разведки “Космос-964” выявился весьма существенный недостаток системы управления переводом РОЧ КА, что привело в январе 1978г. к вхождению конструкции ядерного реактора с целой активной зоной в плотные слои атмосферы и, в конечном счете, к выпадению на поверхность Земли в районе Б.Невольнического озера (Канада) некоторого количества радиоактивных осадков.

По результатам проведенного анализа были разработаны и внедрены мероприятия, полностью исключающие возможность несрабатывания системы управления переводом в аналогичных и других ситуациях. Одновременно в конструкцию бортовой атомной электростанции были внесены изменения, обеспечивающие полное сгорание активной зоны ядерного реактора при любом его вхождении в плотные слои атмосферы. Эффективность этих мероприятий была подтверждена в 1983г., когда перевод РОЧ КА из-за неисправности его исполнительной схемы, возникшей в процессе этой операции, не сработал и активная зона реактора сгорела в верхних слоях атмосферы (КА “Космос-1402”). При этом проведенный тщательный контроль со стороны как СССР, так и США каких-либо радиоактивных загрязнений поверхности Земли не обнаружил.