Смекни!
smekni.com

Система морской космической разведки и целеуказания (стр. 1 из 3)

А.И. Савин, академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, Г.Ф. Зотов лауреат Государственной премии, Ю.Е. Петрущенко лауреат Государственной премии

В конце 50-х - начале 60-х годов в Военно-Морском Флоте началось широкое внедрение нового национального вида морского оружия -самонаводящихся противокорабельных крылатых ракет (ПКР) оперативно-тактического назначения. Эффективное использование этих ПКР было невозможным без всепогодной системы загоризонтного целеуказания на всей акватории Мирового океана, что могло быть обеспечено только космической системой.

Идея использования космических средств для обеспечения целеуказанием нового поколения противокорабельных крылатых ракет родилась в 1960г. в организациях промышленности - ОКБ-52 (генеральный конструктор В.Н.Челомей), КБ-1 (генеральный конструктор академик А.А.Расплетин) - и в Военно-Морском Флоте (В.А. Сычев, М.И.Ковалевский, К.К.Франц).

Для реализации этой идеи требовалось проведение широкого круга научных исследований и решения ряда научно-технических проблем по созданию:

- радиолокационных и радиотехнических средств всепогодной разведки морской поверхности из космоса, способных при работе в автоматическом режиме производить обнаружение надводных кораблей (НК) на фоне взволнованной морской поверхности и излучений корабельных радиотехнических средств (РТС) и точно определять их координаты;

- космических аппаратов (КА), способных выводить в космос бортовые средства всепогодной разведки, имеющих автоматически действующую систему ориентации осей КА в орбитальной системе координат, оснащенных достаточно мощными источниками бортового питания и способных корректировать свое орбитальное движение по команде с Земли;

- системы радиоуправления КА, оперативно и точно определяющей и прогнозирующей орбитальное движение КА с выдачей команд для обеспечения функционирования бортовых систем в процессе орбитального полета КА;

- автоматизированного наземного комплекса системы для управления КА, приема и обработки передаваемой с них разведывательной информации;

- корабельных комплексов разведки и целеуказания, осуществляющих прием без активного запроса информации с КА при их работе в режиме “обнаружил-передаю”, селекцию главных целей корабельных группировок и ввод их координат в стрельбовой комплекс ПКР;

- ракетного комплекса для вывода КА системы на орбиту ИСЗ с жесткими требованиями по времени запуска и параметрам исходной орбиты.

В связи с низкой орбитой, выбранной для оптимальной работы РЛС, исключалась возможность использования солнечных источников тока и возникла необходимость решения научно-технической проблемы создания космической атомной электростанции, что, в свою очередь, привело к необходимости разработки радиационно стойкой бортовой аппаратуры и внедрения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на всех этапах подготовки и эксплуатации КА. Решение указанных выше научно-технических проблем могло быть обеспечено только путем комплексного подхода к созданию космической системы, способной решать задачи разведки наводной обстановки на океанских театрах и обеспечения целеуказанием ПКР ВМФ.

Первое правительственное решение о развертывании опытно-конструкторских работ по созданию системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) вышло в марте 1961г. К разработке системы были привлечены крупнейшие КБ и НИИ авиационной и радиотехнической промышленности, а для создания бортовой атомной электростанции - Физико-энергетический институт (академик А.И.Лейпунский) и Институт атомной энергии им.И.В.Курчатова (академики М.Д.Миллионщиков и А.П.Александров). Курирование работ по созданию атомной электростанции осуществлял Комитет по использованию атомной энергии (Ю.И.Данилов, В.М.Тюгин). Впоследствии эти работы сосредоточились в Министерстве среднего машиностроения СССР.

Головной организацией по системе и головным разработчиком ракетно-космического комплекса системы первоначально было определено ОКБ-52; КБ-1 являлось головной организацией по радиоэлектронным комплексам системы и головным разработчиком системы управления. В 1964г. в связи с прекращением разработки в ОКБ-52 специализированной ракеты УР-200, предназначенной для вывода на орбиту КА системы МКРЦ, за ОКБ-52 были сохранены функции головного разработчика КА, а головной организацией по системе было назначено КБ-1. Разработкой системы в КБ-1 занимался коллектив ОКБ-41 (главный конструктор А.И.Савин, с 1973г. возглавивший вновь созданный ЦНИИ “Комета”).

От Министерства обороны заказывающим органом было определено Управление ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ (В.А.Сычев, М.И.Ковалевский), а ведущим институтом МО - Институт вооружения ВМФ (Н.И.Боравенков, К.К.Франтц).

В решении комплексных вопросов создания системы от головной организации (КБ-1) активное участие принимали заместители главного конструктора: начальник тематического отдела М.К.Серов (впоследствии главный конструктор системы МКРЦ), начальник тематической лаборатории (отдела) по наземному комплексу системы Ю.Е.Петрущенко, начальник тематической лаборатории (отдела) по бортовым комплексам системы Г.Ф.Зотов, начальник теоретического отдела И.Г.Ропопорт, начальник тематико-теоретической лаборатории В.В.Бритвин. В отработке системы в процессе проведения летных испытаний, наряду с упомянутыми лицами, активное участие принимали ведущие специалисты КБ-1, а затем и Ю.С.Баранов, К.И.Денисов, С.А.Мищуков, И.Б.Балев, А.Г.Шилкин и другие специалисты ЦНИИ “Комета”.

Кроме тематического ведения системы МКРЦ, КБ-1 проводило разработку наземного и бортового комплексов управления системы МКРЦ и отработку ракетно-космического и наземного комплексов системы в целом.

В процессе проведения работ была предложена и реализована оригинальная однопунктовая система радиоуправления, обеспечивающая точное определение параметров орбитального движения КА и его прогнозирование за два прохода над пунктом управления с выдачей необходимых для суточного функционирования КА команд с точной привязкой к системе единого времени. Создание однопунктовой системы радиоуправления базировалось на предложенной И.Г.Ропопортом модели математического описания орбитального движения КА в виде отклонений от заданной орбиты, что позволило упростить соответствующие управления. В создании наземных технических средств системы управления активная роль принадлежит М.К.Серову, Ю.Е.Петрущенко, В.Г.Хлибко, В.В.Крохину, А.Д.Мочалову, А.Г.Шилкину и другим специалистам.

Бортовой комплекс системы управления, помимо бортовой аппаратуры радиоуправления, в свой состав функционально включает систему ориентации и стабилизации КА, бортовой эталон времени и приборы, обеспечивающие фиксацию необратимого отказа КА с автономной электростанцией и управление КА в процессе перевода его радиационно-опасной части (РОЧ) на орбиту с длительным сроком ее существования в качестве ИСЗ. Последнее обеспечивало решение задачи радиационной безопасности при необратимом отказе КА. Принципы управления КА при переводе РОЧ КА на орбиту длительного существования были предложены И.Б.Балеевым, В.В.Бритвиным, Г.Ф.Зотовым, А.Ф.Савиным, М.К.Серовым и П.К.Шеминым совместно с конструкторами ОКБ-52 (НПО “Машиностроение”).

В связи с отсутствием в то время интегральных микросхем бортовая аппаратура радиоуправления, включающая в свой состав ретранслятор сигналов наземной станции с приемником команд и бортовое командно-программное устройство, создавалась на базе специально разработанных микромодулей. В создании этой аппаратуры большой вклад внесли В.П.Васюков, И.М.Мошкунов, С.С.Клопков, Э.М.Креймерман и другие ведущие специалисты КБ-1 (ЦНИИ “Комета”).

Оригинальная для того времени бортовая система ориентации и стабилизации КА обеспечивала не только ориентацию осей КА в орбитальной системе координат, но и фиксацию факта необратимого отказа в ориентации КА с выдачей соответствующих команд. Определяющая роль в создании системы ориентации и стабилизации принадлежит ее главному конструктору П.М.Кириллову, его заместителю В.А.Новикову и другим ведущим специалистам КБ-1 (ЦКБ “Алмаз”).

Разработанные в ОКБ-52 (НПО “Машиностроение”) под руководством академика В.Н.Челомея КА МКРЦ отличаются оригинальной для того времени конструкцией, рассчитанной на авиационную технологию изготовления. Первоначально предусматривалось размещение на одном КА космической РЛС, как основного средства разведки надводных кораблей (НК) и радиотехнического пеленгатора излучений корабельных РЛС в качестве средства, дополняющего космическую РЛС. Однако в связи с имеющимися ограничениями по массе бортовой аппаратуры по инициативе директора ЦНИИ-108 П.С.Плешакова (впоследствии министра радиопромышленности СССР) и А.А.Расплетина было принято решение о создании для системы МКРЦ КА двух типов: активного КА с бортовой космической РЛС и атомной электростанцией и пассивного КА с солнечным источником тока для радиотехнической разведки.

Электрическая установка на солнечных батареях разрабатывалась непосредственно в ОКБ-52. В разработке системы МКРЦ видную роль сыграли такие ведущие специалисты ОКБ-52, как Г.А.Ерфемов, М.Б.Гуревич, И.А.Скипетров, В.Г.Гогин, В.Г.Ивашин, Г.А.Болтянский, А.Г.Жамалетдинов, Н.П.Белогрудин, А.И.Эйдис, В.В.Сачков, В.Е.Самойлов.

В связи с ограничениями по выводимой ракетой-носителем массе КА в ОКБ-52 было принято решение о выводе КА на баллистическую траекторию с последующим собственным доразгоном с вершины баллистической траектории до орбиты ИСЗ.

В результате разрабатываемая сначала в ОКБ-300, а затем в Тураевском МКБ “Союз” двигательная установка должна была включать в свой состав сравнительно мощный двигатель доразгона, средние по тяге двигатели коррекции орбитального движения и очень экономичные двигатели стабилизации с малой тягой. В создании такой, не имеющей себе аналогов, двигательной установки ведущую роль сыграли главный конструктор В.Г.Степанов, его заместители И.Б.Кизельштейн и В.С.Титов, начальники отделов Д.Д.Гилевич и Н.В.Ульянов.