Смекни!
smekni.com

Искусство арабских стран, Ирана и Турции, VII—XVII вв. (стр. 2 из 4)

Ислам и архитектура

Несмотря на войны и смены власти, арабские города быстро разрастались — во многом благодаря морской и сухопутной торговле, паломничеству верующих, а также миграциям ремесленников и переходящих к оседлости племен. Главное место в застройке городов занимали культовые здания — мечети, архитектура которых формировалась в соответствии с их назначением и местными строительными традициями. Обряды мусульман первоначально не требовали сооружения специальных зданий для молитвы, ибо, как сказано в одном из хадисов: «Земля сотворена для меня как место поклонения и место чистоты, и где бы ни возникла у человека моей общины необходимость в молитве, пусть он молится». Арабским отрядам в походах в качестве места поклонения служила очерченная на песке территория, а киблу (направление к Каабе — главной святыне мусульман) определяли по тени воткнутого в землю копья. Первые мечети, как утверждал арабский историк IX в. аль-Балазури, были «нарисованными»: они представляли собой очерченный, иногда обведенный рвом участок земли.

Построенные мечети появились лишь в 665—670 гг. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять и более рядов колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал. Так сформировался распространенный в арабской архитектуре арабских стран тип колонной мечети. Особую выразительность интерьерам колонных мечетей придавали ряды арок, на которые опиралась крыша. Идея создания пространства из множества одинаковых ячеек, образуемых равномерно расставленными аркадами, получила распространение во всем арабском мире. Ячейки можно было легко добавить или убрать и тем самым при необходимости менять размеры здания. Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть (масджид) служила местом индивидуальной молитвы. Джами (или джума), соборная (или пятничная) мечеть, предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главная джами города стала называться Большой мечетью (Джами иль-Кабир). В дни больших праздников горожане отправлялись в загородную мечеть — мусалла, которая представляла собой открытую площадку с единственной стеной, обращенной к Мекке.

Отличительной чертой всякой мечети с конца VII — начала VIII вв. стал михраб — ориентированная на Каабу священная ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или полукуполом и вставленная в раму. Стрельчатое завершение михраба отмечает важнейшую точку на священной «оси ислама», благодаря которой осуществляется мысленная связь молящегося с земной Каабой, отражающая его духовную связь с Каабой небесной. Святость михраба подчеркивается его убранством и освещением, которое соответствует словам Корана: «Аллах — свет небес и земли. Его свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины… Масло его готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает…».

В отличие от обыденной масджид, соборная мечеть (джами) имеет минбар — кафедру, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит обязательную пятничную проповедь. Минбар всегда расположен справа от священной ниши-михраба. Первый минбар в форме сиденья с двумя ступенями был сделан по заказу Мухаммада в 629 г. В IX—XIV вв. сложился тип деревянной или каменной кафедры-минбара в виде высокого трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом-порталом.

Начиная с VIII в. важнейшим признаком соборной мечети стал минарет — высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве, чтобы он был хорошо слышен всем жителям города. Вероятно, идею минарета подсказала мусульманам христианская колокольня. Однако очень скоро минарет превратился в символ мусульманского присутствия на завоеванных территориях. В различных формах минаретов отразились местные строительные традиции и эстетические вкусы. На западе мусульманского мира получили развитие варианты четырехгранных минаретов, а на востоке — круглоствольных. Известны также три спиралевидных минарета — два из них находятся в Самарре (Минарет Мальвия), один — в знаменитой мечети Ибн Тулуна в Каире (Египет). Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, сталактитовыми карнизами и ажурными решетками балконов, лентами орнаментов и надписей. Завершались минареты фонарем, маленьким куполом или шатром.

С XII в. на востоке распространился тип соборной мечети с четырьмя айванами (сводчатыми или колонными залами без передней стены) на каждой стороне двора. Айванная композиция характерна также для медресе (мусульманских богословских школ или университетов), а также для караван-сараев (постоялых дворов).

Искусство халифата Омейядов

В эпоху первых арабских завоеваний и во время правления династии Омейядов (661—750), воцарившихся в древнем Дамаске (Сирия), на путях продвижения военных отрядов возникали новые поселения, больше похожие на укрепленные военные лагеря. Таковы Куфа и Басра на юге, Мосул на севере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе. Для защиты границ мусульманского мира на его окраинах сооружались рибаты — крепости, обители благочестивых воинов, борцов за веру. Несколько рибатов сохранилось в Тунисе (в городах Сус и Монастир).

Дворцы, воздвигнутые в городах при Омейядах, почти все бесследно исчезли. В относительной сохранности остались так называемые «замки пустыни» — резиденции халифов и придворной знати, построенные вдали от беспокойных и многолюдных городских центров. Затерянные в песках руины на пустынных землях Сирии и Иордании вызывают изумление самим фактом выбора столь суровой и безрадостной местности. Но в те далекие времена эти места были обитаемы и орошаемы, в них сооружались искусственные водоемы, каналы, плотины, подземные цистерны; возделывались земли, разводились сады и охотничьи угодья. Эти замки, равно как и тунисские рибаты, были сложены из тесаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами в плане образовывали квадрат. Внутрь вел единственный вход в центре главного фасада. Все помещения выходили на мощеный внутренний двор. Интерьеры замков были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Самые знаменитые из них — Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.) и Мшатта (1-я пол. VIII в.) в Иордании, Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (ок. 728) в Сирии.

Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось с сооружения в Иерусалиме знаменитой Куббат ас-Сахры (буквально: Купол Скалы). Куббат ас-Сахра — третья по значению святыня после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине. Согласно преданию, Куббат ас-Сахра была построена в честь знаменательного события Священной истории ислама — чудесного ночного путешествия пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим, совершенного на волшебном крылатом коне: Мухаммад вознесся на небо, оттолкнувшись ногой от скалы, и оставил на камне отпечаток своей ступни. Именно тогда Мухаммаду было дано наставление об обязательной пятикратной ежедневной молитве, а также были показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад. Куббат ас-Сахра была воздвигнута в 687—91 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, — на этой горе, по преданию, прародитель иудейского народа Авраам готовился принести в жертву Богу своего единственного сына Исаака, а впоследствии иудейский царь Соломон построил Иерусалимский храм. Историк Х в. аль-Мукаддаси утверждает, что Куббат ас-Сахра должна была затмить находившуюся рядом христианскую церковь Гроба Господня, дабы «не ослеплялись умы мусульман» ее великолепием и громадными размерами. Другой историк писал: «Это скала, о которой сообщают, что Посланник Божий поставил на нее свою стопу, затем же Абд аль-Малик (халиф в 685—705) построил над ней купол… и люди взяли в обычай обходить скалу точно так, как они делали вокруг Каабы». Для мусульман Куббат ас-Сахра была символом победы и торжества ислама. Действительно, Куббат ас-Сахра царит над городом: в панораме Старого Иерусалима сразу бросается в глаза огромный, вознесенный над скалой золотой купол. На половине высоты центральная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутреннее помещение которой разделено надвое столбами и колоннами. Таким образом, вокруг священной скалы создается двойной обход. Сама скала, выступающая над уровнем пола на полтора метра, окружена четырьмя мощными столбами, между которыми установлены изящные колонны. Под скалой, в пещере, устроено небольшое святилище. Высота подкупольного пространства храма (около 20 м) равна диаметру купола, что придает всей конструкции устойчивость и пропорциональность. Архитектурные элементы каждого вида используются ровно четыре раза, возможно в этом прослеживается связь с четырьмя буквами, составляющими слово «аллах» (в арабском написании), а также с квадратом, составляющим основу Каабы. Интерьер здания поражает великолепием отделки. Стены облицованы узорчатыми мраморными панелями, колонны венчают золоченые капители. Массивные балки и притолоки входных дверей обшиты бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок декорированы мозаиками зеленых, синих, перламутровых, пурпурных и золотых тонов. Купол (который был установлен на месте старого в 1022 г.) изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Столь же пышно и наружное оформление здания, обновленное в XVI и XIX вв.

Еще одной важнейшей святыней мусульманского мира является мечеть Аль-Акса (буквально: Отдаленнейшая), которая была построена при сыне Абд аль-Малика. Эта мечеть также находится на Храмовой горе в Иерусалиме, и ее тоже связывают с ночным путешествием Мухаммада. Здание мечети несколько раз разрушалось во время землетрясений, и только в 1033 г. были заново воздвигнуты стены, которые существуют до наших дней.