Смекни!
smekni.com

Искусство арабских стран, Ирана и Турции, VII—XVII вв. (стр. 4 из 4)

Альгамбра дала наименование стилю декоративно-прикладного искусства. Среди произведений, выполненных в этом стиле, — большие керамические вазы с изящно-витиеватой росписью люстром. По манере исполнения узора они напоминают «альгамбрские» шелковые ткани, парчовую вышивку, парадное оружие, золотые с эмалью украшения. Чарующий стиль «альгамбра» таит в себе догадку о «скрытом сокровище», понимаемом мусульманским искусством как зашифрованный путь к постижению высшего знания и совершенной красоты.

Искусство империй Тимуридов, Сефевидов и Османов

В XV—XVII вв. достигли расцвета позднесредневековые империи: Тимура и Тимуридов (1370—1507) в Средней Азии, Сефевидов (1502—1736) в Иране, Османских султанов (1299/1300—1922) в Турции. Наступила эпоха создания грандиозных городских архитектурных ансамблей, величие и пафос которых должны были производить неизгладимое впечатление на подданных империи. Работы велись с небывалым размахом. Для строительства столицы Тимура — Самарканда — собрали мастеров из Средней Азии, Индии, Ирана, Ирака, Азербайджана и Сирии. В начале XV в. в Самарканде появились два уникальных сооружения: соборная мечеть Тимура, так называемая Биби-Ханым, и его величественный мавзолей Гур-Эмир, увенчанный великолепным рубчатым куполом с керамической облицовкой.

В столицах государств Средней Азии и в Иране центром архитектурного ансамбля стала парадная площадь — регистан (в Самарканде и Бухаре) или майдан (в Исфахане). Арочный портал (пештак), оформлявший главный вход в мечеть, медресе, караван-сарай, мавзолей или дворец — «повернул» монументальные здания и ансамбли «лицом» к городу. Эффектность архитектуры во многом достигалась благодаря керамической мозаике, мрамору, росписям, лепнине и резьбе, которые, подобно цветистому ковру, покрывали здания, сглаживая массивность архитектурных конструкций (Шахи-Зинда, медресе Улугбека).

В городах Османской империи величие верховной власти султана («тени Бога на земле») подчеркивалось масштабами и формами внушительных турецких мечетей. Громоздящиеся друг на друга галереи, башенки, выступы, полукупола возносили на головокружительную высоту центральный купол, окруженный устремленными в небо копьевидными минаретами. Столичный архитектурный ансамбль этого периода мог включать в себя парадные дворцовые здания. Однако в целом дворец как средоточие власти оставался объектом «скрытой архитектуры». Дворцы Сефевидов в Иране — легкие и изящные, украшенные сюжетными росписями и изразцовыми картинами — были скрыты зеленью садов и парков, где бродили лани и павлины, прятались по кустам фазаны, пели соловьи, а в изобилующих рыбой прудах плавали лебеди. В Каире, Дамаске, Стамбуле, городах Магриба дворцовые ансамбли представляли собой сложные архитектурные комплексы с многочисленными внутренними дворами, парадными переходами, величественной официальной частью и роскошными жилыми покоями. Здесь дворцовые комплексы, как и раньше, были окружены высокими непроницаемыми стенами. Такова, например, резиденция османских султанов Топкапы-сарай в Стамбуле. Ныне это крупнейший историко-художественный музей.

Один из самых известных зодчих мусульманского мира — архитектор Синан (1489/90 — 1578/88). Именно ему архитектура Турции XVI в. обязана своим небывалым расцветом и достижениями. Огромное архитектурное наследие Синана (триста восемнадцать сооружений) включает отдельные здания, культовые комплексы, городские ансамбли. По происхождению грек-христианин, в 1512 г. он попал под рекрутский набор и стал янычаром (янычары составляли отборную пехоту турецкого султана). На протяжении многих лет Синан участвовал в завоевательных походах султанов Селима I Грозного (1512—20) и Сулеймана I Законодателя (1520—66). Во время военных действий в Молдавии в 1538 г. Синан за тринадцать дней возвел мост через реку Прут, после чего был назначен главой имперских архитекторов. В этой должности он пробыл пятьдесят лет. Как военный инженер Синан строил мосты, акведуки, подземные кладовые. Как архитектор — возводил большие и малые мечети, медресе, мавзолеи султанов, цариц и представителей знати, госпитали, караван-сараи, обители дервишей и приюты, дворцы, общественные бани. Помимо Турции, Синан работал в Сирии, Македонии, Боснии, Герцеговине и в Крыму. Наиболее выдающиеся сооружения были возведены Синаном, когда ему было уже за пятьдесят. Это комплексы трех прославленных соборных мечетей — Шахзаде (Мечеть принцев) и Сулеймание (Мечеть Сулеймана I) в Стамбуле и Селимие (Мечеть Селима II) в Эдирне (Турция). Шахзаде (закончена в 1548 г.) Синан спроектировал в возрасте 54 лет, однако считал ее работой ученика. Мечеть Сулеймание (1549—57) архитектор создал в 60 лет и считал ее работой подмастерья. Мечеть явилась центром архитектурного ансамбля, включавшего университетские, жилые и благотворительные здания, а также мавзолеи Сулеймана I. Мечеть Селимие (1569—75) была построена Синаном в восьмидесятилетнем возрасте. Лишь эту работу архитектор признал творением мастера. Пирамидальные, увенчанные громадой центрального купола, «охраняемые» минаретами мечети Сулеймание и Селимие со всей полнотой и великолепием воплотили грандиозность имперских замыслов турецких правителей, стали монументами их славы и могущества. Но для нас это прежде всего уникальные памятники архитектуры, созданные удивительным талантом великого художника, инженера и математика. Синана, как и его предшественников, безусловно, вдохновляла неповторимая архитектура храма Св. Софии Константинопольской, которая после взятия византийской столицы мусульманами была превращена в мечеть Айя-София. Возведенные из серого камня, подчиненные логике геометрических форм, постройки Синана снаружи кажутся строгими, почти суровыми. Однако интерьеры мечетей поражают разнообразием и обилием многоцветного убранства, чем вполне отвечают мусульманской идее «скрытой архитектуры». Своими прекрасными творениями Синан создал художественный стиль, который на столетия определил пути развития турецкой архитектуры (Мечеть Ахмета).

В XVI—XVII вв. в Иране, Азербайджане, Средней Азии и Турции были популярны узоры на темы роскошной цветущей природы, в которые вплетались традиционные изображения животных, царской охоты, пира, поединка или свидания в саду. Во многие страны вывозились прекрасные произведения иранского и турецкого декоративно-прикладного искусства: узорчатые ткани (бархат, атлас, парча), великолепные шелковые и шерстяные ковры, парадное оружие, изделия из дерева, украшенные костью и перламутром, рукописи и альбомы в кожаных переплетах, содержавшие образцы каллиграфии и миниатюры.

Миниатюра

Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность и была плодом совместных усилий каллиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переплетчика. Чтение и рассматривание рукописи должно было доставлять интеллектуальное и эстетическое наслаждение. Миниатюры конца XII—XIV вв., созданные в мастерских городов Ирака, Ирана, Сирии и Египта, унаследовали традиции сирийской и византийской живописи. При всех различиях в художественных приемах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют много общего. Условность в изображении места действия и персонажей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и цветом, множеством занимательных подробностей. Жанровые сценки окрашены мягким юмором, порой скрывающим насмешку; их действующие лица отличаются театральной выразительностью жестов и живостью поз. Наиболее ярко эти черты проявляются в иллюстрациях к «Макамам» (поучительным коротким рассказам) знаменитого арабского писателя аль-Харири (1054—1122).

Миниатюра в ту эпоху воздействовала на стиль всех видов декоративного искусства. Наиболее популярные изображения — сцены царских приемов, пиров, охот, сражений, портреты правителя на троне или на коне — почти без изменений переносились со страниц рукописей на сосуды из керамики, стекла и бронзы, включались в узоры тканей, ковров и резных шкатулок из ценных пород дерева или слоновой кости (Чаша с охотниками). О расцвете миниатюры в XII в. можно судить по живописи на керамике, обнаруженной при раскопках египетского города Фустата или выполненной в мастерских иранских городов Рея, Кашана и др. (Чаша с сокольничим верхом на коне). Великолепным достижением искусства является иранская многоцветная керамика минаи: чаши и кубки, расписанные цветными эмалями по непрозрачной глазури (стекловидному покрытию, закрепляемому обжигом).

В XV в. при дворе Тимуридов в Герате (Иран) работала книжная мастерская, где были собраны лучшие каллиграфы и живописцы из Багдада (Ирак), Шираза и Тебриза (Иран). Там сложился утонченный стиль миниатюры, которую отличали изящный рисунок и чистые «звучные» краски (Меджнун в пустыне. Миниатюра к «Хамсе» Низами, Лев, атакующий быка. Миниатюра к «Калиле и Димне»). В Герате работал выдающийся миниатюрист, «редкость эпохи» Кемаледдин Бехзад (ок. 1455—1535/1536). В своих произведениях, то насыщенных действием, то лирических, то располагающих к размышлению, он создал многогранный мир поэтических и философских образов. В 20-е гг. XVI в. Бехзад возглавил придворную книжную мастерскую в первой столице Сефевидов — Тебризе; его творчество оказало значительное влияние на развитие тебризской и других восточных школ живописи (Игра в поло).

Одним из самых тонких колористов и искусных рисовальщиков XVI в. был тебризский мастер Султан Мухаммед, автор аристократически изысканных портретов юных принцев. Стиль школы Исфахана (Крестьяне в поле), столицы Сефевидов с конца XVI в., складывался под влиянием творчества придворного художника Аббаси (ок. 1575—1635), замечательного рисовальщика, автора галереи утонченных образов юных придворных и выразительных портретов стариков.

При дворе османских султанов в Стамбуле в XV в. работали итальянские мастера, в XVI—XVII вв. — каллиграфы, орнаменталисты и миниатюристы из Ирана и Азербайджана, рядом с ними трудились и местные художники. Османские владыки в первую очередь требовали от художника умения убедительно воплотить идею абсолютной власти султана. В турецкой миниатюре султан представал как идеальный правитель, глава превосходно устроенного государства (Махмуд II). Произведения придворных художников живописали успешные военные походы, пышные дворцовые приемы, празднества и торжественные парады. Художникам полагалось хорошо знать воссоздаваемые ими события. Вследствие этого придворные живописцы нередко служили одновременно придворными историками и сопровождали султана в военных походах. Турецкие миниатюры красочны и занимательны, они изобилуют деталями, документально воссоздающими образ эпохи (Селим II, принимающий сефевидского посла в своем дворце в Эдирне, Мурад II на стрельбище).

Став достоянием мировой культуры, произведения искусства из арабских стран, Ирана и Турции оказали заметное воздействие на развитие орнаментального искусства и художественные вкусы России, Испании, Франции и других стран.